Колонка ректора

Доклад ректора СВФУ Е.И. Михайловой
на пленарном заседании Северо-Восточного
образовательного форума
9.12.2014 г.
Уважаемые участники форума!


Слайд 1.
Сегодня исполняется ровно пять лет, как 9 декабря 2009 года на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике были впервые рассмотрены концепции создания Приволжского, Уральского, Северного (Арктического), Северо-Восточного и Дальневосточного федеральных университетов, на основе которых позже были разработаны и утверждены программы развития.
Миссия, определенная Концепцией создания и государственной поддержки развития федеральных университетов, накладывает на них ответственность за формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок.
За пять лет создана сеть ведущих российских университетов, являющихся интегрированными инновационными научно-образовательными комплексами, осуществляющими подготовку кадров и проведение исследований для важнейших кластеров в рамках программ социально-экономического развития регионов.
Слайд 2.
На начало 2014 г. в СВФУ обучалось более 19 тыс. студентов из 37 субъектов РФ и 30 зарубежных государств, более 600 аспирантов, интернов, ординаторов и докторантов. В университете работают около 5 тыс. преподавателей и сотрудников.
В состав университета входят 13 институтов, 6 факультетов, 6 НИИ, 2 колледжа. Университет имеет 3 филиала (Технический институт в г. Нерюнгри – центре угольной провинции Дальнего Востока, Политехнический институт в г. Мирный, центре алмазной провинции России, Чукотский филиал в г. Анадырь, столице Чукотского автономного округа, где ранее не было ни одного высшего учебного заведения).
Слайд 3.
За 5 лет деятельности СВФУ обеспечен существенный рост по основным показателям университета. Так, с 2009 года площадь земельных участков, принадлежащих университету на праве оперативного управления, увеличена в 2,6 раз и достигла 112 Га. Площадь зданий и сооружений увеличена с 206 тыс. кв.м. в 2009 г. (в т.ч. учебно-лабораторных – 193 тыс. кв.м.) до 307 тыс. кв.м. в 2014 г. (учебно-лабораторных – 205 тыс. кв.м.). Площадь общежитий выросла с 82 тыс. кв.м. до 101 тыс. кв.м. Значительно возросло количество и качество основных образовательных программ: со 123 ООП в 2009 г. до 414 – в 2014 г. Инвестиции в научно-педагогические кадры позволили обеспечить рост остепененности с 59,7% до 65,5%, средний возраст НПР уменьшился на 3 года и составил 46 лет. За 5 лет значительно вырос научно-инновационный потенциал университета: если в 2009 г. в университете числился всего 1 научный работник, то сегодня в штате СВФУ 166 научных работников, работающих в 6 НИИ. Открыто 89 новых научных и учебных лабораторий (в 2009 г. – 38 лабораторий), обеспечен доступ к 45 электронным базам данных (в 2009 г. – 1 БД). На балансе университета в 2014 году сформировано 123 объекта интеллектуальной собственности (в 2009 г. – 2 объекта ИС), создано 25 малых инновационных предприятий. Доходы вуза на 1 НПР увеличились с 1,9 млн. руб. до 3,1 млн. руб.
В последующих слайдах представлю показатели по другим направлениям деятельности. Первая пятилетка – это начальный этап, период становления и формирования прочной основы дальнейшего развития.
Слайд 4.
Стратегической целью университета является признание его к 2020 году на российском и международном уровнях современным научно-образовательным и культурным центром северо-востока России с развитой инновационной, образовательно-научной и социально-культурной инфраструктурой, осуществляющим качественную подготовку высококвалифицированных кадров, способных обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона.
Для реализации стратегической цели сформулированы следующие задачи:
1. Модернизация образовательной деятельности
2. Развитие научно-исследовательской среды и создание условий для разработки и коммерциализации технологий
3. Совершенствование системы опережающего развития кадрового потенциала
4. Комплексное развитие материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры
5. Совершенствование системы управления
Слайд 5.
В рамках Программы развития университет динамично развивается по шести приоритетным направлениям. В настоящее время заложена основа и формируются необходимые условия для трансформации СВФУ в университет мирового уровня. Логика трансформации СВФУ исходит из определения пяти вызовов, стоящих перед университетом и высшим образованием в целом: это глобализация науки и образования, обеспечение стратегической безопасности страны, повышение требований работодателей и общества, развитие технологий, возросшая конкуренция на рынке труда, услуг и товаров. В соответствии с указанными вызовами определены 7 основных направлений деятельности вуза: образовательный процесс, научные исследования, инвестиции в НПР, интернационализация, формирование личности, пространственная среда, предпринимательская деятельность. Реализация этих направлений предполагает внедрение новых методов и технологий обучения, трансфер технологий, предоставление гарантий качества образования, развитие корпоративной культуры, обеспечение заказов на подготовку кадров и исследования, усиление функции профессора как главного фактора становления федерального университета, создание современного университетского кампуса и т.д. Благодаря реализации этих направлений СВФУ становится устойчивой интеллектуальной платформой для перехода регионов северо-востока России к «экономике знаний».
Слайд 6.
В результате реализации проектов Программы развития СВФУ на сегодня сформировались следующие направления трансформации и позиционирования университета:
1. Университет – лидер высшего образования;
2. Университет – научный центр;
3. Университет – центр культуры;
4. Университет – ведущий экспертный центр;
5. Университет – центр международного сотрудничества;
6. Университет – инновационный центр;
7. Университет – центр карьеры выпускников СВФУ;
8. Университет – центр круглогодичного образования взрослых;
9. Университет – электронный университет;
10. Университет – интеллектуальный попечитель образовательных организаций;
11. Университет – центр здорового образа жизни и физической культуры.
Вся деятельность коллектива университета подчинена принципиальной идее – формированию университетского пространства, наполненного добротой, любовью и положительными эмоциями. Для обучения и социализации молодежи в XXI веке, пожалуй, такое пространство – самое необходимое условие. Думаю, преподаватели полны энтузиазма. Студенты тоже. Не ошибусь, если скажу, что Программа развития, новый статус федерального университета изменили каждого человека в университете.
Слайды 7-11.
За 2010-2014 гг. решена основная задача первого этапа становления и развития Северо-Восточного федерального университета – создание системы стратегического планирования и мониторинга научного и образовательного процесса, переход на уровневое образование как основы динамичного развития университета и формирование на его базе ведущего научно-образовательного и консалтингового центра северо-востока России. Благодаря реализации новых управленческих решений создан многоуровневый научно-образовательный, инновационный и экспертно-аналитический комплекс:
- осуществлен переход на новую организационно-правовую форму – автономное учреждение, открыт Чукотский филиал в г. Анадырь, проведена реорганизация путем присоединения к Якутскому государственному университету 2 вузов и 4 НИИ;
- принят Кодекс корпоративной культуры;
- внедрены новые формы студенческого самоуправления, создана Ассоциация выпускников ЯГУ-СВФУ;
- осуществлен переход на уровневое обучение, введена балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов, расширен спектр реализуемых образовательных программ, реализуется кредитно-модульная система обучения;
- утверждена политика в области качества всей деятельности университета - внедрена внутривузовская система гарантии качества научно- образовательной деятельности в соответствии с международными стандартами и принципами;
- университет осуществляет интеллектуальное попечительство над школами: создана Ассоциация «Университетский образовательный округ», объединяющая 83 лучших школы, гимназии и лицеи Якутии, Магаданской области, Чукотского автономного округа, Камчатского и Хабаровского краев;
- ежегодно проводится Северо-Восточная олимпиада школьников (по 17 предметам, за пять лет приняли участие около 90 тыс. школьников из 31 российских регионов и 3 зарубежных стран;
- введены новые должности профессора-исследователя, доцента-исследователя, стажера-исследователя, профессора-наставника, создан Совет наставников СВФУ;
- реализуется модель обучающегося университета «инвестиции в развитие НПР», система поддержки молодых ученых;
- создаются международные научные школы, организуются международные конкурсы по приглашению ведущих исследователей, разрабатываются совместные образовательные программы;
- создается инфраструктура инновационного развития, развивается имущественный комплекс университета;
- осуществляется переход к коммерциализации научных разработок;
- происходит диверсификация источников финансирования, обеспечен рост доходов от образовательной и научной деятельности, создан Фонд целевого капитала;
- формируются совместные кластеры с участием СВФУ: медицинский и строительный;
- развивается сотрудничество с другими регионами Сибири и Дальнего Востока.
Сформированный научно-образовательный, организационный, инновационный задел является основой для активного развития университета по избранным приоритетным направлениям, его интеграции в социально-
экономическое пространство северо-востока страны и выходу на международный уровень.
Слайд 12.
Эффективность деятельности вуза определяется в первую очередь работой научно-педагогического состава. Одним из приоритетов реализации мероприятий Программы развития СВФУ является инвестирование в НПР.
Общая численность научно-педагогических работников СВФУ на сегодня составляет 1930 чел., в том числе 166 научных работников.
65,5% научно-педагогических работников имеют ученые степени. За последние 3 года 85 сотрудников успешно защитили диссертации, из них 12 – доктора наук, 73 – кандидата наук, 4 – степень PhD. Средний возраст НПР – 46 лет, в том числе, кандидатов наук – 49 лет, докторов наук – 62 года. 4,5% ППС имеют опыт работы в зарубежных университетах. В настоящее время преподаватели СВФУ работают в университетах Южной Кореи, Китая, Японии, США.
Университетом ведется работа по привлечению исследователей с высокой репутацией в академической среде. 13 ведущих ученых университета выиграли конкурс на выполнение государственных работ по организации проведения научных исследований базовой части государственного задания Министерства образования и науки РФ на 2014-2016 гг.
В рейтинге вузов стран БРИКС (QSBRICS) в 2014 году СВФУ занял 84-ую позицию по числу иностранных преподавателей и научных сотрудников, привлекаемых к научно-образовательной деятельности, среди вузов пяти стран. В настоящее время в СВФУ на постоянной основе работает 14 иностранных преподавателей, более 170 визит-профессоров из-за рубежа участвуют в различных научно-образовательных проектах.
Среднемесячная зарплата ППС за четыре года выросла в 1,7 раза и по итогам 2014 года составила 58,4 тыс. руб. в месяц. Средняя заработная плата профессоров по сравнению с 2009 годом повысилась в 2,5 раза и достигла 89,6 тыс. руб. в месяц по итогам 2014 года. Заработная плата 13 ведущих ученых - организаторов научной деятельности, которые стали победителями конкурса на выполнение государственных работ «Организация проведения научных исследований» базовой части Государственного задания Минобрнауки РФ 2014-2016 гг., составляет 171 тыс.руб. в месяц.
В целях максимального содействия профессиональной самореализации сотрудников внедрена система материального стимулирования научно-педагогических работников, которая включает единовременные выплаты за защиту диссертации (кандидатской – 100 тыс. руб., докторской – 200 тыс. руб.), научное руководство (кандидатской работой – 75 тыс. руб., докторской работой – 100 тыс. руб.) и публикации в ведущих научных изданиях, стимулирующие надбавки по итогам рейтингования за выполнение показателей развития университета, гранты ректора на повышение квалификации научно-педагогическим работникам в размере 200 000 руб., награждение сотрудников со стажем более 30 лет знаком «Почетный ветеран СВФУ» с денежным вознаграждением в размере 50 000 руб. Учрежден университетский орден «Слава и величие СВФУ».
С 2013 года внедряется система эффективного контракта профессоров, преподавателей и научных сотрудников, предусматривающая уровень оплаты, который позволяет сосредоточиться на академической деятельности. С целью повышения качества образования реализуется комплексная программа повышения квалификации преподавателей и научных работников – за четыре года 100% ППС прошли курсы по современным образовательным технологиям, методам разработки, преподавания и обеспечения качества инновационных программ. С 2012 года проводится единый диктант по русскому языку для сотрудников университета, курсы по деловому русскому языку и культуре речи. Начиная с 2010 года, проводится аттестация научно-педагогических работников на соответствие занимаемой должности. На сегодня 87% НПР успешно прошли аттестацию. Ежегодно более 100 молодых сотрудников СВФУ включаются в кадровый резерв, проходят тренинги и семинары по развитию профессиональных и управленческих компетенций, имеют возможность стажироваться в ведущих мировых университетах и исследовательских центрах.
Слайд 13.
В 2011 году в целях обеспечения преемственности научно-образовательного процесса и повышения эффективности научно-образовательной деятельности введены новые категории должностей: профессор-исследователь (10 чел.), доцент-исследователь (15 чел.), стажер-исследователь (28 чел.), основной функцией которых является организация научно-исследовательской деятельности, создание научных коллективов, научно-образовательных центров, лабораторий и руководство аспирантами и докторантами. Итоги конкретной научно-исследовательской деятельности очевидны, это рост количества научных статей, цитирований, большого количества студентов, интересующихся наукой и т.п.
В 2010 году создан Совет наставников – представительный совещательно-консультативный орган, объединяющий более 100 действующих преподавателей университета старше 70 лет, имеющих значительный опыт работы в вузовской системе, авторитет и признание в республике. Деятельность Совета, руководимого профессором Иннокентием Семеновичем Сивцевым, направлена на организацию наставничества на предприятиях и организациях, содействие трудоустройству выпускников, производственной практике студентов, деятельности научно-образовательных центров, лабораторий, малых инновационных предприятий. В 2011 году введена должность профессора-наставника (13 чел.) для оказания помощи в организации учебно-методической работы, адаптации первокурсников, проведения индивидуальных консультаций для студентов и молодых преподавателей. Это профессоры Н.К. Алексеев, О.С. Корнилова, В.П. Кочнев, В.С. Луковцев, Г.А. Мординова, М.Н. Мординова, А.Г. Новиков, Н.М. Охлопков, Т.П. Родионов, И.С. Сивцев, Л.Е. Слепцов, И.И. Суздалов, Р.С. Тазлова.
В университете работают 187 профессоров. В 2013 образована Коллегия профессоров – консультативный орган, цель которого – формирование корпоративной политики, повышение роли профессоров в управлении развитием университета. В президиум Коллегии входят 21 профессор, председатель – доктор педагогических наук, профессор Дмитрий Алексеевич Данилов.
Активную работу проводит Совет ветеранов, в составе которого работают 12 человек, председатель совета – Юрий Тимофеевич Половинкин. Деятельность совета направлена на вовлечение ветеранов СВФУ в работу подразделений университета, проведение шефской работы над молодыми преподавателями и сотрудниками, передачу опыта молодому поколению, оказание всесторонней помощи ветеранам, участие в коллегиальных органах управления, общественных формированиях университета.
Слайд 14. 
В качестве ведущего образовательного центра реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона СВФУ ведет обучение по следующим направлениям подготовки:
1. Для развития гидроэнергетики, создания Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, энергетики в восточной части страны, в физико-техническом институте осуществляется подготовка кадров по теплоэнергетике и теплотехнике, электроэнергетике и электротехнике. 2. Для реализации задач по строительству автомобильных дорог, обеспечению надежности и долговечности автотехники в условиях Севера на автодорожном факультете и в техническом институте в г. Нерюнгри ведется подготовка по машиностроению, наземным транспортно-технологическим комплексам, эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов. 3. В целях подготовки специалистов по развитию технологий малоэтажного домостроения в условиях вечной мерзлоты, повышенных требований по энергоэффективности, развития строительства сейсмоустойчивого жилья, внедрения технологий морозостойких полимерных композитов, в инженерно-техническом и физико-техническом институтах реализуются направления подготовки «строительство», «землеустройство и кадастры», «технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», «технология художественной обработки материалов», «архитектура». 4. Медицинский институт и институт естественных наук ведут активную работу по кадровому обеспечению и научному сопровождению развития арктической медицины, химико-технологического комплекса по переработке биосырья, внедрению новых биотехнологий на основе использования уникального природного арктического биосырья в фармацевтике, пищевой промышленности и сельском хозяйстве. С целью внедрения практико-ориентированных методов обучения создан симуляционный центр, оснащенный системами компьютерного моделирования, контроля и оценки знаний с имитацией рабочего места врача. Занятия в приобретенной по Программе развития СВФУ интегрированной операционной, установленной в Национальном центре медицины РС (Я) позволяют проводить учебный процесс в онлайн-режиме, создавать учебные фильмы, программы, проводить анализ операций. Создана современная технологическая база учебно-научной лабораторной техники в режиме коллективного пользования, позволяющая проводить исследования по направлениям медицины, биологии и др. областей науки о жизни. В центр коллективного пользования в области арктической медицины входят 8 лабораторий (иммунологическая, клинико-диагностическая, нейропсихофизиологическая, микробиологическая лаборатории, лаборатория остеопороза, лаборатория геномной медицины и т.д.)
5. Для обеспечения кадрами реализации проектов комплексного освоения минерально-сырьевой базы северо-востока России и развития горнодобывающей промышленности на основе природно-ресурсного потенциала макрорегиона в геологоразведочном факультете, горном институте, техническом институте в г. Нерюнгри, политехническом институте в г. Мирный ведется подготовка по нефтегазовому делу, технологиям геологоразведки, подземной разработке месторождений, открытым горным работам, шахтному подземному строительству, эксплуатации горных машин и оборудования, автоматизации горного производства. 6. Модернизация российского образования предполагает рост требований к профессионализму учителей. Для обеспечения системы общего образования квалифицированными кадрами в педагогическом институте, институте физической культуры и спорта, физико-техническом институте, историческом факультете, техническом институте в г. Нерюнгри, политехническом институте в г. Мирный ведется подготовка учителей и педагогов по направлениям «педагогическое образование» (дошкольное и начальное образование), «психология и педагогика», «дефектологическое образование», «информационно-вычислительная техника», «физическая культура», «спортивная тренировка», «физика и информатика», «история» и т.д. 7. В целях сохранения и поддержки традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации в Институте языков и культур народов северо-востока РФ ведется подготовка кадров по якутскому, эвенскому, эвенкийскому, юкагирскому, чукотскому языкам и литературе, культурологии, народной художественной культуре. 8. Геополитическое положение, природные и культурно-исторические факторы позволяют рассматривать Дальний Восток как один из наиболее перспективных туристско-рекреационных регионов. Для развития туристско-рекреационной деятельности с реализацией экстремальных и уникальных туристических программ и маршрутов, развития комплексов, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ реализует направления «сервис», «туризм». Образовательная деятельность СВФУ реализуется по 21 укрупненной группе направлений/специальностей. В 2014-2015 уч.г. ведется подготовка по 414 основным образовательным программам в рамках 228 направлений подготовки высшего и среднего профессионального образования. СВФУ трансформируется в магистерско-аспирантский университет. За пять лет количество образовательных программ магистратуры, реализуемых в университете, выросло в 23,5 раза. Подготовка научно-педагогических кадров ведется по 57 программам аспирантуры и 5 специальностям докторантуры. Также ведется подготовка по 20 специальностям интернатуры, 23 специальностям ординатуры.
Слайды 15-16. 
Все образовательные программы согласованы с работодателями. Для практикоориентированного обучения заключены долгосрочные договоры с 440 крупными предприятиями, в том числе, с «АЛРОСА», «Алмазы Анабара», «Сарылах-Сурьма», «Нижне-Ленское», «Якутскэнерго», «Саханефтегаз», «Телен», «ЯТЭК», «Производственное объединение «Якутцемент», ГУП «Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням РС(Я)» и т.д. Ведется активная работа по разработке новых подходов к организации практик и практикоориентированных программ. Университетом достигнуто 100% обеспечение студентов производственной практикой. В 2014-2015 уч.г. реализуются 8 образовательных программ прикладного бакалавриата, удельный вес численности студентов по программам прикладного бакалавриата в 2016 году составит 14%. Университет активно участвует в сетевых образовательных проектах. В 2014 году осуществляется подготовка по 6 сетевым программам, 4 из которых с зарубежными вузами, 2 – с федеральными университетами.
Повышение проходного балла, тщательный отбор поступающих положительно отразились на результатах сдачи студентами первой сессии. Наблюдается устойчивая тенденция повышения качества успеваемости первокурсников по итогам зимней сессии, что напрямую связано с повышением требований к качеству образования абитуриентов, поступающих в университет, значительной долей поступивших по результатам предметных олимпиад, более высокой мотивацией к обучению.
Слайды 17-18. 
Научные исследования в Университете проводятся по 6 укрупненным научным направлениям:
1. Разработка и численная реализация математических моделей природных, техногенных и социально-экономических процессов Арктики и регионов Севера: разработка и исследование математических методов и технологии вычислительного эксперимента, их применение в моделировании природных и техногенных процессов; проблемы математической кибернетики и их приложения в моделировании экологических и экономических систем;
2. Проблемы строительства и жизнеобеспечения на Севере: качество, безопасность, энерго- и ресурсосбережение: новые строительные материалы и повышение надежности строительных конструкций в условиях Севера;
3. Обеспечение экологической безопасности и технологически эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы с разработкой теоретических основ и научно-практических рекомендаций по оценке и прогнозированию месторождений золота, нефти и газа на основе комплексных геолого-геофизических исследований;
4. Изучение биоразнообразия биологических ресурсов и биотехнологии их использования;
5. Физиологические, биохимические и медицинские аспекты охраны здоровья в условиях Севера;
6. Исследование проблем древней культуры, сохранение и возрождение языков и культуры народов Арктики: национальная культура и филология; проблемы взаимодействия и функционирования языков и литератур в Республике Саха (Якутия); когнитивная лингвистика и проблемы языкового сознания, теория коммуникаций; археология и этнография коренных народов Сибири.
В университете сформированы и действуют 17 научных школ. Общая численность научных работников составляет 166 человек.
Объем финансирования НИОКР на одного НПР с 2009 года увеличился в 4,3 раза и достиг 281,2 тыс. руб. в 2013 году.
Доля средств, получаемых университетом за счет выполнения НИОКР, в общих доходах с 2009 по 2013 гг. увеличилась на 39%. Доля НИОКР, выполняемых с использованием оборудования центров коллективного пользования, с 2010 по 2013 гг. выросла в 2 раза. Открыты и работают 89 новых научных лабораторий, оснащенных современным аналитическим оборудованием, в том числе уникальными и дорогостоящими установками (39 единиц). С целью интеграции науки и образования сформированы и функционируют 19 научно-образовательных центров.
С увеличением объемов финансирования НИОКР существенно возросла результативность научно-исследовательских работ университета. Прежде всего, рост публикационной активности сотрудников: с 2010 по 2013 гг. рост в 4,4 раза (РИНЦ – в 3,9 раза, Web of Science – в 4,4 раза, Scopus – в 4,9 раза).
Одновременно с ростом публикационной активности повысилось и качество проводимых в университете исследований. Свидетельством тому является повышение интереса к университету со стороны ведущих российских и иностранных исследователей, увеличение количества совместных проектов, рост цитируемости публикаций НПР. Цитируемость публикаций с 2010 по 2013 гг. выросла: РИНЦ – в 2,2 раза, Web of Science – в 5,7 раз, Scopus – в 6,9 раз.
В целях привлечения, повышения интереса и результативности научно-исследовательской работы студентов в университете работает 394 студенческих научных кружка с общим охватом 4382 студента. Студенческие научные кружки становятся кузницей молодых научных кадров для университета, они способствуют поступлению студентов в аспирантуру. Ежегодно более 75 % поступивших в аспирантуру являются членами студенческих научных кружков СВФУ.
Особое внимание уделяется привлечению студентов в финансируемые НИР. Наблюдается рост числа студентов, принявших участие в финансируемых научно-исследовательских работах совместно с научно-педагогическими работниками университета. Общее количество студентов, задействованных в НИР, выполняемых по государственному заданию Министерства образования и науки РФ, федеральным целевым программам, РГНФ, РФФИ, госзаказу РС (Я), хоздоговорам, составило 340 человек.
В рамках сетевого взаимодействия федеральных университетов и Года науки в СВФУ с 15 по 19 сентября т.г. на базе нашего университета состоялся Форум научной молодежи федеральных университетов. Главная цель – установление партнерских отношений между федеральными университетами в области молодежной науки, популяризация науки среди молодежи, привлечение талантливой молодежи в науку.
Слайд 19.
Модернизация научно-исследовательской деятельности университета позволила обеспечить результативное участие СВФУ в федеральных конкурсах и программах.
В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» СВФУ выиграл федеральный конкурс по финансированию 2 крупных проектов.
Совместно с ОАО АК «АЛРОСА» реализован комплексный проект по созданию высокотехнологичного производства «Создание комплексной экологически безопасной инновационной технологии добычи и переработки алмазоносных руд в условиях Крайнего Севера» стоимостью 300 млн. руб.
В период с 2010 по 2012 гг. по заказу АК «АЛРОСА» выполнены 25 НИОКР и ТР по 6 направлениям. При участии АК «АЛРОСА» на базе СВФУ созданы учебно-исследовательские и технологические структуры: научно-образовательный центр «Геотехнологии Севера», Центр коллективного пользования (МПТИ (ф) – институт «Якутнипроалмаз» – НИГГ1 АК «АЛРОСА»), научно-исследовательская лаборатория электрохимических методов водоподготовки (ОФ №3 и МПТИ). За 3 года для выполнения совместных НИОКР были привлечены 119 научно-педагогических работников, 37 молодых специалистов, 33 аспиранта и 73 студента СВФУ (всего – 262 человека).
В рамках реализации совместного проекта СВФУ и АК «АЛРОСА» за 2010-2012 гг. подано 15 заявок на получение патентов, получено 10 патентов. Помимо этого, в 2010-2011 годах зарегистрировано в форме ноу-хау 3 результата интеллектуальной деятельности. По результатам проекта опубликовано 68 статей в российских журналах и 4 статьи в зарубежных высокорейтинговых изданиях. Ожидаемый экономический эффект от внедрения результатов проекта составит около 4,4 млрд. руб. (по признанию руководства компании АЛРОСА).
С 2013 года реализуется совместный проект с ОАО «ОПТОГАН» по разработке и внедрению интеллектуальных систем энергоэффективного сельскохозяйственного производства в закрытом грунте с использованием светодиодного освещения. Общий объем финансирования проекта составляет 350 млн. руб. на 3 года. В результате реализации проекта планируется снижение доли электроэнергии в стоимости продукции тепличного растениеводства в РФ с 40-60% до 20-30%, при этом экономия электроэнергии может составить около 700 МВт на 1000 кв. м. полезной площади теплицы в год при выращивании листовых культур и более 1000 МВт для плодоовощной продукции. С учётом планируемого расширения в 2,5 раза площади тепличных хозяйств РФ в течение следующих 5 лет (в 2013-2018 гг.), можно ожидать, что реализация проекта позволит осуществить масштабный проект по энергосбережению в сельском хозяйстве РФ и за счет этого резко повысить конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции.
В 2010-2012 гг. СВФУ реализован проект в рамках постановления Правительства РФ №219 от 9 апреля 2010 г. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». По результатам открытого конкурса Министерства образования и науки РФ Университет получил субсидию в размере 85,776 млн. руб. на реализацию в 2010-2012 гг. Программы «Развитие инновационной инфраструктуры СВФУ «Создание Арктического инновационного центра».
В целях консолидации усилий СФВУ и зарубежных партнеров для развития фундаментальной и прикладной науки в области математического моделирования, экологической безопасности, технологически эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального природопользования, выполняемых совместно учеными Российской Федерации и зарубежных стран реализуются проекты по привлечению ведущих ученых с мировым именем.
Третий год временные творческие коллективы работают под руководством ведущих ученых: П.Н. Вабищевич, д.ф-м.н., профессор, гл. научный сотрудник Института математического моделирования Российской академии наук, руководит работой на тему «Разработка прикладного программного обеспечения для расчетно-теоретического обеспечения разработки месторождений твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья». С 2012 по 2014 гг. получены новые научные результаты, опубликовано 23 статьи в изданиях WoS и Scopus, опубликовано 7 учебных и методических пособий, защищено 6 кандидатских диссертаций по специальности 05.13.18, идет подготовка еще 2 диссертаций. На базе Центра вычислительных технологий СВФУ организован и работает на постоянной основе научно-исследовательский семинар по вычислительной и прикладной математике, создан Центр компетенций СВФУ-INTEL по высокопроизводительным вычислениям. Разработана новая магистерская программа «Вычислительные технологии» по направлению «Прикладная математика и информатика». По результатам трехгодичной работы по проекту в СВФУ сформирована кадровая основа работоспособного, конкурентоспособного на мировом уровне научного коллектива для решения задач прикладного математического моделирования, актуальных для районов Арктики и Крайнего Севера РФ.
В 2013 г. заключен договор с ВТК под руководством С.А. Федоровой. Научным консультантом НИР выступает к.б.н., в.н.с. ФГБУН Институт биохимической физики им. Н.М.Эмануэля РАН. А.М. Оловников. Проект на тему «Гистологический, цитологический и биохимический анализ изменений лунафазной активности органов и тканей животных как компонентов лунасенсорной системы, предположительно контролирующей ход пожизненных часов мозга в развитии и старении организма» состоит в расширении фундаментального знания о старении организма, которое будет получено путем верификации лунасенсорной теории старения мозга и животного организма в целом, предложенной А.М. Оловниковым.
Реализуются два проекта под руководством ведущих ученых из Республики Корея:
1. Химическая технология наноматериалов и углеводородного сырья (Jin Ho Cho, профессор-исследователь Университета Мионджи)
2. Молекулярно-генетические технологии (И.С. Зульфугаров, профессор-исследователь Высшей Школы Естественных Наук Пусанского национального университета)
Слайд 20.
Третий год реализуется проект по совместной разработке технологии получения низкотемпературных смазочных масел на основе базовых масел из якутских нефтей под руководством доктора Jin Ho Cho, профессора Myongji University. В результате проведенных исследований на основании анализа физико-химических, товарных свойств и углеводородного состава якутских нефтей создан банк данных по нефтям, получено базовое масло из нефти Талаканского месторождения Якутии, проведено улучшение качества базового масла (депарафинизация, удаление асфальтово-смолистых компонентов, удаление серы), определены основные эксплуатационные характеристики базового масла, произведено сопоставление полученных масел со стандартным маслом Yubase 4 (корейского производства и минеральным маслом Ravenol SSL 0W-40), доказана возможность создания низкотемпературных смазочных масел с температурой застывания – 50оС на основе масляных фракций Талаканской нефти с применением депрессорных присадок-метакрилатов. Конечный продукт сможет выдерживать экстремально низкие температуры до – 60оС и использоваться даже в арктических районах.
Совместно с Высшей школой естественных наук Pusan National University под руководством профессора-исследователя Исмаила Зульфугарова ведутся исследования в области молекулярных биотехнологий по выявлению стресс-адаптивных генов дикорастущих растений Севера с целью получения биологически активных субстанций для практического применения в сельском хозяйстве, фармацевтике и профилактической медицине. По тематике проекта сотрудниками СВФУ выигран грант по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по направлению «Науки о жизни (Живые системы)» в области «Геномные технологии».
Проект по изучению и клонированию мамонта и других ископаемых животных, реализуемый с 2012 г. совместно с Sooam Biotech Research Foundation, под руководством одного из ведущих мировых исследователей в области клонирования животных и изучения стволовых клеток доктора Woo Suk Hwang. Одной из последних, уникальных с точки зрения науки, находок стала туша мамонта с беспрецедентной сохранностью мягких тканей, извлеченная из вечномерзлого грунта сотрудниками СВФУ в мае 2013 года на о. Малый Ляховский. В результате получен уникальный биоматериал – нижняя часть туши мамонта с хоботом и шерстью. Степень сохранности мягких тканей не имеет аналогов в истории палеонтологии, членами экспедиции отобраны и привезены для исследований в Якутск многочисленные образцы биопроб с различных частей останков мамонта. Обнаруженный хобот является единственным в мире хоботом взрослого мамонта, а великолепная сохранность его тканей дает определенные перспективы на успешную реализацию совместного научно-исследовательского проекта СВФУ и фонда Sooam.
С 2013 года СВФУ совместно с University of Cambridge (Scott Polar Research Institute) (Великобритания) реализует международный научно-исследовательский проект по изучению культуры народов Севера. С британской стороны в проекте участвуют 6 ученых под руководством доктора Пирса Витебски. Проект предполагает комплексное системное исследование культуры народов Северо-Востока Российской Федерации на примере саха, эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей и коряков, русских старожилов, их исторического опыта адаптации к экстремальным условиям природной среды Севера, трансформации в условиях углубляющихся глобализационных процессов общества. С целью изучения современной этнографии северных этносов проведено 10 этнографических полевых экспедиций в 6 районах Республики Саха (Якутия) и с. Ессей Красноярского края. Собран материал по языковому разнообразию, изменению культурного пространства, этнической и культурной идентичности коренных малочисленных народов Севера. В ближайших планах расширение географии экспедиций за пределы Якутии – Магаданская область, Камчатский край, Чукотский АО.
Совместно с Hokkaido University (Япония) реализуется масштабный научный проект в области изучения глобального изменения климата. СВФУ совместно с Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН, рядом международных проектов с Евросоюзом (14 стран) и Японией создана глобальная сеть мониторинга климатических и биогеохимических изменений SakhaFluxNet на Северо-Востоке России. По количеству созданных уникальных научных станций и по объему изучаемых параметров сеть наблюдений SakhaFluxNet, организованная сотрудниками СВФУ, опережает многие регионы России и не имеет аналогов в стране. Сеть научных станций SakhaFluxNet охватывает наиболее важные биоклиматические зоны многолетней мерзлоты – тундровую, лесотундровую и лесную; оснащена современным высокотехнологичным научным, коммуникационным и компьютерным оборудованием; на каждой из станций созданы комфортабельные условия для работы и проживания научного персонала. В 2013 году в рамках проекта состоялось открытие научной станции «Kodac» в местности Кодакчан в лесотундровой зоне Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия), финансируемой японским научным проектом «GRENE TEA». В этом же году проведена международная летняя полевая школа «Taiga forest ecosystem on permafrost – Role of permafrost zone in a global change» на лесной научной станции «Спасская Падь», финансируемая за счет международного образовательного проекта IFES-GCOE (Япония). В рамках проекта японскими визит-профессорами организован международный спецкурс по биогеохимии для студентов и аспирантов СВФУ, краткосрочные курсы по изотопному анализу на базе Hokkaido University, проводятся семинары и лекции для школьников Республики Саха (Якутия).
При поддержке правительства Японии с 2014 г. началась реализация научно-образовательного проекта по магистратуре Re-Inventing Japan Project на 2014-2018 гг., в котором совместно с Hokkaido University участвуют 5 университетов Дальнего Востока России (СВФУ, ДВФУ, ИрГУ, ТОГУ, СахГУ). В рамках проекта будет осуществляться академический обмен студентами и преподавателями: ежегодно по 5 студентов СВФУ и Университета Хоккайдо будут иметь возможность пройти стажировку в университете-партнере. При этом транспортные расходы и расходы на проживание покрываются за счет Правительства Японии.
Слайд 21.
Важным направлением развития университета является сохранение и развитие языков и культуры народов Севера, которое включает в себя не только образовательную, научно-исследовательскую, но и просветительскую деятельность в области истории и культуры, многоязычного поликультурного образования, социальной инженерии и культурной политики. В сфере гуманитарных научно-инновационных разработок СВФУ особую значимость для республики имеет проект внедрения научно-образовательной информационной системы по сохранению и распространению якутского героического эпоса «Олонхо», признанного ЮНЕСКО в 2005 году шедевром устного и нематериального наследия не только Якутии, но и всего человечества.
Научно-исследовательский институт Олонхо ведет сотрудничество в области изучения эпического наследия народов с научно-исследовательскими институтами гуманитарного профиля Республик Алтай, Тыва, Хакасия, Бурятия и Монголия.
Завершен совместный проект с Киргизией по переводу якутского олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского на киргизский язык, а киргизского эпоса «Манас» - на якутский язык.
Преподавателями и учеными СВФУ Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» переведен на английский язык и издан в британском издательстве Renaissance Book.
На базе СВФУ созданы и работают Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ, институт А.Е. Кулаковского – одного из основоположников якутской литературы, международная кафедра ЮНЕСКО, Международный центр многоязычия в киберпространстве, Лаборатория экспериментальной филологии им. Н.Н.Дьячковского, музей письменности, центр культурологических исследований, ряд научно-образовательных центров и лабораторий.
СВФУ совместно с Министерством культуры РФ, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» проведены II и III Международные конференции «Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве» в 2011 и 2014 гг.
Слайд 22.
СВФУ развивается как ведущий экспертно-аналитический центр на Северо-Востоке страны, органично сочетающий образовательную, исследовательскую и практически ориентированную экспертно-аналитическую и прогностическую деятельность по следующим направлениям:
- разработка механизмов и стратегий развития и сохранения языков и культуры народов Севера;
- изучение основных тенденций и приоритетов социально-экономического развития северо-востока России;
- лингвистическая и правовая экспертиза нормативно-правовых актов;
- технологическая и экологическая экспертиза проектов, реализуемых в условиях криолитозоны;
- климатологические исследования, исследования проблем здоровья человека на Севере и др.
СВФУ совместно с Сибирским федеральным университетом проведено форсайт-исследование развития Республики Саха (Якутия) до 2050 года, включающее комплекс исследовательских и проектных работ по определению возможных вариантов будущего республики.
Сегодня СВФУ выступает и как институт урбанистики и регионального развития. Одной из перспективных задач является анализ социально-экономических тенденций и потенциальных перспективных рынков, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование развития регионов. Стратегия социально-экономического развития ГО «город Якутск» на период до 2030 года разработана нами по инициативе Главы ГО А.С. Николаева. Проект ориентирован на устойчивое развитие города Якутска, достижение баланса между природой, обществом, экономикой и социальной сферой в целях повышения качества жизни населения. В 2014 г. коллектив университета работал над программой социально-экономического развития города Якутска.
В СВФУ работает Центр правовых исследований устойчивого развития Арктики и коренных малочисленных народов Севера, призванный стать ведущим экспертом по вопросам устойчивого развития, экологического законодательства. На юридическом факультете действует Центр публичного права. Основное направление исследований связано с установлением процесса конституционализации государственного устройства и законодательства, реального утверждения верховенства Конституции РФ и иных учредительных актов. Сотрудники Центра активно участвовали в разработке комментария Конституции Республики Саха (Якутия), выступают экспертами на публичных слушаниях, посвященных внесению изменений в уставы муниципальных образований.
С 2010 года работает Центр лингвистической экспертизы при филологическом факультете. За три года было проведено около 100 лингвистических экспертиз по вопросам выявления в печатных текстах различных источников элементов, содержащих оскорбления и противоправные призывы для различных структур, правоохранительной системы, по запросам граждан. Деятельность центра высоко оценивается заказчиками услуг.
Испытательный центр инженерно-технического института «ЯКУТСК-ЭКСПЕРТ» аккредитован в системе Сертификации ГОСТ РФ в 2013 году. Проводит лабораторные испытания и сертификацию строительных материалов, изделий и конструкций: мебели, изделий деревянных, фанерной продукции, лесо-, пиломатериалов, заготовок, столярных изделий, стеновых материалов; вяжущих материалов, смесей бетонных, растворов, строительных, теплоизоляционных материалов и изделий и т.п. Испытательным центром заключены 20 долгосрочных договоров со строительными организациями на проведение испытаний продукции. Испытательный центр в будущем должен стать ведущим центром в регионе по проведению испытаний строительных материалов, изделий и конструкций. Прогнозируемый объем выполняемых центром работ и услуг оценивается в 4,2 млн. руб. в год с перспективой ежегодного роста на 8-12%.
Сотрудники научно-исследовательского института прикладной экологии Севера СВФУ (НИИПЭС СВФУ) привлекаются для экологической экспертизы по линии Росприроднадзора по Республики Саха (Якутия) и Русского географического общества по:
- технологиям горнодобычи,
- рекультивации земель, нарушенных и загрязненных в результате разливов на нефтепроводе «Восточная Сибирь – Тихий океан»,
- расширению карьеров, полигонам захоронения отходов (АК «Алроса, ОАО «Якутуголь»), размещения твердых бытовых и промышленных отходов (г. Ленск, г. Нерюнгри),
- объектам обустройства Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения, Алинского газонефтяного месторождения, Среднеботуобинского НГКМ.
Лаборатория физико-химических методов анализа НИИПЭС СВФУ аккредитована в Федеральном Агентстве по техническому регулированию и метрологии, что позволяет выступать в качестве третьих лиц в арбитражных и судебных разбирательствах, выступать в качестве экспертов в спорных вопросах. Лабораторией выполняются химико-аналитические услуги для различных предприятий в части сертификации продукции.
Слайд 23-24.
СВФУ плодотворно сотрудничает с университетами Кореи, Японии, Китая, США, Канады, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии, Великобритании, Германии, Франции, Польши, Швейцарии, Турции, стран СНГ и т.д. (всего более 140 зарубежных партнеров: вузов, научно-исследовательских центров и т.д.). География зарубежных стажировок сотрудников СВФУ в 2013 году расширилась до 26 стран.
СВФУ включен в два проекта сети международных обменов студентами и преподавателями ErasmusMundus, получив грант Европейской Комиссии на участие в реализации международного проекта IAMONET «Академическая сеть мобильности с Россией», а также в проекте AURORA – «На пути к современному и инновационному высшему образованию».
В 2013-2014 учебном году по различным образовательным программам СВФУ обучались 130 иностранных студентов из 30 стран мира. Расширяется география стран, из которых в СВФУ поступают иностранные студенты. Впервые в Университет поступили граждане из Монголии, Перу, Италии, Греции, Тайваня, Непала, Индонезии.
За счет эндаумент-фонда в университете впервые разработана собственная стипендиальная программа академической мобильности студентов и аспирантов «NEFU Academic Mobility», являющаяся формой поддержки талантливых обучающихся, направленной на стимулирование академического обмена с вузами-партнерами за рубежом, а также для развития учебной и научной деятельности студентов и аспирантов в виде стажировок в ведущих зарубежных вузах.
В 2013 г. 154 студента СВФУ приняли участие в программах мобильности в рамках стипендий «Север-Север» Университета Арктики, «HighNorth», стипендии Президента Российской Федерации для обучения за рубежом, в стипендиальных программах вуза-партнера Университета Хоккайдо (Япония): программа HUSTEP- стипендия Японской студенческой организации JASSO и программа JLCS (Japanese Language and Culture Studies Program), в конкурсе «Лето в Германии» по программе развития СВФУ. Помимо этого, студенты СВФУ приняли участие в программах изучения английского языка «EF Education», “Work&Travel”, языковой школы Q-language (Гонконг, КНР), а также в работах международных форумов и конгрессов. Продолжаются студенческие обменные программы с вузами-партнерами Республики Корея, КНР и Японии. Так, в 2013 г. около 60 студентов СВФУ прошли обучение в вузах стран АТР.
Активные научные исследования университет ведет с 52 зарубежными университетами и научными институтами.
Для СВФУ сотрудничество со странами АТР является одним из приоритетных направлений международного партнерства. Основные партнеры: Ханкукский университет иностранных языков, Пусанский национальный университет, Университет Хоккайдо, Корпорация «Бриджстоун», Даляньский Технологический Университет, Университет Мионджи, Корейский институт науки и технологии (КIST) и другие.
СВФУ является членом международных организаций, таких как Университет Арктики, Евразийская ассоциация университетов, Клуб ректоров Европы, Форум ректоров Международной ассоциации арктических университетов, Общественная организация «Ассоциация преподавателей английского языка г. Якутска Yakut-TESOL», некоммерческое партнерство «Российский Совет по международным делам».
СВФУ стоял у истоков создания Университета Арктики, объединяющего научный и образовательный потенциал университетов, расположенных в мировой арктической зоне. Активное участие СВФУ в деятельности Университета Арктики, включающего более 160 университетов и научно-исследовательских центров, – важный стратегический шаг на пути укрепления позиций СВФУ в качестве международного центра арктических исследований.
СВФУ – единственный из российских вузов-партнёров сети университета Арктики, который ведет курс дистанционного обучения «Введение в циркумполярное регионоведение».
Участие в международных проектах позволяет университету создавать эффективное партнерство с университетами всего мира, повышать конкурентоспособность и экспортный потенциал образовательных технологий и программ университета, развивать международные образовательные программы и системы подготовки специалистов, а также реализовывать программы академической мобильности преподавательских кадров, студентов и сотрудников университета.
Слайд 25.
В период с 2010 по 2014 г. получила существенное развитие инновационная инфраструктура университета, создан Арктический инновационный центр, многоотраслевой научно-инновационный образовательный комплекс. В его составе работают Центр интеллектуальной собственности, который предоставляет хозяйствующим субъектам и изобретателям бесплатный доступ к патентным и непатентным ресурсам Федерального института промышленной собственности (ФИПС) Роспатента, проводит активную консультативную и образовательную деятельность с организациями научно-образовательного и промышленного секторов и инновационного предпринимательства по вопросам управления интеллектуальной собственностью. Эффективно работают Центр коллективного пользования, межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Орех», осуществляется поддержка стартапов.
Слайд 26.
Университет имеет в виде нематериальных активов 123 объекта интеллектуальной собственности (ОИС), в том числе, 43 патента, 14 программ для ЭВМ, 5 баз данных и 61 секрет производства (ноу-хау). С 2011 по 2014 год в хозяйственный оборот введены 47 ОИС, в том числе, 43 секрета производства (ноу-хау), 3 патента и 1 программа для ЭВМ. Поданы совместные заявки на охрану результатов интеллектуальной деятельности с АК «АЛРОСА» (ОАО), ОАО «Алмазы Анабара», Институтом горного дела Севера СО РАН, Институтом проблем нефти и газа СО РАН, Институтом горного дела УрО РАН и др.
Инженерные разработки авторов относятся к разным отраслям промышленности – горному делу и оборудованию, строительству и технологии строительных материалов, энергетике и электроснабжении, в т.ч. альтернативным источникам энергии, полимерному материаловедению, измерительным инструментам и мн. др.
Изобретения вуза получают высокую экспертную оценку международных выставок инновационных технологий, а совместная разработка с Институтом проблем нефти и газа СО РАН «Морозостойкая резина на основе пропиленоксидного каучука и природных бентонитов» вошла в число 100 лучших изобретений России 2013 года.
В целом отмечается рост изобретательской активности: прирост подачи заявок на правовую охрану результатов составил 73% по сравнению с 2012 г., рост выдачи охранных документов на 26%.
Средний показатель внедрения патентов СВФУ в хозяйственный оборот за 2010-2013 гг. составил 37%, в целом же доля всех внедренных РИД в 2014 году составила 47%. В 2013 году доходы от управления объектами интеллектуальной собственности (в том числе от реализации лицензионных соглашений, патентов и др.) составили 3,1 млн. руб.
Созданная в СВФУ инфраструктура по кадровому и научно-информационному обеспечению и полученные результаты в сфере управления интеллектуальной собственностью свидетельствуют о значительной роли вуза в развитии научно-инновационной деятельности региона. За последние годы в Республике Саха (Якутия) наблюдается рост изобретательской активности (в среднем на 50-60%), эффективная работа патентных служб научных институтов и производственных предприятий, открываются новые центры по интеллектуальной собственности, вновь созданными Центрами поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ) существенная помощь оказывается предпринимателям и индивидуальным разработчикам, осуществляется свободный доступ к базам данных патентной и непатентной информации. 35% получаемых охранных документов по Республике Саха (Якутия) принадлежит СВФУ, кроме того, примерно половина всех заявок по региону на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности ежегодно подается университетом.
С 2010 года на основе результатов научно-технической деятельности СВФУ создано 25 малых инновационных предприятий (МИП) в сфере информационных технологий, медицины и биотехнологий, энергоэффективного строительства и благоустройства в условиях севера, которыми произведено инновационной продукции объемом 263,9 млн. руб.
Слайд 27.
МИП «Стройкомпозит» реализован пилотный проект по строительству энергоэффективных жилых домов в селе Аппаны Намского улуса Якутии. Высокую оценку Правительства РС (Я) получили технологии производства легких стальных конструкций, внедренные в МИП «Адгезия МК». По результатам работы малых инновационных предприятий СВФУ строительного профиля Президентом Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2013 г. № 812-АI СВФУ поручено обеспечить технологическое сопровождение строительного кластера с целью строительства пилотных энергоэффективных жилых микрорайонов.
Обладателями Гранта Президента Республики Саха (Якутия) для поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) стали ООО «Генодиагностика» (Разработка тест-систем для применения в лабораторной диагностике наследственных болезней), ООО «Многомерные технологии» (Создание композитных информационных ресурсов на основе виртуальных копий физических объектов), ООО «Механохимические биотехнологии» (Разработка и производство поликомпонентных био-фармпрепаратов для коррекции метаболических нарушений при сахарном диабете 2 типа).
Научно-образовательный центр «Нанотехнологии» проводит исследования по графеновым нанотехнологиям, полимерным композитным материалам и механохимическим биотехнологиям. Лаборатория «Технологии полимерных нанокомпозитов» осуществляет продвижение запатентованных полимеров и эластомеров в компаниях ОАО АК «Якутскэнерго» и ОАО АК «АЛРОСА». Проводимые исследования совместно с ведущими корейскими учеными в данной области позволят в будущем найти способ получения низкотемпературных масел, что может стать настоящим прорывом для мирового автомобильного рынка. С компанией ЗАО «НТ-МДТ» создано совместное предприятие МИП «Графен» по производству продукции микроэлектроники на основе графена. Биофармацевтические препараты лаборатории «Механохимические биотехнологии» на основе ягеля удостоены золотых медалей выставки «Биоиндустрия» (Санкт-Петербург), проводившейся в рамках Петербургского международного форума здоровья и Международной выставки «Росбиотех» (г. Москва), изобретение «Способ получения сорбционного материала из слоевищ лишайников» удостоено серебряной медали 9-й Международной ярмарки инноваций – SIIF 2013.
Слайд 28.
Развитие системы высшего образования на территории Дальнего Востока и Байкальского региона связано с созданием крупнейших научно-образовательных центров, способных обеспечить прорыв в инновационных технологиях. Подготовка востребованных кадров является одной из основных задач модернизации высшего образования. Главная цель деятельности университетов – обеспечить качественный прорыв в экономике регионов.
Региональным социальным эффектом деятельности Северо-Восточного федерального университета является подготовка квалифицированных и востребованных на рынке труда кадров и создание новых рабочих мест, развитие новых отраслей экономики, внедрение инновационных достижений в экономику обширных северо-восточных территорий России.
Отличительной особенностью СВФУ является эффективная система содействия трудоустройству выпускников, основанная на тесном стратегическом партнерстве с предприятиями и организациями реального сектора экономики, выступающими в качестве работодателей.
В целях полноценного трудоустройства всех выпускников СВФУ традиционно взаимодействует с органами государственной власти и муниципальными образованиями республики, предприятиями и организациями региона и другими заинтересованными структурами. СВФУ имеет более 400 договоров о сотрудничестве с крупными производственными и инфраструктурными предприятиями. Выполнение совместных проектов способствует становлению СВФУ как центра инженерного образования и инновационного развития макрорегиона.
Комплекс мероприятий системы способствует достижению высоких показателей по трудоустройству выпускников СВФУ. Ежегодно увеличивается численность выпускников СВФУ, трудоустроенных по специальности.
Слайд 29.
В университете создана система непрерывного образования, объединяющая все основные уровни образовательного процесса, и способствующая самореализации, социализации, личностному и профессиональному обучению и росту человека на протяжении всей жизни. Одним из основных элементов данной системы является послевузовское и дополнительное профессиональное образование.
В структуре СВФУ действует ряд подразделений, реализующих программы ДПО, в том числе Институт непрерывного профессионального образования, Институт послевузовского образования врачей Медицинского института, Базовый региональный центр охраны труда, учебно-методические центры факультетов, Центр повышения квалификации работников строительного комплекса, Центр обучения в сфере энергоэффективности.
Ежегодно реализуется около 130 программ дополнительного образования, в том числе, более 30 программ профессиональной переподготовки объемом свыше 500 часов. С 2010 по 2013 гг. курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе СВФУ прошли более 20 тыс. работников предприятий и организаций Дальневосточного федерального округа. Значительный вклад СВФУ вносит в повышение квалификации учителей.
В конце 2012 г. СВФУ стал победителем Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров. Конкурсный отбор прошли 7 программ повышения квалификации, разработанные Институтом непрерывного профессионального образования совместно с учебными подразделениями вуза: «Передовые технологии переработки композиционных материалов», «Нанотехнологии в условиях опережающего развития северных территорий», «Строительный контроль на автомобильных дорогах в криолитозоне», «Информационные и коммуникационные технологии в медицине», «Современные технологии обработки драгоценных камней и металлов», «Безопасность строительства, ремонта и качество устройства электрических сетей», «Инновации в повышении безопасности и качества строительства на Севере». В 2012-2013 гг. повышение квалификации в рамках проекта прошли 105 работников предприятий федерального округа.
В СВФУ реализуется модуль подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» Государственной программы РФ «Энергосбережение и развитие энергетики», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года №512-р. В рамках данного проекта обучен 301 специалист из различных предприятий Дальнего Востока.
СВФУ разработаны совместные образовательные программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» с андрагогическим образованием совместно с Нарвским колледжем Тартуского университета (Эстония) и «Юриспруденция. Международное частное право» совместно с Бохайским университетом (Китай).
Слайд 30.
В университете ведется работа по внедрению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. С этой целью создано инновационное подразделение – Якутский киберуниверситет. Проект только начал реализовываться, но с 2010 по 2014 годы была заложена основа информационно-телекоммуникационной системы для поддержки процессов образования, научных исследований и управленческих задач.
Приобретено с 2010 по 2014 г. более 4000 компьютеров и оргтехники, все учебные корпуса и общежития оснащены беспроводным доступом в Интернет, аудитории и компьютерные классы оснащены 90 интерактивными досками и 187 мультимедиа-проекторами. Обеспечен свободный доступ к 45 электронным базам данных. С 2011 г. проводятся лекции с использованием видеоконференцсвязи. В 2011 г. создан Центр прикладных вычислительных технологий, оснащенный одним из мощнейших суперкомпьютеров на территории СНГ. С 2014 г. начата реализация проекта по созданию университетской телестудии совместно с двумя южнокорейскими компаниями (Stagenet, Samhwa).
Слайд 31.
Одной из форм сетевого взаимодействия является Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ». Целью Ассоциации является повышение качества общего и профессионального образования на основе взаимодействия образовательных учреждений, привлечение конкурентоспособных выпускников школ в СВФУ для подготовки качественных специалистов инновационной экономики Дальнего Востока.
В 2014 году увеличилось количество членов Ассоциации и достигло 83 образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа, Хабаровского края, в том числе 69 школ, 7 учреждений ДОД, 6 учреждений СПО и СВФУ. СВФУ проводит ежегодные конкурсы, выявляя и поощряя лучшие школы и лучших учителей Северо-Востока страны. Созданы 12 ресурсных центров СВФУ в 5 регионах ДВФО, в университете работают малые академии для работы со школьниками, ежегодно проводится Северо-Восточная олимпиада школьников (с 2010 по 2014 гг. приняло участие около 90 тыс. школьников из 31 региона России и 3 стран мира).
Слайд 32.
Самыми главными людьми в нашем университете являются студенты. Основная задача университета дать качественное образование, взрастить всесторонне развитую личность, воспитать человека ответственного за свое поведение и поступки, с творческим и критическим мышлением, способного и умелого. Особое внимание СВФУ уделяет созданию условий для становления профессионально-личностной позиции студентов, реализации творческой активности, самоорганизации молодых людей. Внедрены новые формы студенческого самоуправления, как реальной формы демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью. Все органы студенческого самоуправления СВФУ объединены в Студенческий координационный совет для решения вопросов, касающихся жизнедеятельности обучающихся СВФУ. С 2009 г. по 2014 г. количество органов студенческого самоуправления увеличилось с 2 до 23, доля студентов, постоянно участвующих в организации деятельности органов студенческого самоуправления, увеличилась с 4,5% в 2009 г. до 27,8% в 2014 году. СВФУ является координатором сетевого проекта «Ассоциация органов студенческого самоуправления федеральных университетов».
Слайды 33-34.
Достижения СВФУ являются базой для дальнейшей эффективной интеграции университета в российское и международное образовательное пространство. Успехи Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова подкреплены высокими качественными и количественными показателями, достигнутыми на общероссийском и республиканском уровнях. Больше всего университет гордится достижениями своих студентов. Это не только хорошая учеба, но успехи студентов СВФУ на российских и международных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. Достижения студентов с каждым годом становятся больше и лучше, значит, можно сказать – мы на правильном пути.
Слайд 35.
Одним из инструментов привлечения внебюджетных средств в университет и финансирования проектов, направленных, в первую очередь, на поддержку студентов, является формирование целевого капитала посредством создания эндаумент-фонда. Фондом сформирован целевой капитал на развитие СВФУ в объеме 157 млн. руб., доход от которого составил 10,1 млн. руб. в год.
В 2013-2014 гг. доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал на развитие СВФУ, направлялся на реализацию мероприятий Концепции развития системы поддержки молодых ученых СВФУ. Так, благодаря фонду целевого капитала:
ежегодно студенты-победители университетского конкурса «NEFU Academic Mobility» имеют возможность выезжать на стажировки в зарубежные вузы (5 чел.);
молодым ученым, выплачиваются стипендии во время прохождения обучения и стажировок за рубежом (3 чел.);
у аспирантов и молодых ученых есть возможность получить финансовую помощь для выезда в командировки (6 чел.);
иностранные студенты, обучающиеся в университете, получают стипендию, покрывающую расходы на обучение и питание (11 чел.);
15 студентов (на основании конкурсного отбора) получили возможность пройти обучение на языковых курсах и участвовать в Лондонском международном молодежном форуме 2014 г.
С 2013 г. СВФУ координирует пилотный проект по созданию единого информационного пространства в области развития целевых капиталов в сети федеральных университетов.
Слайд 37.
Развитие СВФУ направлено на реализацию концепции «вуза, включенного в региональное развитие» (regionally engaged university), основанного на идее формирования университета как научно-инновационного центра, обеспечивающего высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок в регионе.
Университет традиционно придает большое значение взаимодействию с органами власти. Данное взаимодействие позволяет СВФУ успешно решать вопросы кадрового, научного и инновационного сопровождения социально-экономического развития региона, в том числе, реализации крупных инвестиционных проектов.
9 ноября 2013 года состоялось расширенное заседание Правительства Республики Саха (Якутия) и Ученого совета СВФУ, на котором были обсуждены роль университета в социально-экономическом развитии региона и направления совместной деятельности. Во исполнение принятых на заседании решений разработана партнерская Программа сотрудничества бизнеса, университета, органов власти и общественных организаций «Якутия – 2022».
В интересах региона формируются совместные кластеры с участием СВФУ: медицинский и строительный.
Развивается сотрудничество с другими регионами Сибири и Дальнего Востока. СВФУ сотрудничает с администрациями Магаданской области, Чукотского автономного округа, Камчатского края, Амурской области, в первую очередь в области подготовки кадров.
СВФУ сформирована система партнерства с российскими и зарубежными предприятиями, направленная на обеспечение высокого качества подготовки конкурентоспособных кадров и практическую реализацию научно-исследовательского и инновационного потенциала университета. Сотрудничество с предприятиями основано на комплексном подходе и включает такие направления взаимодействия, как разработка и оценка программ ВПО и ДПО, целевая подготовка кадров, профессиональная переподготовка и повышение квалификации, выполнение НИОКР, создание совместных интегрированных структур (лабораторий, научно-образовательных центров, хозяйственных обществ), информационный обмен.
Слайд 38.
В 2013 г. проведена оценка хода и результатов реализации Программы развития СВФУ. Согласно методики Министерства образования и науки РФ, СВФУ отнесен к категории А2, а именно - «реализация Программы развития федерального университета оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие региона, на развитие научно-образовательного и инновационного потенциала региона с тенденцией к усилению направленного воздействия на тренды социально-экономической, научной, образовательной и инновационной политики, реализуемой в регионе в среднесрочном периоде».
Слайд 39.
В Национальном рейтинге университетов информационного агентства «Интерфакс» и радио «Эхо Москвы» СВФУ два года подряд входит в ТОП-40 лучших университетов России (2012 – 35 место, 2013 – 38 место). В 2013 г. СВФУ занял 6-е место среди российских вузов по уровню развития вузовских коммуникаций в социальных сетях в рейтинге, проведенном информационным агентством «Интерфакс». В рейтинге вузов России агентства «Эксперт РА» за 2013-2014 учебный год университет занял 61 место, поднявшись за год на двадцать позиций. В 2014 году Университет вошел в ТОП-200 лучших вузов стран БРИКС (рейтинг QS BRICS: 2014 – 151-200 места). Университет вошел в перечень вузов-лидеров в национальном рейтинге университетов Bio Forum (Life Sciences, 2014). СВФУ вошел в ТОП – 40 вузов, которые выбрали победители олимпиад школьников, заняв 24-ую позицию.
Слайды 40-42.
Результаты реализации Программы развития СВФУ в 2010-2014 гг., внешняя оценка деятельности университета, позволяют сделать вывод о том, что сформированный образовательный, научный, организационный, инновационный задел может стать основой для активного развития университета по избранным приоритетным направлениям, его интеграции в социально-экономическое пространство Северо-Востока страны и выходу на международный уровень. Сегодня университет вступает в новый этап своего развития, мы ставим новые приоритеты деятельности СВФУ на следующие пять лет. К 2020 году университет определил следующие стратегические направления деятельности:
1. Развитие науки и построение исследовательского центра мирового уровня по 4 направлениям (палеонтология, медицина, биомолекулярные технологии, климатология);
2. Трансформация в магистерско-аспирантский университет (разработка и внедрение новых программ магистратуры)
3. Интернационализация образовательной деятельности (реализация совместных образовательных программ с зарубежными вузами)
4. Развитие предпринимательского университета, ориентированного на внедрение передовых разработок в регионе
5. Развитие Якутского киберуниверситета
6. Продвижение социально-ориентированных проектов в РС(Я), Чукотском АО, Камчатском крае, Магаданской области
7. Внедрение политики заработанного дохода

Нам предстоит решить еще более значимые задачи, достичь еще более серьезных показателей, для этого у нас есть самое главное – сплоченность, нацеленность на позитивный результат. Уверена, вместе у нас все получится!