Новости

Преподаватель ИЗФиР Галина Парникова разрабатывает концепцию обучения иностранным языкам студентов технических и естественных специальностей

Фото: Мичил ЯКОВЛЕВ / редакция корпоративных медиа СВФУ

  • 3 Мая 2017
  • 1682

Преподаватель ИЗФиР Галина Парникова разрабатывает концепцию обучения иностранным языкам студентов технических и естественных специальностей

Проект доцента кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ Галины Парниковой поддержан Российским гуманитарным научным фондом. Разработанная исследователем стратегия формирования учебной самостоятельности студентов неязыкового вуза средствами иностранного языка получила финансирование в размере 120 тысяч рублей.

Исследователь пришел к выводу, что изучение иностранных языков в неязыковом профиле обучения в недостаточной степени соответствует кадровым потребностям региона, поскольку наиболее востребованными являются выпускники специальностей в сфере геологоразведки, строительства и промышленности со знанием английского и китайских языков.

«Самостоятельное учебное подразделение, способное качественно подготовить студентов неязыкового профиля к практическому применению иностранного языка, представлено в Якутии только в СВФУ. В республике отсутствует развитая вузовская методическая школа в области преподавания иностранных языков, которая бы учитывала этнические особенности контингента обучающихся и региона в целом», – говорит Галина Парникова.

На базе СВФУ в рамках проекта были проведены исследования по изучению коммуникативных навыков студентов из числа коренных жителей Якутии, обучающихся на неязыковых профилях. Согласно исследованию, студенческий контингент регионального вуза этнически неоднороден, но в основном представлен студентами-северянами, чей ведущий язык устной и письменной коммуникации для них – якутский, в то время как язык обучения в вузах Якутии – русский.

«Данная категория студентов отличается заметными трудностями в период социальной адаптации. Устойчивость межличностных улусных связей, нежелание покинуть комфортную среду затрудняет организацию учебного процесса по иностранному языку, – объясняет исследователь. – Коммуникативные навыки обучающихся развиты недостаточно, для них характерна позиция пассивного слушателя. Также у коренных жителей Якутии наблюдается сдержанность в проявлении внешних эмоций», – считает Галина Парникова. По ее мнению, основная причина низкого уровня владения иностранным языком на довузовском уровне – острая нехватка высококвалифицированных учителей-предметников в сельских школах.

Знание иностранного языка на должном уровне становится важным фактором трудоустройства. «Кроме того, современное общество все больше нуждается в людях, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Самостоятельность как качество личности – необходимое квалификационное требование работодателя», – подчеркивает Галина Парникова. Как сообщает ученый, удалось установить взаимозависимость между использованием потенциала иностранного языка и степенью сформированности личностных качеств и набора компетенций студента.

Таким образом, выявленные противоречия между кадровыми потребностями и методологическими подходами к преподаванию иностранного языка подвели исследователя к мысли о необходимости разработать новую методическую концепцию. В числе ожидаемых результатов грантового проекта не только выполнение нормативных требований к иноязычному образованию, совершенствование отечественной методики преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, но и разработка механизмов и технологий процесса формирования учебной самостоятельности на уровне высшей школы в рамках иноязычного образования.

Кроме того, проект служит элементом магистерской программы на базе института по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» со следующего учебного года.

Автор: Сардаана ЯКОВЛЕВА, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).