Главная

Светлана Максимовна Петрова

Филологический факультет - Кафедра "Русский язык как иностранный"

Светлана Максимовна Петрова

+7 (4112) 49-68-53

Факс: +7 (4112) 49-68-53

sm.petrova@s-vfu.ru, metlit@mail.ru

, каб. 203

Должность:

заведующий кафедрой

Образование:

    1. Диплом специалиста N Ц №850643, Выдан 04.07.1967, Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова -
Якутский государственный университет, Филолог, Преподаватель русского языка и литературы, 1967 г. Доктор педагогических наук (ДК № 005713, присуждена Решением ВАК РФ от 21 июня 1996 г.) Профессор (ПР № 000372, Решением Министерства общего и профессионального образования РФ от 28 января 1997 г.)

Ученое звание и учёные степени:

Доктор педагогических наук, профессор

Обязанности :

Заведующий кафедрой русского языка как иностранного

главный редактор серии "Педагогика. Психология. Философия" Вестника СВФУ

Биография

«Основные этапы работы».

С.М. Петрова работает в университете с 1970 года, сначала в качестве ассистента кафедры русской и зарубежной литературы, затем, после защиты кандидатской диссертации в 1978 г. она стала старшим преподавателем, затем доцентом кафедры методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе. С 1990-2000 гг. С.М. Петрова возглавила кафедру МПРЯиЛ. С 1992-1997 гг. С.М. Петрова – декан ФЛФ. В 1996 г. С.М. Петрова защитила докторскую диссертацию, в 1997г. получила ученое звание профессора. В ноябре 2012 г профессор Петрова С.М. возглавила вновь созданную кафедру РКИ.

«Учебно-методическая деятельность».

Преподаваемые дисциплины: «Русская литература» на РКИ

«Методика преподавания русской литературы в национальной школе»(3 РН, 4 курс РН-АО), Спецдисциплина по филологии «Литература»(2 курс РН-АО), «Интенсивный курс обучения по МПРЛ»(4 курс РН-АО), «Современные образовательные технологии»(5 курс РН-АО), Спецкурс по МПРЛ «Инновационные образовательные технологии» (4-5 курс РН-АО), Дисциплина «Научно-исследовательская деятельность студента»( 3 РН).

Разработаны программы бакалавриата «Русский язык как иностранный» и магистратуры «Межкультурное обучение русскому языку как иностранному в сфере образования и туризма».

Профессор С.М. Петрова подготовила 14 кандидатов педагогических наук, многие из них работают в области образования. Некоторые из них стали обладателями Грантов Президента РФ и РС(Я), почетных званий. В настоящее время проводится руководство тремя аспирантами очной и заочной формы обучения, а также 2 соискателями. В 2013 году в аспирантуру кафедры МПРЯиЛ по специальности 13.00.02-теория и методика обучения и воспитания (литература) поступила гражданин КНР Тянь Гопин, преподаватель китайского языка в ИЗФИР, по специальности русист.

В рамках международного студенческого научного кружка «ИНТЕРЛОГОС» разработана программа интенсивного курса обучения русскому языку иностранцев, обучающихся в СВФУ, для последующего поступления их на выбранные специальности, а также для обучения в аспирантуре и магистратуре.

Общее количество опубликованных трудов профессора С.М. Петровой более 160, среди них 11 монографий, учебных пособий, 6 учебных программ для школы и вуза. Профессор С.М. Петрова активно участвует в международных ( Монголия, Япония, КНР, Корея, Турция, Португалия, США и др.), всероссийских( Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Ижевск, Йошкар-Ола, Ярославль, Воронеж, Саратов и др.), зональных, республиканских конференциях.

Монографии.

Методологическое сопровождение современного школьного образования:коллективная монография.- Якутск: ИПК СВФУ,2011.- 328 с.

Петрова С.М. Философия современного образования и актуальные проблемы методологической подготовки учителя-словесника.- С.154-178.

Учебные пособия

1.Петрова С.М. Изучение зарубежной литературы в 8-10 классах якутской школы.- Якутск: Якут.кн.изд-во, 1980.- 105 с.

2.Петрова С.М. Эвенская литература в школах Республики Саха(Якутия): учеб.хрестом. Рекомендовано МО РФ в качестве учебного пособия для старшеклассников.- СПб.: Изд-во «Просвещение», 1994.- 175 с.

3.Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в 5-8 классах якутской школы: учебное пособие. Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию для студентов вузов по специальности «Русский язык и литература» и «Языки и литературы народов России».- Якутск:Изд-во ЯГУ, 2004. 57с.

4.Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в 9-10 классах якутской школы: учебное пособие Якутск:Изд-во ЯГУ,2004.- 82 с.

5.Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного произведения в системе профессиональной подготовки будущего учителя-словесника:уч.пос.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009.- 185 с.

6.Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного произведения как новая образовательная технология(на материале поэмы Гомера «Одиссея»:уч.-метод. рекоменд.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009.- 29 с.

7.Петрова С.М. Исследовательская деятельность студента-филолога во время практики(на материале повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе): метод. рекомендации.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. - 23 с.

8.Петрова С.М. Проектная деятельность студентов-филологов в процессе анализа романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:уч. пос.- Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2009.- 64 с.

9.Петрова С.М. Новые подходы к изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»:уч.пос.-Якутск: Изд-во ГУ ИРО МО РС(Я), 2009.- 64 с.

10. Петрова С.М. От текстуального анализа- к графике(на материале романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): метод. рекомендации.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009.- 34с.

Зарубежные публикации

1.Petrova S. Synergetic approach to Russian studying as foreign language//The 8th International Forum on Strategic Technology 2013. June 28-July 1, 2013, Mongolian University of Science and Technology, Ulan-Bator, Mongolia, p. 689-691.

2.Petrova S. Actual problems of teaching Russian as foreign in а changing World // Collections of International Conferens «Language and culture in a changing world», Yakutsk, October 23-24, 2013: Tebliglery. - p. 485-491.

3. Petrova S. Yakutia – J. Brodsky – E. Boratynsky: at the crossroads of epochs and destinies.// Applied and Fundamental Studies/ hosted by the Publishing House «Science and Innovation Center», August 30-31, 2013, St.Louis, Missouri, USA.

4. Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного произведения как составная часть системы обучения русскому языку как иностранному: Матер. Совместной конференции «Корейской ассоциации русского языка и литературы» и «Института Российских исследований» «Русский язык и его преподавание в Корее» Пусан(Корея) 7-8 июня 2013 г. С. 157-163.

5. Петрова С.М.Авторская инновационная методика анализа художественного произведения в системе обучения русскому языку как иностранному(из опыта работы в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова:сб. материалов Международной научно-практической конференции «Русистика в Китае: традиции и инновации, 23-26 октября 2013 года, г.Цицикар(КНР).-(отпечатано) СПб:Изд-во «Златоуст», 2013.- С.196-204.

Публикации ВАК

1.Петрова С.М. (в соавторстве).К проблеме системного изучения творчества Н.А. Некрасова в 5-10 классах якутской школы//Сибирский педагогический журнал.- 2007.- № 12.- С.289-293.

2. Петрова С.М. Междисциплинарная парадигма в системе обучения русскому языку как неродному в вузе и школе (на примере Республики Саха (Якутия) // Филология и культура.- 2012.- № 2(28).- С.91- 94.

3.Петрова С.М. Методист. Гражданин. Человек.//Русская словесность.- 2012.- №4.- С.77-79.

4. Петрова С.М. Роль инновационной технологии анализа художественного произведения в системе изучения русского языка как иностранного(на материале Республики Саха (Якутия)// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №8(16), 2012.(журнал ВАК).

5. Петрова С.М. Синергетическая парадигма дискурса в обучении русскому языку как иностранному/ ж. «Вестник СВФУ».- 2013.- №1.- С.79-85.

6. Петрова С.М.(в соавторстве) Педагогическое образование в РС(Я)- условно 2Вестник СВФУ.- 2013.- №5, -С. (ВАК.РИНЦ)

Внеучебная и общественная деятельность.

Профессор С.М. Петрова работает в университете с 1970 г. В 1992-1997 гг. была избрана деканом филологического факультета. За это время на факультете были открыты Отделение журналистики и Северное отделение, а также специализации на РОЯШ (Английский язык

Мировая художественная культура). С 1990-2000 гг. была заведующим Кафедрой методики преподавания русского языка и литературы в Национальной школе ФЛФ. В ноябре 2012 г. была избрана заведующим Кафедрой «Русский язык как иностранный». В течение 8 лет была Ученым секретарем диссертационного совета по педагогическим наукам Д 212.306.02 в Якутском государственном университете имени М.К. Аммосова.

Достижения и поощрения:

Заслуженный работник образования РС(Я)(1995); Почетный работник высшего профессионального образования РФ(2002); Почетные знаки Правительства РС(Я)- «Гражданская доблесть»(2005) и Министерства образования РС(Я)- «Учитель учителей»(2001), «Отличник образования»(2011); Академик Петровской академии наук и искусств(2005); Лучший по профессии: Лучший доцент(1994), Лучший профессор(2000), Лучший научный руководитель(2005), Лучшая научно-методическая статья(2009); Почётная грамота постоянного комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) за вклад в развитие науки Республики Саха (Якутия), 8 февраля 2019 г.; Юбилейный знак Республики Саха (Якутия) «100 лет Якутской АССР) (2022 г.) №1908.

Повышение квалификации:

1. Диплом о присвоении квалификации, Филолог. Преподаватель русского языка и литературы, 0 ч, ЯГУ им. М.К. Аммосова, 1967 г.
2. Сертификат, Волонтер первой помощи, 0 ч, Ресурсный центр по обучению добровольцев (волонтеров) поиску пропавших людей АНО ДПО Учебный центр «Спасатель» , 2019 г.
3. Удостоверение о повышении квалификации, Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС, 108 ч, ООО Инфоурок, г. Смоленск, 2019 г.
4. Удостоверение о повышении квалификации, Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС, 72 ч, ООО Инфоурок, г. Смоленск, 2019 г.
5. Диплом о профессиональной переподготовке, Преподаватель высшей школы. Преподавание и образовательные технологии в условиях реализации ФГОС, 300 ч, ООО Инфоурок, г. Смоленск, 2019 г.
6. Нет в списке, Проверка знаний охраны труда, 40 ч, Базовый региональный центр охраны труда Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, 2020 г.
7. Удостоверение о повышении квалификации, «ИКТ в образовании: Электронная информационно - образовательная среда вуза», 36 ч, ФГАОУ ВО СВФУ им.М.К.Аммосова, г.Якутск, 2020 г.
8. Удостоверение о повышении квалификации, Цифровые компетенции преподавателя высшей школы, 72 ч, ЧПОУ «ЦПДО ЛАНЬ», 2022 г.
9. Удостоверение о повышении квалификации, Русский язык как иностранный: актуальные аспекты методики преподавания, 18 ч, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2022 г.
10. Удостоверение о повышении квалификации, Психолого-педагогические аспекты работы с иностранными обучающимися подготовительных отделений российских , 72 ч, Центр дополнительного образования "Горизонт" Института русского языка Российского университета дружбы народов ( г. Москва), 2022 г.
11. Удостоверение о повышении квалификации, Современные подходы к проектированию и реализации общеобразовательных дисциплин в процессе подготовки иностранных обучающихся на довузовском этапе, 72 ч, Центр дополнительного образования "Горизонт" Института русского языка Российского университета дружбы народов ( г. Москва), 2022 г.
12. Удостоверение о повышении квалификации, Применение ЭИОС, ЭБС и средств ИКТ при реализации образовательных программ, 18 ч, ИМИ СВФУ, 2022 г.
13. Удостоверение о повышении квалификации, II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия, 18 ч, Юрайт Академия, г.Москва, 2022 г.
14. Удостоверение о повышении квалификации, XII Зимняя школа преподавателя_2023_«Гибкие навыки: компетенции новых ФГОС». Базовый курс, 72 ч, Академия ЮРАЙТ, 2023 г.

Научные интересы:

1. Особенности изучения зарубежной литературы в национальной школе; 2. Актуальные проблемы взаимосвязанного изучения русской, родной, зарубежной литератур в вузе и школе; 3.Проблемы профессиональной подготовки будущего учителя-словесника в национальном вузе; 4. Место литературы в системе обучения русскому языку как иностранному; 5. Графико-символический анализ художественного произведения в вузе и школе как авторская инновационная образовательная технология.

Научные гранты:

Участие в конкурсе Грантов РНФ «Северо-восточный вектор открытого образовательного пространства в обучении русскому языку как иностранному» (авторский коллектив – науч. руководитель, к.п.н., профессор Залуцкая С.Ю.

д.п.н., профессор Петрова С.М.

к.п.н., доцент Жондорова Г.Е.

к.ф.н., доцент Ощепкова А.И.), декабрь 2015 г.

Проведение конференций:

Совместное с Сеульским национальным университетом, КОПРЯЛ международной конференции, посвященной 25-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея «Гуманитарный подход к изучению корейско-российских отношений, 1-2 октября, г. Сеул.

Выступление с докладом «Авторская инновационная методика обучения РКИ на основе литературной семиотики».

Участие в конференциях, симпозиумах:

Научный семинар «Язык и дискурс в современных теориях» профессора Патрика Серио (Университет Лозанны, Швейцария) в СВФУ им. М.К. Амосова. Тема семинара «Знаки не зеркала», 21-24 апреля 2015 г.

11.2. Всероссийская конференция «Вопросы преподавания русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды», МОиН РФ ФПКП РУДН, 9-11 ноября 2015 г.

11.3. Панельная дискуссия о Концепции русского языка и литературы», инициированная Башкирским ГУ с участием МО РС(Я), директора Института русского языка им. А.С. Пушкина Русинцевой М.Н., замминистра МОиН РФ Каганова В.Ш., представителей научно-методической общественности Республики Татарстан, Казахстан, Кыргызстан , 9 декабря 2015г.

11.4. Участие в семинаре Комиссии по языковой политике о Концепции русского языка и литературы при Правительстве РС(Я), 21 декабря 2015 г.

Почетные звания:

Заслуженный работник образования РС(Я); Почётный работник высшего профессионального образования РФ; Заслуженный работник высшей школы РФ; Почётный профессор Хэйлунцзянского Восточного университета (КНР)

Научно-общественная деятельность:

Член редакционного совета по педагогике в Иркутской лингвистической академии, г. Иркутск

член рабочей группы Ассоциации ведущих университетов по выработке предложений по распространению наиболее эффективного опыта по поддержке, развитию и популяризации русского языка, а также выработке ежегодного плана мероприятий по поддержке русского языка в университетах и регионах в целом (Распоряжение Ассоциации ведущих университетов, №29 от 31.07. 2015, г. Санкт-Петербург, СПбГУ)

член редколлегии журнала «Наука Красноярья», замглавного редактора ж. «Вестник СВФУ» (главный редактор Серии «Педагогика. Философия. Психология»

член редколлегии журнала "Педагогический имидж" (г. Иркутск)

член редколлегии журнала "Мир русского слова" РОПРЯЛ, член правления РОПРЯЛ.

Общий стаж работы:

52

Стаж работы по специальности:

52