Учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий

photo.jpg

Москвитин Юрий Афанасьевич
Заведующий УНЛАКТ, к.п.н.

Адрес:677016, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, ГУК, ауд. 336

Телефон (факс): (412) 36 41 28

Эл. почта: tolbon@ysu.ru

Сайт:

Штатный состав лаборатории (сотрудники)

№ п/п

Должность

Ф.И.О., уч. звание, уч. степень

1

Заведующий

Москвитин Ю.А., к.п.н.

2

Ведущий инженер

Иванов А.В.

5

Лаборант

Яковлева К.Э.

Описание деятельности лаборатории

УНЛАКТ обеспечивает методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) посредством использования адаптивных компьютерных технологий, занимается вопросами внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с ООП в Республике Саха (Якутия).

УНЛАКТ осуществляет методическую, учебную и консультативную поддержку студентов с проблемами зрения в целях обеспечения самостоятельного применения ими адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе; обеспечивает практическую помощь в предоставлении необходимой информации в доступной форме и оформление печатных работ студентам с проблемами зрения; в партнерстве со многими городскими и республиканскими общественными организациями инвалидов реализует проекты, направленные на разностороннюю реабилитацию учащейся молодежи с ООП.

УНЛАКТ ведёт определённую социально-психологическую работу среди студентов с ООП; содействует в получении мест в общежитиях и социальных стипендий; проводит психологические беседы со студентами во время подготовки и сдачи зачётов, экзаменов. В компьютерном классе, оснащённом по последнему слову науки и техники, студенты работают во всемирной сети Интернет, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы. Сотрудники УНЛАКТ осуществляют научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов по различным темам, в том числе и по социальной интеграции и профессиональной реабилитации молодёжи с ООП.

В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, в котором обучаются около двухсот студентов с ООП, в 2010 году завершён педагогический эксперимент по методическому сопровождению учебного процесса студентов с особыми образовательными потребностями. В результате педагогического эксперимента была разработана и внедрена теоретическая модель организационно-педагогического сопровождения учебного процесса людей с ООП посредством использования адаптивных, компьютерных технологий.

Впервые в Республике Саха (Якутия) прошла международная научно-практическая конференция по инклюзивному образованию, в которой приняло участие более 180 практиков и учёных в области общей и коррекционной педагогики из Республики Саха (Якутия), 30 субъектов РФ и пяти зарубежных стран. Сотрудники УНЛАКТ были ответственны за организацию и проведение тендера и занимались непосредственно вопросами приглашения Российских и зарубежных участников конференции.

Заведующий УНЛАКТ к.п.н. П.Р. Егоров и ведущий инженер Ю.А. Москвитин (оба инвалиды первой группы по зрению) активно участвуют с научными докладами и мастер-классами во многих республиканских, российских и международных научно-практических конференциях по инклюзивному образованию. Также они регулярно командируются как в российские учебные заведения, так и в учебные заведения Европы по обмену опытом внедрения непрерывной системы инклюзивного образования. На этих конференциях были установлены контакты как с российскими, так и с зарубежными специалистами в области инклюзивного образования людей с ООП.

Сотрудники УНЛАКТ предлагают внедрить в Республике Саха (Якутия) теоретическую модель непрерывной системы инклюзивного образования людей с ООП посредством использования адаптивных компьютерных технологий, которая включает в себя все ступени развития образования (детский сад, школа, Суз, Вуз). В рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования организовано и проведено пять семинаров-практикумов (60 часов) с общим охватом 196 (сто девяносто шесть) воспитателей и педагогов. 16-го ноября 2011 года создана экспериментальная площадка по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования детей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий на базе МДОУ детский сад №11 «Подснежник» в г. Якутске; из 330 посещающих детей – 170 детей с нарушениями зрения.

Сотрудниками УНЛАКТ подготовлена законодательная инициатива по разработке и принятию закона о инклюзивном образовании Республики Саха (Якутия). Коллектив УНЛАКТ разработал проект концепции развития инклюзивного образования Республики Саха (Якутия), обсуждение которой ведётся во всех улусах и городах Республики Саха (Якутия). В рамках августовского совещания учителей Республики был проведён круглый стол по обсуждению данного проекта концепции развития инклюзивного образования.

Перечень основного оборудования лаборатории

Оборудование

Кол-во, шт.

1

Персональные компьютеры

12

2

МФУ

1

3

Устройство для печати тактильной графики PIAF

1

4

Складной настольный видеоувеличитель VisioBook

4

5

Органайзер для незрячих и слабовидящих Pronto!18

10

6

Мобильный аппаратно-программный комплекс для незрячих: дисплей RefreshаBraille18 в комплекте с iPhone 4S

10

7

Мобильный аппаратно-программный комплекс для незрячих: дисплей SuperVario2 24 в комплекте с iPad New

10

Финансирование, наличие грантов

Наименование работы

Бюджет, млн. руб.

1

Создание учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий при кафедре педагогики дошкольного воспитания педагогического института СВФУ

4,992

2

Создание синтезатора якутской речи и фонетическая база данных для профессиональной реабилитации людей с проблемами зрения

2,200

3

Создание автоматизированного учебного места (АУМ) школьников и студентов с проблемами зрения

1,276

Основные результаты научной и педагогической деятельности

1. Создание учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий при кафедре педагогики дошкольного воспитания педагогического института СВФУ.

· Изучены теоретико-методологические основы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями;

· Проведен анализ российского и зарубежного опыта инклюзивной практики людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий;

· Собран научный материал, проведен мониторинг и анализ состояния инклюзивной практики людей с особыми образовательными потребностями в Республике Саха (Якутия).

2. Создание синтезатора якутской речи и фонетической базы данных для профессиональной реабилитации людей с проблемами зрения.

· В программном продукте имеются следующие программные процессоры: текстовый, фонетический, просодический, акустический;

· Модуль аллофонной базы данных якутского языка; модуль сегментации произвольного текста на якутском языке на фразы и синтагмы; модуль мультиволнового синтеза речи на якутском языке; модуль простановки ударений в словах; модуль стыковки синтезатора с пакетом SAPI-5 и пакетом программ JAWS-11.

· ПСР должен обеспечивать следующие возможности работы с ним:

- диктор мужчина, один голос;

- диктор женщина, один голос;

- ПСР и ФБД должны стыковаться с пакетом SAPI-5 и пакетом программ JAWS-11.

Этот синтезатор поможет многим школьникам и студентам получать более качественное образование посредством использования адаптивных компьютерных технологий.

3. Создание автоматизированного учебного места (АУМ) школьников и студентов с проблемами зрения.

Цель: Создание для школьников и студентов с проблемами зрения автоматизированного учебного места (АУМ), состоящего из обучающих модулей (программ) по следующим темам: «Обучение работе на клавиатуре», «Слово», «Чтец», «Диктант», «Обучение письму по системе Брайля», «Краткий 4-х язычный электронный словарь».

Ожидаемые результаты:

- Издание двух научных статей в реферативных журналах.

- Разработка базы данных и словарных статей по применению данного 4‑х язычного, краткого, электронного словаря в учебном процессе для студентов и школьников с проблемами зрения.

- Подготовка к изданию учебно-методических пособий по каждому модулю.

- Подготовка электронной версии АУМ.

- Разработка адаптивных компьютерных технологий по применению данного АУМ в учебном процессе для студентов и школьников с проблемами зрения.

- Подготовка научно-технического отчёта по данному проекту.

- Участие в российских и международных конференциях с целью распространения опыта по созданию и распространению АУМ «Школьник».

4. Разработана уникальная, учебная программа (72 часа) «Использование адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе студентов с проблемами зрения».

Цель данной учебной программы состоит в формировании у студентов с ООП информационной компетентности – основных пользовательских навыков работы в среде Windows и с офисными приложениями на основе невизуального интерфейса, умения использовать адаптивные компьютерные технологии (программы экранного доступа к информации Jaws и увеличения шрифтов Magic, Брайлевская строка Focus – 40 Blue, Брайлевский принтер Index Braille Embosser Everest и т.д.) для обеспечения качественной подготовки к занятиям в учебном процессе.

Важнейшие публикации по тематике деятельности

Коллектив УНЛАКТ тесно сотрудничает со средствами массовой информации, выступая регулярно по республиканскому радио и телевидению, в СМИ выходят статьи о создании условий для успешного обучения студентов с ООП в стенах СВФУ. В СМИ опубликовано 12 статей.

Сотрудники УНЛАКТ принимают активное участие в общественной жизни Республики Саха (Якутия), со своими экспонентами участвовали 24-25 сентября 2011 года в республиканской выставке, проведённой в рамках республиканского форума общественности «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии» и 3-4 ноября 2011 года в республиканской выставке реабилитационного оборудования и технологий «Доступный мир». Приняли участие с научными докладами в двух республиканских и в четырёх международных научно-практических конференциях.

Сотрудники УНЛАКТ подготовили и издали два произведения Якутского героического эпоса Олонхо для людей с проблемами зрения по системе Брайля рельефно-точечным шрифтом.

Сотрудниками УНЛАКТ подготовлено к изданию двадцать статей, из них двенадцать статей опубликовано в СМИ и восемь научных статей, три из которых опубликовано в реферативных журналах.

1. Егоров, П.Р. Теоретическая модель педагогического сопровождения профессионального образования людей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий // Психология образования в поликультурном пространстве. Том 2 (№ 18). – Елец, 2012. – С. 100–103.

2. Егоров, П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Журнал Теория и практика общественного развития. – № 3. – 2012. – С. 107–112.

3. Егоров, П.Р. Die Anwendung von informativ-kommunikativen Technologien und Typholmitteln in der professionellen Ausbildung von Leuten mit Sehschwächen (laut der Vergleichsanalyseerfahrung) // Материалы всемирного XXXV конгресса педагогов по инклюзивному образованию незрячих людей. – Хемниц, 2012. – С. 71–74.

4. Егоров, П.Р. Внедрение непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями в Республике Саха (Якутия) // материалы межрегиональной научно-практической конференции: «Актуальные вопросы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья». Якутск, 2012. – С. 69-73.

5. Егоров П.Р. Пути развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) // Материалы образовательного форума «Алтай-Азия»: «Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста». Барнаул, 2012. – С. 45-52.

6. Егоров П.Р. Внедрение теоретической модели непрерывной системы инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) // Материалы международной научно-практической конференции: «Современные формы организации и эффективные технологии обучения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями и инвалидов». Новосибирск, 2012. – С. 55-59.

7. Егоров П.Р. Издание учебно-методической и научно-популярной литературы по системе Брайля посредством использования адаптивных компьютерных технологий // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Языковая политика в Республике Саха (Якутия): опыт и перспективы», Якутск, 2012. С. 91-95.

8. Егоров П.Р. Разработка законодательных и правовых документов для внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями в Республике Саха (Якутия) // Материалы республиканской конференции: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в РС (Я)», Якутск. 2012. – С. 63–67.

9. Егоров П.Р. Социализация студентов с особыми образовательными потребностями в высшее учебное заведение // Материалы международной науч.практ. заочной конференции: «Актуальные технологии социальной сферы: история и современность» Ставрополь, 2012. – С. 85-91.

10. Егоров, П.Р. Реализация модели организационно-педагогического сопровождения учебного процесса людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий в республике Саха (Якутия) // Приложение к журналу "Среднее профессиональное образование". – № 6. – 2012. – С. 10–24.

Подготовлены к изданию четыре методических пособия по адаптивным компьютерным технологиям и три монографии к.п.н., П.Р. Егорова, две из которых опубликованы.

1. Егоров, П.Р. Концептуальные подходы к профессиональному образованию людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий // Публичная МОНОГРАФИЯ часть 2 «Модернизация российского образования: тренды и перспективы». Краснодар, 2011. – С. 19-41.

2. Егоров, П.Р. Инклюзивное образование людей с особыми образовательными потребностями. Внедрение непрерывной системы инклюзивного образования (детский сад – школа – ссуз – вуз) // Монография. – Издательский дом LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of AV Akademikerverlag GmbH & Co. KG, 2012. – 261 с.

3. Егоров, П.Р. Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий // Монография. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. – 210 с. В издательстве.