Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

Северо-Восточный
федеральный университет
имени М.К. Аммосова

Версия для слабовидящих

1
  • Лаборатория проблем методики обучения родному языку, литературе и культуре народов Северо-Востока РФ

    photo.jpg

    Поликарпова Евдокия Михайловна
    Руководитель, д.п.н., профессор.

    Адрес:677000 ул. Кулаковского 42, ГУК, каб. 221.

    Телефон (факс): 49-67-56, сот.: 8-914-299-36-03

    Эл. почта: poliem@mail.ru

    Сайт:



    Лаборатория создана решением Ученого совета СВФУ от 02 июня 2011 г.

    Штатный состав лаборатории

    1. Поликарпова Евдокия Михайловна, д.п.н., профессор – зав. лабораторией (0,5 ставки);

    2. Молукова Сардана Владимировна – лаборант-исследователь.

    LYKN.jpg

    Очередное заседание лаборатории. Обсуждение рукописи А.А. Винокуровой


    Описание деятельности лаборатории (данные за 2010-2012 гг.)

    Исследование теории дидактики обучения языкам, литературе и культуре народов республики Саха (Якутия) в контексте диалога культур народов РФ, в перспективе и другим языкам и культуре этносов Северо-Востока РФ, стратегически важно, так как только при достижении качественно нового, инновационного, продуктивного, жизненно востребованного, живого обучения родному языку и культуре возможно сохранение и развитие языков и культуры народов. Сохранение и развитие языков и культуры народов России – гарант процветания Российской Федерации как могучего, демократического государства.

    Цель:

    - исследование теории и методики обучения языкам, литературам и культуре народов СВ РФ в контексте диалога культур в поликультурном пространстве.

    Задачи:

    - проведение фундаментальных и прикладных исследований по дидактике обучения родному (якутскому, эвенскому, эвенкийскому, юкагирскому), литературе и культуре народов республики Саха (Якутия) в контексте диалога культур народов РФ;

    - разработка инновационных образовательных проектов, программ и учебно-методических пособий в области дидактики обучения родным языкам, литературам и культуре народов республики Саха (Якутия) в контексте диалога культур народов РФ;

    - достижение эффективности обучения родным языкам, литературам и культуре через обновление содержания и путем внедрения инновационных технологий обучения;

    - оформление теоретических и дидактических положений, выявленных в процессе исследования, в виде монографических изданий, различных инновационных обучающих дидактических и методических пособий и научных статей в рецензируемых журналах.

    Уникальность и инновационная характеристика деятельности лаборатории определяется спецификой каждого языка, литературы и культуры народов СВ РФ, их статусом и степенью потребления и распространения в социуме. Юкагирский, чукотский, долганский языки признаны как исчезающие, эвенский и эвенкийский языки в республике имеют официальный статус в локальных местах проживания этих этносов, якутский язык законом РС (Я) определен как государственный. Уровень владения этносами родным языком различный, основная языковая картина – владение на уровне бытового общения старшим поколением, во многих местах вырисовывается реальная картина потери языка и переход на русский и якутский языки. Вместе с тем, как свидетельствуют результаты экспериментальной работы, народы настроены на сохранение (возрождение) и развитие родного языка и культуры. Процесс сохранения и развития языков обусловлен уровнем общего духовного, культурного развития этносов, в котором определяющее значение имеет качество школьного образования, в частности овладение учащимися языком, литературой и культурой родного народа.

    Исследование теории и методики сохранения и развития языков и культуры народов СВ РФ будет обусловливать развитие и расширение образовательных и воспитательных услуг по языковой подготовке и духовно-нравственному созиданию в аспекте межкультурной коммуникации, интеграции.

    Перечень основного оборудования лаборатории

    1. Ноутбук ASUS Notebook K52Jr/K62Jr/K52Je Series Intel(R) Core (TM) i3 CPU M 380 @ 2.53 GHz 253 CHz, 2,00 Гб, 320 Gb – 5 шт.;

    2. Нетбук ASUS Eee PS Intel Atom (TM) CPU N455 @ 1.66 GHz 1.67 CHz, 1,00, 320 Gb – 1 шт.;

    3. МФУ Canon i-sensys MF4570dn – 2 шт.;

    4. Копировальный аппарат CanonImageRunner 2320 – 1 шт.

    Финансирование, наличие грантов (данные за2010-2012 гг.)

    2010 г.

    Мероприятие № 2.24. «Разработка теоретических и методологических проблем дидактики обучения языкам, литературам и культуре народов Северо-Востока РФ и воспитания на родном языке в контексте диалога культур в поликультурном пространстве» - 800.000 тыс. руб.

    2011 г.

    Мероприятие № 2.24. «Разработка теоретических и методологических проблем дидактики обучения языкам, литературам и культуре народов Северо-Востока РФ и воспитания на родном языке в контексте диалога культур в поликультурном пространстве» - 800.000 тыс. руб.

    2012 г.

    Мероприятие № 2.49: «Теория и методика проблем обучения языкам, литературам и культуре народов СВ РФ и воспитания на родном языке в контексте диалога культур в поликультурном пространстве» - 890.000 тыс. руб.

    Основные результаты научной деятельности (данные за2010-2012 гг.)

    2010 г.

    1. Разработана концепция «Теория и методология обучения языкам, литературам и культуре народов СВ РФ в контексте диалога культур в поликультурном пространстве», состоящая из трех разделов.

    2. Разработаны «Инновационные экспериментальные обучающие материалы по дидактике обучения языкам, литературам и культурам народов СВ РФ в контексте диалога культур» из 12 разделов.

    2011 г.

    1. Проведена Всероссийская научно-методическая конференция «Теория и методика обучения языкам, литературам и культуре народов РФ в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве» с 9 по 11 июня 2011 г. в г. Якутске.

    2. Создана научно-исследовательская лаборатория «Проблемы теории и методики обучения родному языку, литературе и культуре народов СВ РФ в контексте диалога культур» (решением Ученого совета СВФУ от 02 июня 2011 г).

    3. Проведен Международный научно-практический семинар на тему: «Европейская система высшего профессионального образования».25 марта 2011 г.

    4. Проведен научно-практический семинар студентов «Теория м методика обучения. языкам, литературам и культуре народов СВ РФ в контексте диалога культур» 12 мая 2011 г.

    Опубликовано:

    Монография – 1.

    Учебно-методические пособия – 5

    Статьи в рецензируемых журналах – 4

    Статьи в материалах международной конференции – 1

    Статьи в материалах всероссийской конференции – 4

    Статьи в других изданиях – 12

    2012 г.

    1. Проведен 2-ой студенческий научно-методический семинар на тему: «Теория и методика обучения языкам, литературам и культуре народов СВ РФ в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве» 27 марта 2012 г.

    2. Проведены курсы разговорного якутского языка при поддержке Якутского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Знание» России с 2 по 30 апреля 2012 г.

    3. Проведена региональная дистанционная олимпиада школьников «Языки и культуры народов Северо-Востока России» март, апрель, 2012.

    4. Проведена научная конференция студентов ИЯКН СВ РФ СВФУ по секции «Теория и методика обучения родному языку, литературе и культуре народов СВ РФ в контексте диалога культур» 31 марта 2012 г .

    Опубликовано:

    Монография – 2.

    Учебно-методические пособия – 4

    Статьи в рецензируемых журналах – 2

    Статьи по РИНЦ - 3

    Статьи в материалах международной конференции – 10

    Статьи в материалах всероссийской конференции – 17

    Статьи в других изданиях – 7

    Важнейшие публикации по тематике деятельности (данные за 2010-2012 гг)

    2011 г.

    Поликарпова Е.М. Урок литературы – сотворчество. Монография. – Якутск: Издательско-полиграфический комплекс, 2011. – 147 с.

    2012 г.

    1. Сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции «Теория и методика обучения языкам, литературам и культуре народов РФ в контексте диалога культур в поликультурном образовательном пространстве». - Якутск, Издательский комплекс СВФУ, 2012 г. 350 с.

    2. Гурьев Г.И.Обучение якутскому языку в школах Якутии в период с 1917 по 2002 г.г.(историко-педагогический анализ): Монография. – Якутск: Издательский дом Северо-Восточного федерального университета, 2012. – 124 с.

    3. Захарова Г.А. Методика изучения якутской литературы в школе с русским языком обучения: Монография. –Якутск: Издательский комплекс СВФУ, 2012. – 128с.

    4. Колодезников С.К. Саха тыла: самоучитель якутского языка. Якутск: Якутский край, 2012. – 298 с.

    5. Колодезников С.К. Саха тыла: электронное учебное пособие. Якутск: Просвет, 2012. 1.3. Гб.

    6. Гурьев Г.И. Саха тылын оскуолаҕа үөрэтиимэтиэдьикэтэ: Пособие для студентов и учителей. – Якутск, Издательский комплекс СВФУ, 2012. – 82 с.

    7. Марфусалова В.П.. Эвэдыттаткалдярав: Учебное пособие. –С-Пб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2012. – 119 с. 


    закрыть

    Антиспам:

    CAPTCHA