Достижения научной школы

1. Организационно-педагогические условия развития современной сельской школы (на примере Республики Саха (Якутия))

Теоретические предпосылки исследования сельской школы в Республике Саха (Якутия).

Системный подход к исследованию образовательной ситуации в сельской школе Республики Саха (Якутия): выявление социально-педагогической роли школы как социокультурного центра села и определение структуры организационно-педагогических условий ее эффективного развития; организация образовательной деятельности, строящейся на переосмыслении и уточнении содержания обучения и воспитания учащихся, разработке педагогических технологий с учетом новых социально-экономических условий; определение условий организации вариативной образовательной среды в сельской местности; определение критериев изучения социального типа выпускника сельской школы, организационно-педагогических условий формирования у сельских школьников социально значимых ценностей.

Тенденции развития сельской школы Республики Саха (Якутия).

Концептуальные основы разработки прогностической модели сельской школы Республики Саха (Якутия).

Концептуальные основы разработки модели сетевого взаимодействия малокомплектных сельских школ.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Разработка и реализация прогностической модели сельской школы исследуемого региона.

Разработка и реализация в Республике Саха (Якутия) целевой программы «Сельская школа – духовный центр преобразования села», проектов «Социально-профессиональный портрет директора сельской школы Республики Саха (Якутия)», «Возобновляемое образование» (личностно ориентированная модель повышения квалификации педагогов сельских школ Республики Саха (Якутия), модели сетевого взаимодействия «Межулусное учебное объединение «Амга»»).

Разработка и реализация методических рекомендаций по реализации принципа вариативности системы образования на селе, принципов организации последипломного образования педагогов малокомплектных сельских школ, осуществление профессиональной переподготовки руководителей сельских образовательных учреждений.

Обобщение и опубликование результатов педагогического опыта для массовой практики, опыта организации различных видов сельских общеобразовательных учебных заведений.

Итоги исследования реализуются в процессе повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений Республики Саха (обучено через курсы и семинары 1365 руководителей).

Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на:

- республиканских, окружных научно-практических конференциях:

- «Опытно-экспериментальная работа: опыт, проблемы, перспективы» (1996 г.),

- «Проблемы результативности в образовательном процессе» (1998 г.),

- «Инновации в педагогическом опыте» (1999 г.),

- «Интеллектуальный потенциал молодежи – селу XXI века» (2000 г.),

- «Перспективы развития образования на селе в XXI веке» (2001 г.),

- «Республика Саха и международное образовательное пространство: перспективы развития» (2001 г.),

- «Сетевое взаимодействие сельских школ» (2011 г.)

- «Сельская школа – духовный центр преобразования села» (1999 г.);

- совещании руководителей сельских школ и управлений образованием учебного округа «Заречье» по теме «Развитие сельской школы в современных социально-педагогических условиях» (1999 г.);

- в разработке республиканской программы «Сельская школа – духовный центр преобразования села»;

- в издании брошюр и книг по опыту работы сельских школ республики (2001 г.);

- в издании брошюр «Малокомплектная школа в контексте нового времени» (2001 г.), «Прогностическая модель современной сельской школы Республики Саха (Якутия): пособие для руководителей школ и организаторов образования» (2001 г.);

- в издании монографии «Сельская школа со всех сторон: от мечты к реальности» (2006 г.);

- в разработке инновационных программ с получением статуса республиканской экспериментальной площадки и Гранта Президента РС(Я): педагогическая сеть «Амма», педагогическая сеть «Кэскил», Ынгинская СОШ Томпонского улуса.

2. Особенности кадровой политики в образовании в изменяющихся условиях.

Теоретические и методологические предпосылки сравнительного исследования формирования особенностей кадровой политики в образовании в изменяющихся условиях.

Анализ и обобщение предпосылок формирования кадровой политики в образовании в изменяющейся социокультурной и образовательной ситуации, вызванной осознанием неодолимости цивилизационного процесса, связанного с разделением труда, рационализацией производства, распределения и потребления, формированием гражданского общества, возникновением новых государственно-общественных структур, непредвиденных социально-педагогических ситуаций, где при реализации разнообразных экономических и социальных проектов возможна некоторая нестабильность.

Анализ и обобщение связей, зависимостей и фиксирование качественных изменений педагогических кадров при разработке и реализации концепций и многоуровневых программ развития образования, учитывающих процессы суверенизации, ориентации на новые гуманистические и демократические ценности, дифференциации школ и развития вариативного образования, развития региональной системы образования с точки не только эволюции пройденного пути, но и соотнесения процессов и программ с фактическими результатами оценки эффективности разных подходов и технологических решений.

Анализ и обобщение программ развития регионального образования и кадровых ресурсов как механизмов формирования обновленной системы образования Республики Саха (Якутия), демократической, т.е. открытой, саморазвивающейся (эволюционирующей), действующей в соответствующей правовой среде, с учетом складывающихся динамичных социально-экономических условий, традиций, насущных потребностей, наличных потенциалов, приоритетов и перспектив развития республики, социальных групп, личности.

Доказательное обобщение перехода от внутриотраслевой к сферной реализации кадровой политики в образовании, сочетающей различные социальные практики, ориентированные на ценности и цели образования; во-вторых, применения механизма управления региональной системой образования, основываясь на федеральные ценностные установки; в-третьих, разработки для конкретной территории - Республики Саха (Якутия) и ее населения, т.е. создания социально-экономических и социально-педагогических условий полного и непрерывного процесса образования конкретных людей, обучающихся и развивающихся в конкретных социально-экономических, природно-климатических, культурно-исторических, образовательных условиях.

Раскрытие одновременного развертывания процесса на нескольких уровнях - федеральном, окружном, региональном, муниципальном (районном, улусном) и уровне образовательного учреждения. В ходе этого процесса идет продвижение не «сверху вниз», а единовременно в разных взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга плоскостях.

Представление кадровой политики за рассматриваемый период не только в собственно педагогическом, но и в более широком социальном контексте.

Сравнительное представление способов достижения определенных результатов в познании и практике, представляющих собой систему основных принципов, правил, требований, направляющих научно-познавательную и практическую деятельность субъектов образовательного процесса по пути к овладению объективной истиной, а также новых задач, связанных с предвидением, прогнозированием развития педагогических систем, объектов и явлений в целях повышения качества образования.

Систематизированное и теоретизированное отражение жизненно важных потребностей и интересов субъектов социального взаимодействия, которые задают и обосновывают концепции, программы, стратегию и тактику действий социальных субъектов во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.

Организационно-методические условия эффективности исследования разработки и реализации кадровой политики в изменяющихся условиях.

Системный подход к сравнительному исследованию анализов статистических, социально-экономических, социокультурных данных и документации (информации, справки, отчеты) опыта реализации предыдущей и текущей кадровой политики, а также результатов выборочных исследований (социологических, педагогических) положения педагогических работников, уточняющих исходное состояние социокультурной ситуации и системы образования Республики Саха (Якутия) в целом.

Применение методов экспертных оценок, специализированной обработки мнений репрезентативной группы экспертов, с последующим обобщением.

Системный анализ кадровой политики, включающей совокупность различных факторов, влияющих на перспективу развития образования: экономических, социокультурных, политических, демографических и педагогических; отражение полисферности государственной кадровой политики в целях, структуре и содержании программ развития педагогических систем; доказательность цикличности, технологичности, этапности программно-проектировочной деятельности; выявление партисипативного характера управления, обеспечивающего широкое и активное участие образовательных институтов и педагогических коллективов в разработке и реализации программ на республиканском, муниципальных уровнях и в рамках отдельных образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Исследование принципиально новых перспективных подходов в моделировании преобразований в развитии системы образования региона через создание масштабных программ развития образования, поддержанных президентом и правительством Республики Саха (Якутия): «Качество жизни – в качестве образования», «Сельская школа – духовный центр преобразования села», «Программа модернизации образования «ВЕКТОР», «В будущее – через новое образование», «Образование на рубеже XX-XXI веков», «Программа информатизации образования», «Концепция непрерывного педагогического образования»; «100 аспирантов»; система мер материального и морального стимулирования труда педагогов; Государственная программа развития образования и др.

Раскрытие методов моделирования современных педагогических кадров. Закон РС (Я) «Об учителе», Закон РС (Я) «Об образовании», Положения об аттестации педагогических и руководящих работников. Процедуры аттестации. Формирование резерва руководящих кадров. Формирование кадров государственной службы (на примере деятельности регионального органа управления образованием) и др.

Представление инновационных моделей морального и материального стимулирования педагогических и руководящих работников.

Раскрытие особенностей формирования и содержания Программы «100 аспирантов» как мощного пускового механизма цивилизационного процесса, социальная, научная эффективность которого еще будет изучаться.

Анализ особенностей формирования регулярного обзора профильного рынка труда специалистов, постоянного мониторинга кадрового состава и определение количественной и качественной потребности в педагогических кадрах, планирования действия по найму специалистов в зависимости от масштаба и направления задачи.

Создание команды проектировщиков, постоянно обновляющих базу данных по кадровому резерву путем мониторинга обеспеченности педагогическими работниками образовательных учреждений и др.

3. Современные образовательные системы: осмысление опыта управления в условиях реформирования».

Теоретические и методологические предпосылки сравнительного исследования современных образовательных систем

Сравнительное представление способов достижения определенных результатов в познании и практике, представляющих собой систему основных принципов, правил, требований, направляющих научно-познавательную и практическую деятельность субъектов образовательного процесса по пути к овладению объективной истиной, а также новых задач, связанных с предвидением, прогнозированием развития педагогических систем, объектов и явлений.

Систематизированное и теоретизированное отражение жизненно важных потребностей и интересов субъектов социального взаимодействия, которые задают и обосновывают концепции, программы, стратегию и тактику действий социальных субъектов во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.

Исследование методологии и методики проектно-программной деятельности в региональной сфере образования, специфики проектирования как особого типа деятельности, связанного с процессом создания предполагаемого или возможного социокультурного преобразования.

Представление роли и специфики деятельности регионального органа управления системой образования, инициирующего стратегию и ее реализацию (концепции и программы), обеспечивающего оптимальное функционирование и инновационное развитие системы в целом и входящих в нее подсистем в изменяющихся условиях. Теоретическое и иллюстративное обобщение деятельности территориального органа управления образованием, одновременно сочетающей в единстве научную, познавательную и преобразовательную составляющие.

Организационно-методические условия эффективности исследования функционирования и развития педагогических систем

Системный подход к сравнительному исследованию современных образовательных систем с применением контент-анализа как одного из междисциплинарных методов социальных и гуманитарных наук по содержанию информации (в том числе законодательной) в области образования в Российской Федерации, за рубежом (на примере США), а также в регионе, определяющих функционирование педагогических систем.

Применение системно-структурного метода исследования, интеграция методов с приоритетным использованием причинно-следственного анализа с целью рассмотрения объектов в качестве сложных образований, имеющих определенную структуру и являющихся компонентами более общих структур, выявление законов структурных отношений и внешних связей, формулировка этих законов в качественной и количественной характеристиках, представление их в форме системы управления; нахождение и презентация системообразующих фактов, объективных норм и порядков, обуславливающих переход от свойств элементов к качественно новым свойствам целостной системы.

Применение методов качественной обработки эмпирических данных в виде разнообразных приемов классификации, дифференциации, категоризации заданных критериев, интерпретационных методов, связанных с организационными.

Апробация и внедрение результатов исследования

Создание нормативно-правовых, социально-экономических и организационно-управленческих механизмов, которые позволили в полной мере реализовать ключевые идеи Закона РФ «Об образовании»: выбор, многообразие и вариативность в образовании; автономность образовательных учреждений; повышение статуса и усиление государственной поддержки работников образования, формирование новых жизненных установок личности; учет общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования; расширение масштабов межкультурного взаимодействия, формирование таких качеств личности, как коммуникабельность и толерантность; новое осмысление содержания и технологий образования, обеспечение условий его доступности и качества; становление конкурентоспособного педагогического сообщества и др.

4. «Интеграция в международное образовательное пространство».

Теоретические и методологические предпосылки сравнительного исследования процессов интеграции в международное образовательное пространство

Систематизированное и теоретизированное отражение, сравнительное представление способов достижения определенных результатов на региональном уровне в процессе интеграции в международное образовательное пространство по следующим направлениям (направления обобщения определены по материалам международной практической конференции «Республика Саха (Якутия) и международное образовательное пространство: перспективы развития», 25-26 апреля 2001 г., г. Якутск):

- междисциплинарная гуманитаризация образования;

- современные подходы к изменениям в региональном образовании в контексте международной практики;

- формирование кросскультурных контактов в целях влияния на социализацию личности;

- реализация этноэкологии существования и выживания языков в условиях социокультурной глобализации;

- усиление роли языков международного общения;

- реализация образовательной политики относительно малочисленных коренных народов;

- гуманистическая психологизация педагогического общения;

- формирование и реализация моделей новой школы, ориентированной на развитие;

- апробация и внедрение международных педагогических технологий и др.

Систематизированное и теоретизированное отражение процессов гуманистической психологизации педагогического общения, основанного на лучших образцах зарубежной педагогики на примере Республики Саха (Якутия).

Исследование методологии и методики проектно-программной деятельности по интеграции в международное образовательное пространство в региональной сфере образования, специфики проектирования как особого типа деятельности, связанного с процессом создания предполагаемого или возможного социокультурного преобразования, отраженного в моделях новой школы, международных педагогических коллективов, специфике применения инновационных педагогических технологий.

Организационно-методические условия достижения эффективности интеграции в международное образовательное пространство

Системное осуществление сравнительного исследования современных образовательных систем на международном уровне, с применением контент-анализа как одного из междисциплинарных методов социальных и гуманитарных наук по содержанию информации.

Использование системно-структурного метода исследования в изучении уровня эффективности интеграции в международное образовательное пространство, интеграция методов с приоритетным использованием причинно-следственного анализа с целью рассмотрения объектов в качестве сложных образований, имеющих определенную структуру и являющихся компонентами более общих структур, выявление законов структурных отношений и внешних связей, формулировка этих законов в качественной и количественной характеристиках, представление их в форме системы управления; нахождение и презентация системообразующих фактов, объективных норм и порядков, обуславливающих переход от свойств элементов к качественно новым свойствам целостной системы.

Применение методов качественной обработки эмпирических данных в виде разнообразных приемов классификации, дифференциации, категоризации заданных критериев, интерпретационных методов, связанных с организационными.

Апробация и внедрение результатов исследования

Концепция языкового образования школьников; внедрение международных стандартов в обучении и воспитании; новое содержание филологического образования; раннее обучение иностранным языкам в школах Республики Саха (Якутия); технологии обучения иностранным языкам в дошкольных учреждениях (School of Tomorrow); программа международного бакалавриата в развитии навыков культуры учебного труда; современные методики к измерениям в международной практике; апробация и внедрение международных учебников, учебных пособий в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия); олимпиадное движение с участием международных партнеров; зачетная система в процессе обучения по новой технологии; пути формирования языковой среды; подходы к формированию языковой личности в контексте изучения языков международного общения, восточных языков; современные технологии в преподавании иностранного языка; технологии профильной дифференциации в обучении иностранным языкам; использование психотренинга на уроках иностранных языков; методики изучения предметов на английском языке, вопросы стандартизации в преподавании иностранных языков; использование международных тестов в оценке уровня учебных достижений учащихся; роль «языкового портфеля» в развитии многоязычной и поликультурной личности; практики применения мультимедийных средств в обучении английскому языку; применение идей КСО-ДЕМСОС (Россия) и кооперативной педагогики (США) в школах Республики Саха (Якутия); педагогика сотрудничества как основа моделирования взаимодействия учителя и ученика; применение проектной методики; «Слайдинг» - новая система обучения иностранным языкам; использование приемов эргономики; концепция мультикультурной школы, методики использования современных информационных технологий в обучении языкам малочисленных народов Севера; содержание и формы внедрения основ мультикультурного образования в ДОУ; методики формирования кросскультурной ориентации педагогов; содержание и формы совместной работы с международными общественными организациями; содержание и формы адаптивной школы; механизмы функционирования и развития частной школы; Саха-Турецкий Анатолийский колледж – европейская модель школы в условиях Республики Саха (Якутия); Саха-Корейская гуманитарная школа – модель школы для реанимирования, поддержки и развития языков, культур, традиций и истории малочисленных народов Республики Саха (Якутия) (корейцы); технологии и содержание дополнительного образования для детей по иностранным языкам (ЛЦ «Интенсус», Школа международного общения и др.); апробация технологий демократического выбора (Kids' Voting); обучение к сдаче международных тестов TOEFL (TOEFL SCHOOL); условия формирования международных педагогических коллективов и др.

5. Вариативное образование, ориентированное на Азиатско-Тихоокеанский регион

Теоретические и методологические предпосылки сравнительного исследования подходов в создании Саха-Корейской гуманитарной школы в условиях Республики Саха (Якутия)

Систематизированное и теоретизированное представление социокультурного контекста изучения языков международного общения за пределами национальных рамок их функционирования, на примере Республики Саха (Якутия), как средство преодоления национально-культурной ограниченности в различных сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной, культурной, технологической); средство сохранения, распространения и развития мировой культуры; средство осознания и изучения многообразия культур и цивилизаций, способов и результатов их взаимодействия в мировом потоке культуры; средство межнационального и международного сотрудничества и кооперации в общественном производстве, культуре, науке, общественных видах деятельности людей, способствующих поиску совместных путей решения общечеловеческих проблем, путей выхода из конфликтов, рождаемых во взаимоотношениях человека, общества и природы; одно из средств снятия лингвистического барьера при обеспечении права людей (и особенно молодежи) на свободное перемещение в мире, выбора места получения образования и работы, проведения досуга, участия в различных международных организациях.

Выявление и обобщение специфики социокультурного образования средствами иностранного языка в школе на примере регионального образования, направленного на: обучение этически приемлемым и юридически оправданным формам самовыражения в обществе; обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов и принадлежащими к различным вероисповеданиям; развитие потребности в самообразовании.

Обобщение и представление минимально необходимых условий, технологий, содержаний для осуществления социокультурного образования в условиях образовательного учреждения на примере Республики Саха (Якутия): междисциплинарная интеграция культуроведческих сведений из различных областей знаний; ориентация на обязательное бикультурное и билингвистическое образование, уход от культуроведческого изоляционизма в образовательных системах; интегративный коммуникативно-деятельностный подход к языковому образованию (включая культуроведческое) при соизучении языков (родного, неродного второго, иностранного) как инструмента общения, средства межкультурного взаимодействия, кросс-культурного образования, обобщения достижений материальной и духовной культуры человеческой цивилизации, составляющих ее социальных сообществ и этносов; использование новейших технологий в развитии средств массовой коммуникации для целей социокультурного образования; финансовое, кадровое и методическое обеспечение.

Организационно-методические условия эффективности исследования функционирования и развития педагогических систем

Системный подход к сравнительному исследованию современных образовательных систем с применением контент-анализа как одного из междисциплинарных методов социальных и гуманитарных наук по содержанию информации.

Применение системно-структурного метода исследования, интеграция методов с приоритетным использованием причинно-следственного анализа с целью рассмотрения объектов в качестве сложных образований, имеющих определенную структуру и являющихся компонентами более общих структур, выявление законов структурных отношений и внешних связей, формулировка этих законов в качественной и количественной характеристиках, представление их в форме системы управления; нахождение и презентация системообразующих фактов, объективных норм и порядков, обуславливающих переход от свойств элементов к качественно новым свойствам целостной системы.

Применение методов качественной обработки эмпирических данных в виде разнообразных приемов классификации, дифференциации, категоризации заданных критериев, интерпретационных методов, связанных с организационными.

Апробация и внедрение результатов исследования

Концепция школы, ориентированная на региональные особенности: важные стратегические задачи по развитию сотрудничества РС (Я) со странами АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона), в частности с Южной Кореей; перспективы якутских месторождений природного газа, строительство магистрального газопровода через Китай в Южную Корею; социальный государственный заказ в специалистах, владеющих восточными языками, знающих их культуру и уважающих их традиции, жизненный быт; внедрение международных стандартов в обучении и воспитании; новое содержание филологического образования; методики и технологии обучения восточным языкам в школах Республики Саха (Якутия); концепция мультикультурной школы, содержание и формы совместной работы с международными общественными организациями; формирования международных педагогических коллективов; технологии создания креативного образовательного пространства и языковой среды в условиях международной стажировки; использование модульной технологии; отбор содержания образования профилирующих предметов гуманитарного цикла, в частности корейского языка; применение принципов «экологизации» при обучении, принципа Потенциальной Интеллектуальной Безопасности (Н.В. Маслова); современные методики к измерениям в международной практике; апробация и внедрение международных учебников, учебных пособий в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия); подходы к формированию языковой личности в контексте изучения языков международного общения, восточных языков; современные технологии в преподавании иностранного языка; технологии профильной и предпрофильной дифференциации с обучением иностранным языкам; вопросы стандартизации в преподавании иностранных языков; использование международных тестов в оценке уровня учебных достижений учащихся; практики применения мультимедийных средств в обучении английскому языку; педагогика сотрудничества как основа моделирования взаимодействия учителя и ученика; применение проектной методики.

6. Информатизация образования

Апробация и внедрение результатов исследования

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций для муниципальных органов управления и образовательных учреждений; обосновании подраздела «Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства» в разделе «Повышение эффективности управления в системе образования» государственной программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 гг.; пакетов компьютерных программ по подготовке тестов, проведению компьютерного тестирования в локальной сети, компьютерному анкетированию по электронной почте и обработке результатов, зарегистрированных в ВНТИЦ.

Разработанная компьютерная обновляемая интерактивная база данных учителей информатики может использоваться Министерством образования РС (Я), улусными (районными) управлениями образования РС(Я) для анализа образовательного уровня данных педагогов, их профессиональных затруднений и принятия управленческих решений. Разработанные образовательные ресурсы используются педагогами через систему дистанционного обучения «Прометей», который размещен на сайте http://213.129.50.253:8000. Созданный образовательный сервер на основе содержательного обеспечения системы дистанционного обучения обслуживал очно-дистанционное обучение студентов факультетов СГПА.

Подходы к анализу данных статистических и аналитических материалов могут быть использованы в определении качества образования школьников и выявления профессиональных затруднений педагогов. Отчетные данные могут быть сопоставимы с другими регионами РФ. Комплекс гибких организационных форм повышения квалификации учителей информатики на основе единства формального, неформального и информального образования с использованием дистанционных технологий, предложенных в модели могут быть применены в обучении разных категорий педагогов. Модель может быть реализована в регионах с низкой плотностью населения, слаборазвитой транспортной инфраструктурой и населенными пунктами, удаленных от научных и культурных центров, а также адаптирована к удовлетворению образовательных потребностей педагогов других специальностей.

Разработанные модели взаимодействия университета с общеобразовательными учреждениями по развитию одаренности детей, а также модели подготовки школьников к интеллектуальным соревновательным проектам реализуются в ресурсных центрах- школах СВФУ и в условиях ФДОП.

7. Организационно-педагогические условия развития системы начального образования Республики Саха (Якутия)

Теоретические предпосылки исследования системы начального образования

Системный подход к исследованию образовательной системы начального образования.

Тенденции развития системы начального образования.

Концептуальные основы разработки модели развития системы начального образования в РС (Я).

Апробация и внедрение результатов исследования

Создание организационно-педагогических условий функционирования и развития системы начального образования в РС (Я):

Развитие сети учреждений начального образования.

Выявление тенденции развития кадрового потенциала начального образования.

Совершенствование содержания начального образования.

Обеспечение вариативности содержания начального образования (освоение технологий развивающего обучения; интеграция вариативных технологий обучения в начальном образовании).

Осуществление перехода на 4-летнее начальное образование.

Модель развития системы начального образования

Создание особого уклада жизни на начальной ступени образования (создание различных моделей начальных школ на примере Бердигестяхской, Майинской, Намской, Сунтарской начальных школ).

Освоение системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в Республике Саха (Якутия).

Технология современного урока.

Модели диссеминации инновационного опыта педагогов.

Перспективы развития системы начального образования в условиях реализации ФГОС и преемственности образовательных программ по ступеням образования:

Программа развития универсальных учебных действий в начальной школе.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

8. Научно-педагогическая подготовка кадров в условиях инновационного развития системы образования региона

Теоретические предпосылки исследования:

- модернизационные процессы, происходящие в системе образования, которые позволили внедрить новые подходы к повышению профессионального уровня педагогов;

- методология подготовки научно-педагогических кадров для системы общего среднего образования.

Организационно-педагогические условия функционирования и развития интегративной системы образования взрослых:

- создание организационно-педагогических условий посредством разработки и внедрения программ курсов профессиональной переподготовки в целях обеспечения системы общего среднего образования полифункциональными научно-педагогическими кадрами;

- обеспечение системного анализа и прогнозирования потребностей образовательных учреждений в научно-педагогических кадрах.

Апробация и внедрение результатов исследования:

- подготовка научно-педагогических кадров с научным мировоззрением для системы общего образования;

-Президентская программа "100 аспирантов-педагогов"; анализ направлений исследовательских работ "100 аспирантов-педагогов".