Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

Северо-Восточный
федеральный университет
имени М.К. Аммосова

Версия для слабовидящих

1
  • Научная школа «Формирование физической культуры в современном образовательном процессе»

    photo.jpg

    Адрес:677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 48, КФЕН СВФУ, Институт физической культуры и спорта, каб. 276

    Телефон (факс): (4112)32-05-12; +79142217562

    Эл. почта: vg.torgovkin@s-vfu.ru

    Сайт: http://s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/ifkis/scientific-work/



    Научная школа ИФКиС, созданная доктором педагогических наук, профессором, академиком МАНПО Портнягиным Иосифом Иосифовичем «Формирование физической культуры в современном образовательном процессе»

    Область знаний: 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Соответствие направлениям подготовки высшего профессионального образования: Физическая культура

    • Состав научной школы внесены изменения решением НТС СВФУ от 03.11.2016 года № 12:

    1. Черкашин Илья Афанасьевич, доктор педагогических наук, профессор;

    2. Кочнев Валерий Пантелеймонович, доктор педагогических наук, профессор;

    3. Торговкин Владимир Гаврильевич, кандидат педагогических наук, доцент;

    4. Сергин Афанасий Афанасьевич, кандидат педагогических наук, доцент;

    5. Кривошапкин Петр Иванович, кандидат педагогических наук, доцент;

    6. Колодезникова Маргарита Герасимовна, кандидат педагогических наук, доцент;

    7. Колодезников Кирсан Степанович, кандидат педагогических наук, доцент;

    8. Олесов Николай Петрович, кандидат педагогических наук, доцент;

    9. Гоголев Николай Ефимович, кандидат педагогических наук, доцент;

    10. Максимова Ольга Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент;

    11. Борохин Михаил Ильич, кандидат педагогических наук, доцент;

    12. Никифоров Никита Васильевич, заведующий кафедрой «Циклические виды спорта» ИФКиС.

    • Финансовая поддержка.

    В рамках данной научной школы создан и утвержден на Ученом Совете СВФУ (от 18 ноября 2012 года) научно-образовательный центр по олимпийским и национальным видам спорта (руководитель Кривошапкин П.И., к.п.н., доцент). По программе развития СВФУ закуплено современное оборудование на сумму 10,0 млн. руб. для проведения прикладных и фундаментальных исследований по данному направлению. В 2013 году подготовлена программа по финансированию данной научной школы СВФУ (объем финансирования 345.000 руб.). Также планируется финансирование научной школы Министерством по молодежной политике и спорту РС (Я) (объем финансирования 300.000 руб.)

    · Основные научные результаты

    Основные научные результаты:

    I. Теория и практика нравственного развития личности подростка в про­цессе физического воспитания. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Черкашин И.А.

    Цель исследования – разработка теоретических и практических обоснований нравственного развития личности подростков в процессе физического воспитания. Процесс нравственного раз­вития личности подростка средствами физического воспитания будет эффективным, если:

    - в процессе активной физкультурно-спортивной деятельности проявляется и формируется общественная сущность личности, выявляются механизмы действия коллективных отношений;

    - под влиянием процесса физического воспитания расширяется массовость занятий физической культурой и спортом среди школьников и тем самым повышается уровень нравственного развития

    Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

    - обоснована концепция и сформулированы теоретические положения нравственного совершенствования личности подростка в процессе физического воспитания;

    - научно обоснована самобытная национальная концепция физического воспитания;

    - разработана и внедрена национальная концепция физического воспитания;

    - выявлены социально- педагогические закономерности влияния суровых условий Севера на изменения физическом развитии и подготовленности школьников, на их характер и морально-волевые качества.

    Разработанная теоретически и апробированная практически в процессе физического воспитания модель нравственного развития личности внедряется в деятельность школ, средних специ­альных учебных заведений для обеспечения социально-ценного воспитывающего взаимодействия учащихся. Методические рекомендации по повышению спортивного мастерства школьников в условиях Севера в сочетании с нравственным развитием личности широко распространены среди занимающихся и тренеров. Все проведенные научные исследования обоснованы на требованиях педагогической науки, теории и методики физического воспитания. Достоверность и обоснованность результатов исследований обеспечивались скрупулезным анализом литературных источников, исторических и документальных данных, использованием методов математической статистики при обработке материалов экспериментов и общепоисковых исследований.

    Результаты исследований:

    1. Обоснованы научно-теоретические и педагогические основы нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания.

    2. Выявлены рациональные: организационно- педагогические и методические пути и способы формирования нравственного развития подростка как положительные результаты опытно-экспериментальных исследовании в традиционном физическом воспитании.

    3. Разработана научно-обоснованная концепция традиционной системы физического воспитания как составная часть общих положений обновления и развития национальных школ PC (Я).

    II. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физи­ческого воспитания. Научный руководитель – д.п.н., профессор Кочнев В.П.

    Цель исследования - на основе изучения положений этнопедагогической теории и практики обосновать рациональное применение традиционных народных физических упражнений, игр и национальных видов спорта в качестве национально-регионального компонента в системе физического воспитания и образования коренных народов PC (Я).

    Традиционная система физического воспитания коренных народов Якутии как результат многовекового опыта по воспитанию и образованию подрастающего поколения может быть востребована в качестве составной части духовной культуры и национально-регионального компонента образования, поскольку:

    - современные социально-экономические условия, в ко­торых оказались коренные народы PC (Я), стимулируют у них проявление национального самосознания и стремление к самовоспитанию через традиционную систему физического воспитания;

    - прогрессивный опыт традиционного физического воспитания используется в детских образовательных учреждениях, вузах для подго­товки физически и духовно развитой личности представителя северного этноса;

    - самобытные физические упражнения, народные игры и национальные виды спорта, являясь составной частью содержания физического воспитания молодого поколения северян, способствуют их выживанию и жизнедеятельности в экстремальных условиях Севера.

    Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются внедрением в систему физического воспитания научно разработанных и апробированных программ, учебных пособий, монографий.

    Практическая значимость исследования дня заключается в том, что автором разработаны принципиально новые подходы к современному процессу физического воспитания в духе этнопедагогики народов Якутии. Автором составлен комплекс учебно-методических пособий и научно-теоретических разработок. С участием автора в PC (Я) разработана и внедрена целостная непрерывная система возрождения, сохранения и дальнейшего развития игр и национальных видов спорта народов Якутии.

    Основные результаты исследования:

    1. Выявлена совокупность, особенности, роль и место традиционных физических упражнении, народных игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания в качестве ее национально-регионального компонента обучения в условиях Якутии.

    2. Обоснована целостная непрерывная система и преемственность физического воспитания на различных ступенях образования как концептуально-методическая основа для формирования всесторонне развитой, физически здоровой, закаленной личности.

    3. Возрождение, сохранение и дальнейшее развитие традиционных физических упражнений, народных игр и национальных видов спорта на основе достижений этнопедагогической теории и практики физического воспитания являются основным условием для формирования полноценной личности представителя северного этноса.

    4. Этнопедагогика физического воспитания и образования коренных народов Якутии является теоретической основой для формирования национального самосознания подрастающего поколения.

    III. Научно-педагогические основы интеллектуального развития школьников – спортсменов. Научный руководитель – д.п.н., профессор Портнягин И.И.

    Основная цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы развития интеллектуальных сил и возможностей школьников-спортсменов и обосновать педагогические условия его осуществления. Совокупность полученных в нем результатов содержит решение крупной научной проблемы интеллектуального развития школьников-спортсменов PC(Я):

    - охарактеризованы интеллектуальные способности детей как социально-детерминированные личностные образования, обладающие динамичным единством со­ставляющих его структурных компонентов, мыслей, чувств, поведения, представляющие собой их сложный сплав;

    - разработана концепция формирования и развития интеллектуальных способностей детей, раскрывающая основные положения педагогического обеспечения умственных сил и возможностей школьников, увлеченных спортом.

    Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются реализацией научной методологии, использованием личностно-деятельного подхода к решению поставленной проблемы, достаточно длительным характером изучения педагогической практики и организа­ции опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных и спортивных школах, соответствием методов предмету, задачам и логике исследования, репрезентативностью выборок, тщательным анализом опытных данных.

    Основные результаты исследования:

    1. Высокий уровень развития интеллекта обеспечивает проявление личностно социальной активности, соответствует целями воспитания и самовоспитания, способствует переходу высшей регуляции во внутреннюю саморегуляцию, повышает уровень практического потенциала.

    2. Интеллектуальное развитие личности школьника в процессе спортивной деятельности представляет собой педагогически организованный поэтапный процесс, в ходе которого возникает и нарастает расширение мотивационной сферы школьников, определяющей их отношение к жизни, труду, себе, людям, за рамки узкоспортивных интересов для преодоления их одностороннего развития и осознания ими необходимости овладения разносторонними знаниями.

    · Основные публикации по теме научной школы

    1. Портнягин И.И. Воспитание интеллектуально-развитой личности. Монография. – Якутск, 2008.-160с

    2. Кочнев В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания. Монография. –Якутск.2010.-316с.

    3. Черкашин И.А. Интеграция духовного и физического воспитания в образовательном пространстве. Монография. Якутск. 2008. -168с.

    4. Сергин А.А. Подготовка учащихся к безопасной жизнедеятельности в условиях Северо-Востока России. Монография. –Якутск. 2011. -160с.

    5. Портнягин И.И. Интеллектуальное развитие школьников-спортсменов. Монография. –М. 2007. -96с.

    6. Кочнев В.П. Национальные якутские прыжки. Монография. –Якутск. 2008.-160с.

    7. Портнягин И.И. Интеллектуальная составляющая в традициях народа // Высшее образование сегодня. М.: 2012. - №3. – С. 47-51.

    8. Портнягин И.И. Интеллектуальное развитие школьников – спортсменов // Высшее образование сегодня. М.: 2012. - №4. – С. 80-83.

    · Важнейшие мероприятия организованные и проведенные научной школой

    1. В рамках V МСИ «Дети Азии» 5–6 июля 2012 г. был проведен Международный форум «Россия – спортивная держава». ИФКиС на данном форуме провел круглые столы:

    Актуальные проблемы организации спортивной подготовки в современных условиях. Руководители: к.п.н., профессор Платонов Д.Н., д.п.н., профессор Черкашин И.А.;

    О развитии детско-юношеского спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и мерах по оснащению объектов спорта необходимым оборудованием для систематических занятий физической культуры. Руководители д.п.н., профессор Портнягин И.И., к.п.н., доцент Сентизова М.И.

    На данных круглых столах приняли участие 48 ведущих ученых, специалистов, руководителей физкультурных вузов России и зарубежные специалисты. Обсуждался широкий круг вопросов, касающихся определения новых подходов в организации подготовки спортивного резерва на основе федеральных стандартов спортивной подготовки; определение современных требований методики и механизмов реализации в организации спортивной подготовки; презентация и обсуждение методических рекомендаций Министерства спорта России, осуществляющих спортивную подготовку; совершенствование государственной политики в области физической культуры и спорта среди детей-инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья; подготовка спортивного резерва по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта; повышение доступности и эффективности использования спортивных сооружений детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. По итогам данных круглых столов принята резолюция. И проведение данных мероприятий явится отправной точкой для дальнейшего развития физической культуры и спорта в нашей республике.

    2. 30 ноября 2012 г. ИФКиС провел Международную научно-практическую конференцию «Современные проблемы образования и спортивной тренировки», посвященной 30-летию высшего физкультурного образования РС(Я). Данная конференция проводится по разным научным направлениям и в ней обсуждались современные подходы в области физической культуры и спорта. В конференции приняли участие 15 ведущих ученых и специалистов России, Ирака, Китая.


    закрыть

    Антиспам:

    CAPTCHA