Новости

В физико-техническом лицее прошел «хакатон» по профессиональному самоопределению выпускника современной школы

  • 10 Апреля 2017
  • 451

В физико-техническом лицее прошел «хакатон» по профессиональному самоопределению выпускника современной школы

В прошедшую субботу, 8 апреля т.г. в физико-техническом лицее им. В.П. Ларионова прошла деловая игра на тему «Профессиональное самоопределение, компетенции выпускника школы в XXI веке». Деловая игра была организована в формате хакатон.
Миссия образовательного хакатона - повысить осознанность профессионального самоопределения школьников в условиях трендов социально-экономического развития России и Республики Саха (Якутия), при этом учащиеся школ должны прочувствовать и осознать современные ключевые компетенции, разработать и предложить новые формы профориентационной работы. Основная цель деловой игры - взаимодействие учеников, родителей и учителей для выработки единого понимания профессионального самоопределения (компетенций) выпускников школ в условиях новой smart-экономики и определения единых трендов в мире профессий.
Напомним, 14 января была проведена первая игра на профессиональное самоопределение в формате хакатон среди учеников, учителей и родителей лицея. Результатом игры стала разработка концепции профориентационной работы в ФТЛ, выстраивание новых форм сотрудничества с Республиканским центром развития дополнительного образования и детского движения (директор Петрова Мария Петровна), участия в профильных олимпиадах и конкурсах.
Прошедшая 8 апреля деловая игра собрала участников уже из 4 школ города Якутска: физико-технического лицея, городской классической гимназии, Якутского городского лицея и средней школы № 17. Всего состязались 5 команд, каждая из которых формировалась из 10 участников: учеников разных классов - с 6 по 11, учителей и родителей. Также обязательным условием стала смешанность состава команд, то есть в одной команде были ученики, учителя и родители из разных школ.
Перед командами была проведена процедура warm up, или установочная сессия в формате интерактивного диалога. Были показаны примеры трендов в мире, в стране и республике, а также сделан вывод, что основой smart-общества является интеллектуальный человеческий капитал, показаны образы креатосферы. Командам было необходимо сформулировать современные ключевые компетенции; после небольшой мозговой атаки показана формула успеха выпускника (специалиста): PQ + IQ + EQ + SQ +DQ - Здоровье + знания + психологические качества + командный дух + информационные навыки. Также командам было выдано задание: определить тренды в мире профессий (кластеры профессий), определить ключевые компетенции для этих профессий, опираясь на модель «4 К» (коммуникации, командная работа, креативность и критическое мышление) и предложить профориентационные мероприятия.
Компетентное жюри (директор якутского кадрового агентства «Статус», преподаватель программы магистратуры «Управление человеческими ресурсами» Татьяна Томская, заведующий кафедрой менеджмента Высшей школы инновационного менеджмента, кандидат экономических наук, магистр в области высшего образования ВШЭ Виталий Алексеев, заместитель директора по внеучебной работе Якутского городского лицея Ирина Соколова и председатель школьного самоуправления, Совета старшеклассников ФТЛ, ученица 11а класса Юлия Владимирцева, заместитель председателя Совета старшеклассников ФТЛ, ученик 11а класса Игорь Парников оценивали результаты каждой команды на актуальность, новизну, а, главное, на жизнеспособность практического внедрения в условиях действующей системы образования.
Жюри было очень трудно сделать выбор, прозвучало очень много отличных идей от создания программы по профилактике «утечки мозгов из республики» до повышения качества жизни и условий труда оленеводов.
Команды предложили для повышения профессионального самоопределения создать мобильное предложение по профориентационной работе, сформировать локальные на базе школьных сайтов ресурсы по аккумулированию информации по новым профессиям, внедрить единый ресурс на сайте yaguo.ru по профориентации, проводить тематические квесты по профориентации, ввести обязательным уроком один раз в неделю, начиная с 6-7 класса урок по профориентации, создать презентацию Стратегии Республики Саха (Якутия)-2030 с тем, чтобы сделать этот основополагающий документ развития доступным и ясным для школьников. Были разработаны и представлены много других идей, которые дальнейшей доработке могут рассчитывать на практическую реализацию.
Все команды получили дипломы следующих номинаций: «Smart guide» (команда «Содружество»), «Виртуозное решение» (команда «Yakut future generation», "Smart handguide" (команда «Спутник»), "Smart guide in the future" (New horizon»), "Виртуозы инфографики" (команда «Солнышко»).
По сумме баллов всех опередила команда «Содружество», которая предложила создать «городок профессий в Якутске», профильные смены профориентационного лагеря, на втором месте команда «Спутник», которая выступила с идеей внедрения программного предложения «профориентационная лаборатория», третье призовое место завоевала команда «Yakut future generation», которая представила проект профилактики утечки мозгов из республики и выстраивания дипломатических коммуникаций. Команды, которые совсем немного не добрали до призов, также показали интересные проекты. Например, «Солнышко» (четвертое место) - проект по развитию Арктики и повышению качества жизни оленеводов и развитию ключевых компетенций выпускников в школах, и команда «New horizon» - проект по созданию новых топ-профессий в нашей республике и комплекс профориентационных мероприятий.
Жюри и участники команд выразили признательность физико-техническому лицею за проведение деловой игры. Деловая игра позволила по-новому посмотреть на мир профессий, на «треугольник профориентации» по принципу «Хочу-Могу-Надо», почитать всем вместе документы «взрослых»: Стратегию развития Республики Саха (Якутия)-2030 с целевым видением 2050, «Новые технологические инициативы Российской Федерации», перспективы развития Арктики и Дальнего Востока Российской Федерации.
Следует отметить, что хакатон  «Профессиональное самоопределение, компетенции выпускника школы в XXI веке» проведен по инициативе автора сценария этой деловой игры - заведующего кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ СВФУ им. М.К. Аммосова, кандидата экономических наук Анны Михайловой. Она же выступила в качестве модератора, наставника и медиатора команд.
Также отметим, что в большинстве школ профориентационная работа сводится к групповой диагностике интересов и склонностей учащихся, на основании которой каждому предоставляется перечень соответствующих профессий. Формат же деловой игры по формированию профессионального самоопределения позволяет осознанно, мотивировано готовить учащихся к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья, а, главное, опираясь на тренды и потребности рынка труда в республике.

Заведующая кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ, к.э.н., Михайлова Анна Викторовна

Автор: Администратор

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).