Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

Северо-Восточный
федеральный университет
имени М.К. Аммосова

Версия для слабовидящих

1
  • Семинар по принципам перехода на ФГОС 3++ в СВФУ

    06.05.2017 09:28:00

    Рейтинг новости:

    4+

    Просмотров: 166

    Семинар по принципам перехода на ФГОС 3++ в СВФУ

    05 мая т.г. состоялся семинар для руководителей образовательных программ и заведующих выпускающих кафедр на тему «Основные принципы актуализации ФГОС ВО на основе профессиональных стандартов, новые функции примерных основных образовательных программ», организованном Департаментом по обеспечению качеством образования СВФУ. Модератором семинара была директор ДОКО Третьякова Татьяна Васильевна, а ведущим спикером Караваева Елена Владимировна, исполнительный директор АКУР http://www.acur.msu.ru/ , заместитель проректора МГУ, кандидат физико-математических наук. Заведующие выпускающих кафедр и руководители образовательных программ ФЭИ приняли активное участие в семинаре.

    В соответствии с Законом 122-ФЗ, 661-м постановлением Правительства РФ и планом Минобрнауки РФ (Примерный план работ по разработке и утверждению ФГОС ВО 3++, разработке ПООП), все проекты ФГОС  ВО 3++,  с учетом профессиональных стандартов,   к 1 июля 2017 года будут зарегистрированы Минюстом РФ, с 01 сентября 2017 года вступают в силу. Набор по направлениям подготовки в СВФУ на 2018/2019 год будет осуществлен по новым образовательным стандартам.

    «В связи с этим уже сегодня перед каждым высшим образовательным учреждением стоит вопрос: готов ли вуз к введению ФГОС ВО 3++? Что для этого необходимо предпринять, на что обратить первоочередное внимание, какая ответственность возлагается на руководителей в связи с нововведениями в образовательной программе, внедрением профстандартов, новых правил государственной аккредитации и лицензирования, а также общественно-профессиональной аккредитации?   Нельзя забывать о том, что несвоевременные действия по оформлению учебно-методической документации, выявленные проверкой Рособрнадзора, могут привести к неприятным последствиям – вплоть до лишения аккредитации», - дала обоснование семинару Елена Караваева.

    Президент Российской Федерации дал поручение вести «обязательный учет положений профессиональных стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования». С 1 июля 2016 года вступил в силу ФЗ ОТ 02.05.2015 №122- ФЗ «О Внесении изменения в трудовой кодекс РФ и статьи 11 И 73 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации», предусматривающий учет требований профессиональных стандартов во ФГОС ВПО в части профессиональных компетенций. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ, ст. 11, ч. 7 – в ред. Федерального закона от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ зафиксировано «Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)».

    Одна из задач перехода на ФГОС 3++ cопряжение профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

    «Система государственной стандартизации программ высшего образования, действующая в России с середины 90-х годов, начиная с 2010 года все дальше уходит от жесткого нормирования содержания образования в виде заданного набора дисциплин с фиксированной трудоемкостью (ГОС ВПО первого и второго поколений) и переходит к рамочной регламентации структуры образовательных программ, условий их реализации и результатов освоения (ФГОС ВПО (ФГОС-3), ФГОС ВО (ФГОС-3+), в перспективе ФГОС-4)», - рассказала Елена Караваева.

    «Вследствие этого российские организации высшего образования получают все большую свободу в формировании основных образовательных программ, что безусловно увеличивает их возможности точнее реагировать на запросы рынка труда, конкурировать на российском и международном рынках образовательных услуг, одновременно значительно повышая ответственность самих образовательных организаций за качество предлагаемых образовательных программ», - продолжила Елена Караваева.

    «ФГОС-3 в качестве обязательных требований предусматривали ориентацию на результаты освоения программ в виде компетенций выпускников (общекультурных и профессиональных) и расчет трудоемкости учебной работы студента в зачетных (кредитных) единицах. Минобрнауки рекомендовало также при реализации ФГОС-3 проектировать программы в модульном формате, однако, нормативного (или рекомендованного) понятия «модульной образовательной программы» дано не было. В целом ориентация на компетенции выпускников, зачетные (кредитные) единицы и образовательные модули при реализации образовательных программ соответствует основным методологическим принципам Европейского пространства высшего образования – ЕПВО (так называемого, «Болонского процесса», к которому Россия официально присоединилась в 2003 году). Однако, мониторинг эффективности внедрения ФГОС в организациях высшего образования, проведенный Ассоциацией классических университетов России (АКУР) по заданию Минобрнауки России в 2011-2012 годах, выявил серьезные трудности при использовании российскими университетами инструментов, разработанных базовым методологическим проектом «Болонского процесса» - TUNING (Тюнинг). В значительной мере эти трудности оказались обусловлены несовершенством самих ФГОС-3», - подвела итоги Елена Караваева.

    Выявленные в процессе мониторинга АКУР основные недостатки ФГОС-3 следующие:

    • перечни общекультурных компетенций выпускников, заданные в разных ФГОС-3, не унифицированы по количеству и по используемым подходам даже для направлений подготовки (специальностей), принадлежащих одной и той же Укрупненной группе направлений подготовки (специальностей) высшего образования;
    • перечни профессиональных компетенций в большинстве ФГОС-3 избыточны и плохо структурированы по видам профессиональной деятельности выпускников (во многих ФГОС-3 – вообще не структурированы), в них не выделено «ядро» направления подготовки, то есть тот набор компетенций, который должен быть обеспечен любому выпускнику образовательной программы, что приводит к вынужденной необходимости при проектировании ООП вуза «отрабатывать» весь набор компетенций, заданных во ФГОС-3 (от 30 до 80 компетенций в программах бакалавриата);
    • результаты обучения по отдельным элементам образовательной программы (циклам, разделам), заданные во ФГОС-3 (в разделе 6, Таблица «Структура ООП») слабо коррелируют с набором компетенций, заданных в тех же ФГОС-3 (в разделе 5);
    • цикловая (горизонтальная) структура ООП и объемы трудоемкости циклов в зачетных единицах, заданные во ФГОС-3 (раздел 6), не позволяют вузам проектировать модульные (вертикальные) элементы образовательных программ и реализовать программу в модульной формате, определенном Европейской системой накопления и переноса академических кредитов (Руководство ECTS (2009) [3]).

    Елена Караваева сделала исторический экскурс эволюции образовательных программ и разъяснила основные понятия. ФГОС: обязательные требования к структуре основных образовательных программ, их объёму, условиям реализации, результатам освоения. Примерные основные образовательные программы: рекомендуемые объем и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности. Формируются на основе ФГОС. Основные профессиональные образовательные программы: конкретные параметры – направленность (профиль), объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия.

    Основные принципы разработки и реализации ФГОС ВО 3++ в ВУЗах, включая СВФУ им. М.К. Аммосова:

    1. Проведение актуализации ФГОС ВО, а не разработка новых стандартов (не надо новой аккредитации и лицензирования).

    2. Профстандарты являются приложением к ФГОС 3++ , что позволяет не менять ФГОС при появлении новых профстандартов.

    3 . ФГОС и ПООП – единый комплект нормативно-рекомендательного обеспечения разработки и реализации ОПОП.

    4. В областях, где нет профстандартов, профессиональные компетенции ФГОС 3++ формируются исходя из профессионального опыта.

     5. Актуализированные ФГОС ВО вступают в силу с 1 сентября 2018 года.

    6. Применяются для обучающихся с нового (2018 г.) приема на обучение.

    Сейчас разрабатывают ПООП и формируется их реестр.


    ФГОС 3++ содержит:

    ·         УК - универсальные компетенции

    ·         ПС – профессиональный стандарт

    ·         ОТФ – обобщенная трудовая функция

    ·         ПООП – примерная основная образовательная программа

    ·         ОПОП – основная  профессиональная образовательная программа

    Описание области заменено на описание сфер, задач, областей профессиональной деятельности выпускников (в соответствии с Реестром профессиональных стандартов, утвержденным приказом Минтруда России от 29.09.2014 N 667н). Механизм определения профессиональных стандартов, можно выбирать из перечня, либо самостоятельно (необходимо обоснование). ВУЗы самостоятельно устанавливают объект и задачи. Перечень ПС не является исчерпывающим. Ни одна область профессиональной деятельности не обеспечена ПС в полной мере. В отдельных областях по отдельным направлениям (культура, история, философия) не могут быть созданы ПС. Это означает, что, наряду с ПС или при их отсутствии используются иные инструменты для определения ПК (форсайт рынка труда, консультации с ведущими работодателями, перспективный анализ профессий и т.д.).  

    Существенным является разработка требований к результатам освоения. ФГОС 3++: содержит универсальные компетенции – УК, общепрофессиональные компетенции - ОПК – возможно формулирование по УГСН и самостоятельное формулирование профессиональных компетенций - ПК – переносится в ПООП (примерную основную образовательную программу).

    Актуализированный ФГОС «передает» примерной образовательной программе важные элементы:

    • перечень профессиональных задач;

    • перечень профессиональных компетенций;

    • перечень возможных направленностей (профилей) образовательных программ;

    • сочетание базовой и вариативной части в структуре образовательных программ;

    • оценочные средства для универсальных и общепрофессиональных компетенций…

    Примерная образовательная программа из рекомендательного методического документа превращается в нормативный. «Необходим разумный баланс между содержательным наполнением примерной образовательной программы (чтобы она была в помощь разработчикам программ в вузе) и долей «свободы», которую уже используют вузы при составлении своих программ», - отмечает Елена Караваева.

    При разработке ОПОП по направлению подготовки важно определить количество часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)", при освоении программы бакалавриата по очной форме должно составлять не менее 40 процентов от общего количества часов, отведенных на реализацию данного Блока. Квалификация научно-педагогических работников организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (формулировка – в соответствие с ФЗ-273). Требования к долям остепененных, ППС с базовым образованием, привлеченных работодателей исключены, а рекомендованы в ПООП.

    Важным является оценка качества программы: оценка уровня усвоения компетенций (выполнение действий и демонстрация в соответствии со шкалами оценки) и оценка качества образовательного процесса (опросы участников образовательного процесса, взаимодействие с работодателями и т.д.). ВУЗы устанавливают и разрабатывают систему оценки качества программы самостоятельно. Наряду с государственной аккредитацией будет профессионально-общественная и международная аккредитация.

     

     

    Справка.

    Ассоциация классических университетов России (АКУР) создана по решению 24-х университетов России (Учредительный Съезд состоялся 25 июня 2001 г.) как некоммерческая организация, объединяющая на добровольных основах классические университеты России.  С момента создания АКУР в Ассоциацию были приняты еще 23 университета, соответствующие критериям классического университета. Президент Ассоциации ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН Садовничий Виктор Антонович, Генеральный Секретарь Котлобовский Игорь Борисович, Исполнительный Директор Караваева Евгения Владимировна.

     

    Председатель УМК ФЭИ, зав. Кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ, к.э.н., Михайлова Анна Викторовна 


    закрыть

    Антиспам:

    CAPTCHA