Учебно-методическая работа

Миссией кафедры в сфере учебно-методической деятельности является обеспечение подготовки высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных бакалавров, магистров и аспирантов, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной инновационной работе в сфере образования и науки на уровне современных образовательных стандартов, готовых к профессиональному научно-исследовательскому росту, социальной и профессиональной мобильности.

Кафедра «Методики преподавания русского языка и литературы» выпускает квалифицированных бакалавров по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Русский язык и литература», «Русский и иностранный языки», магистров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Междисциплинарные связи в обучении русскому языку и литературе», аспирантов по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки» («Теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (русская литература)).

Область профессиональной деятельности выпускников: образование, наука, социальная сфера, культура.

Объекты профессиональной деятельности выпускников: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

Виды профессиональной деятельности выпускников: педагогический; проектный; научно-исследовательский; культурно-просветительский.

Профессорско-преподавательский состав кафедры ведет такие учебные дисциплины по подготовке бакалавров как:

1. Теория и методика обучения русскому языку

2. Теория и методика обучения литературе

3. Компетентностный подход к обучению русскому языку

4. Корректировочный курс по методике обучения русскому языку

5. Современные стратегии языкового образования

6. Педагогическое речеведение

7. Теория и история русской сетературы

8. Современный русский язык в школьном курсе

9. Практикум по орфографии и пунктуации

10. Сопоставительная лексикология

11. Сопоставительная типология русского и якутского языков

12. Введение в переводоведение

13. Основы текстологии

14. Межкультурная коммуникация на уроках русского языка

15. Сопоставительная типология русского и якутского языков

16. Документная лингвистика

17. ИКТ и инклюзивном образовании

18. Электронно-информационная среда в литературном образовании

19. Культурологический подход к анализу художественного текста

20. Практикум по изучению русской литературы

21. Виды языкового разбора

22. Филологический анализ текста

23. Сопоставительная типология литератур

24. Электронно-информационная среда в лингвистическом образовании

25. Компетентностный подход к обучению русскому языку

26. Компетентностный подход к обучению литературе.

Список преподаваемых дисциплин по магистратуре:

1. Современные проблемы науки и образования

2. Методология педагогических исследований

3. Компетентностный подход в литературном образовании

4. Русская сетература в профессиональной деятельности

5. Взаимосвязанное изучение русской, якутской и зарубежной литератур

6. Сопоставительные методы в лингводидактике

7. Диалог культур в языковом образовании

8. Интегративный подход в преподавании русского языка

9. Творческое развитие личности в процессе обучения

10. Менеджмент в филологическом образовании

11. Тренинг профессионально-ориентированных технологий

12. Современные образовательные технологии в формировании компетенций по литературе

13. Методика культуроведческого анализа текста художественного произведения

14. Читательская компетенция в контексте литературного образования

15. Междисциплинарные связи в билингвальном образовании

16. Компьютерные программы интерактивного обучения

Список преподаваемых дисциплин по аспирантуре:

1. Методология науки и методы научных исследований

2. Педагогические технологии в профессиональном образовании

3. Современные стратегии и методы в литературном образовании

4. Теория и методика обучения русскому языку в современной школе

5. Теория и методика обучения литературе в образовательном процессе

6. Актуальные вопросы методики преподавания лингвистических дисциплин в высшей школе

7. Актуальные вопросы методики преподавания литературоведческих дисциплин в высшей школе

8. Компетентностный подход в методике преподавания русского языка

9. Компетентностный подход в преподавании русской литературы в аспекте ФГОС

10. Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка

Преподаватели кафедры разрабатывают и систематически обновляют рабочие программы учебных дисциплин и учебно-методическую литературу по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Ведется мониторинг обеспечения учебно-методическими ресурсами (печатной литературой, электронными и Интернет-ресурсами). Проводятся научно-методические семинары и открытые занятия. Организуется эффективная самостоятельная работа студентов, осуществляется балльно-рейтинговая система успеваемости и оценки качества образования.

Применяемые образовательные технологии:

· Интегральная технология обучения.

· Педагогика сотрудничества.

· Проблемное обучение.

· Модульное обучение.

· Проектная технология.

· Обучение на основе ОСК (опорных схем – конспектов, авторских).

· «Диалог культур».

· Непрерывное ноосферное образование (А. И. Субетто).

· Эвристическое обучение.

· Учебное исследование (систематизация научной информации, анализ научной информации).

· Диалог – рефлексия.

· Полифункциональный диалог.

· Технология «наблюдаемого поведения» и «наблюдаемого действия» (рейтинг интереса к образованию и обучению, посещаемости, активности на занятиях, текущих оценок успеваемости; выступления и сообщения, «словесные действия», лексикон, культура речи, ноосферная культура личности, профессиональные знания и компетенции, информационная культура личности, компьютерные компетенции пользователя, культура поведения в Сети Интернет).

· Дискуссия.

· Эмпатическое слушание.

· Адаптивное обучение.

· Информационно-компьютерные технологии образования.

Преподаватели кафедры активно применяют технологии Web 2.0, Moodle, электронные библиотечные системы «Лань», «IPR-books», «Biblioclub», крупные российские образовательные проекты «Лекториум» ( https://www.lektorium.tv/), «Унивесариум» ( http://universarium.org/).

Преподаватели кафедры являются авторами и соавторами учебно-методического комплекса по русскому языку и пособий по обучению литературе для образовательных организаций РС (Я). Успешно сотрудничают со школами республики и руководят всеми видами практики студентов (производственной, педагогической, преддипломной, научно-исследовательской).