Миссией кафедры в сфере учебно-методической деятельности является обеспечение подготовки высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных бакалавров, магистров и аспирантов, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной инновационной работе в сфере образования и науки на уровне современных образовательных стандартов, готовых к профессиональному научно-исследовательскому росту, социальной и профессиональной мобильности.
Кафедра «Методики преподавания русского языка и литературы» выпускает квалифицированных бакалавров по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Русский язык и литература», «Русский и иностранный языки», магистров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Междисциплинарные связи в обучении русскому языку и литературе», аспирантов по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки» («Теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (русская литература)).
Область профессиональной деятельности выпускников: образование, наука, социальная сфера, культура.
Объекты профессиональной деятельности выпускников: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
Виды профессиональной деятельности выпускников: педагогический; проектный; научно-исследовательский; культурно-просветительский.
Профессорско-преподавательский состав кафедры ведет такие учебные дисциплины по подготовке бакалавров как:
1. Теория и методика обучения русскому языку
2. Теория и методика обучения литературе
3. Компетентностный подход к обучению русскому языку
4. Корректировочный курс по методике обучения русскому языку
5. Современные стратегии языкового образования
6. Педагогическое речеведение
7. Теория и история русской сетературы
8. Современный русский язык в школьном курсе
9. Практикум по орфографии и пунктуации
10. Сопоставительная лексикология
11. Сопоставительная типология русского и якутского языков
12. Введение в переводоведение
13. Основы текстологии
14. Межкультурная коммуникация на уроках русского языка
15. Сопоставительная типология русского и якутского языков
16. Документная лингвистика
17. ИКТ и инклюзивном образовании
18. Электронно-информационная среда в литературном образовании
19. Культурологический подход к анализу художественного текста
20. Практикум по изучению русской литературы
21. Виды языкового разбора
22. Филологический анализ текста
23. Сопоставительная типология литератур
24. Электронно-информационная среда в лингвистическом образовании
25. Компетентностный подход к обучению русскому языку
26. Компетентностный подход к обучению литературе.
Список преподаваемых дисциплин по магистратуре:
1. Современные проблемы науки и образования
2. Методология педагогических исследований
3. Компетентностный подход в литературном образовании
4. Русская сетература в профессиональной деятельности
5. Взаимосвязанное изучение русской, якутской и зарубежной литератур
6. Сопоставительные методы в лингводидактике
7. Диалог культур в языковом образовании
8. Интегративный подход в преподавании русского языка
9. Творческое развитие личности в процессе обучения
10. Менеджмент в филологическом образовании
11. Тренинг профессионально-ориентированных технологий
12. Современные образовательные технологии в формировании компетенций по литературе
13. Методика культуроведческого анализа текста художественного произведения
14. Читательская компетенция в контексте литературного образования
15. Междисциплинарные связи в билингвальном образовании
16. Компьютерные программы интерактивного обучения
Список преподаваемых дисциплин по аспирантуре:
1. Методология науки и методы научных исследований
2. Педагогические технологии в профессиональном образовании
3. Современные стратегии и методы в литературном образовании
4. Теория и методика обучения русскому языку в современной школе
5. Теория и методика обучения литературе в образовательном процессе
6. Актуальные вопросы методики преподавания лингвистических дисциплин в высшей школе
7. Актуальные вопросы методики преподавания литературоведческих дисциплин в высшей школе
8. Компетентностный подход в методике преподавания русского языка
9. Компетентностный подход в преподавании русской литературы в аспекте ФГОС
10. Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка
Преподаватели кафедры разрабатывают и систематически обновляют рабочие программы учебных дисциплин и учебно-методическую литературу по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Ведется мониторинг обеспечения учебно-методическими ресурсами (печатной литературой, электронными и Интернет-ресурсами). Проводятся научно-методические семинары и открытые занятия. Организуется эффективная самостоятельная работа студентов, осуществляется балльно-рейтинговая система успеваемости и оценки качества образования.
Применяемые образовательные технологии:
· Интегральная технология обучения.
· Педагогика сотрудничества.
· Проблемное обучение.
· Модульное обучение.
· Проектная технология.
· Обучение на основе ОСК (опорных схем – конспектов, авторских).
· «Диалог культур».
· Непрерывное ноосферное образование (А. И. Субетто).
· Эвристическое обучение.
· Учебное исследование (систематизация научной информации, анализ научной информации).
· Диалог – рефлексия.
· Полифункциональный диалог.
· Технология «наблюдаемого поведения» и «наблюдаемого действия» (рейтинг интереса к образованию и обучению, посещаемости, активности на занятиях, текущих оценок успеваемости; выступления и сообщения, «словесные действия», лексикон, культура речи, ноосферная культура личности, профессиональные знания и компетенции, информационная культура личности, компьютерные компетенции пользователя, культура поведения в Сети Интернет).
· Дискуссия.
· Эмпатическое слушание.
· Адаптивное обучение.
· Информационно-компьютерные технологии образования.
Преподаватели кафедры активно применяют технологии Web 2.0, Moodle, электронные библиотечные системы «Лань», «IPR-books», «Biblioclub», крупные российские образовательные проекты «Лекториум» ( https://www.lektorium.tv/), «Унивесариум» ( http://universarium.org/).
Преподаватели кафедры являются авторами и соавторами учебно-методического комплекса по русскому языку и пособий по обучению литературе для образовательных организаций РС (Я). Успешно сотрудничают со школами республики и руководят всеми видами практики студентов (производственной, педагогической, преддипломной, научно-исследовательской).