Методические портреты

Васильева Ия Иннокентьевна

Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 31 г.Якутска, Отличник молодежной политики РС(Я)

МЕТОДИЧЕСКОЕ КРЕДО

Прежде любить, потом учить.



        Год  рождения: 25 июня 1979 г.  В 1996г. окончила национальную политехническую среднюю общеобразовательную школу № 2 г.Якутска. В 2001 г. окончила филологический факультет Якутского государственного университета им.М.К.Аммосова.

2001-2002гг.- учитель русского языка и литературы в СОШ № 31 г.Якутска

2002- 2006гг.- ассистент кафедры социальной педагогики педагогического института ЯГУ им.М.К.Аммосова

С 2006 - учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 31 г.Якутска

С 2009г. – начальник лагеря имени Н.Каландаришвили

      Педагогический стаж- 14 лет, учитель высокой (первой) категории

Звания, награды: обладатель нагрудного знака «Учитель ученических признаний»2010 г.

«Отличник молодежной политики РС(Я)» 2013г.;

Благодарственное письмо УО Окружной администрации г.Якутска за вклад в столичное воспитание- август 2014г.;

Почетная грамота УО Окружной администрации г.Якутска за плодотворную работу в системе образования и успехи в воспитании и обучении подрастающего поколения- декабрь 2014г.;

Почетная грамота Якутской городской Думы (знак признания заслуг)- июнь 2015г.


МЕТОДИЧЕСКОЕ КРЕДО

Моё методическое кредо – прежде любить, потом учить. Диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития его способностей. Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности, философ. Учитель – вдвойне, так как эта профессия одна из самых ответственных.


       Профессия учителя – нелёгкая, но я ни разу ещё не пожалела, что выбрала именно её. В этой работе много трудностей, но суметь их преодолеть и увидеть потом результаты своего труда – это доставляет мне радость.
Еще маленькой девчонкой была просто очарована своей первой учительницей – Марченко Ларисой Нестеровной. Она была для меня идеалом доброты, справедливости, грациозности, требовательности. Мне так хотелось быть на нее похожей. Неслучайно и любимыми играми в детстве были игры в школу. Другой профессии в своем будущем я даже и не представляла – только учителем!
В первые годы работы с детьми для меня было странным, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Понадобилось время для понимания и осознания этого. Итак, первый урок, преподнесённый учащимися: настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Второй урок, который получила, делая первые педагогические шаги: преподавание должно быть искренним. Ведь только через призму своих мироощущений, своей системы ценностей, отношения ко всему, что происходит вокруг, сухой программный материал становится волшебным кристаллом, сверкающим всеми цветами радуги и зовущим к открытиям. Поэтому второй мой принцип – быть искренним и честным перед детьми.
Вот так, с этих великих для меня открытий во мне рождался учитель.
Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему – такова моя позиция. Не скуплюсь на похвалу. Нет такого “двоечника”, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию – и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться – это мой третий принцип.
     Ещё К.Д. Ушинский писал: “…ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью…”. Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своими предметами и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. И эточетвертый принцип моей педагогической философии.
На уроках необходимо не только формировать компетентности, но и воспитывать Человека. И научить его быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни – это моя задача. Нужна только правильная оболочка. Воспитывай, обучая новому – это мой пятый принцип.
Каждый день я вхожу в класс и смотрю в распахнутые, доверчивые глаза, которые ждут новое, интересное, увлекательное. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.
Моя задача как педагога сделать так, чтобы душевный мир детей был наполнен любовью, верой, надеждой.
Учитель – это тот, который способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершать восхождение к вершине мудрости. В философии процесс познания наглядно изображается в виде расширяющегося круга знаний: чем большим объёмом знаний обладает человек, тем больше он ощущает недостаток знаний. Этой технологии тысячи лет, но она и сейчас актуальна. Эта мысль была сформулирована в Древней Греции так: «Истинный учитель знает, чем мы больше знаем, тем больше мы не знаем, потому всякий учитель навсегда остаётся учеником». И это тоже моё педагогическое кредо: учиться всегда и учиться везде.

ИЗ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Проектная деятельность на уроках литературы в 5 классе.
Тема: «Весна идет…»
1. Развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого и технического мышления;
2. Формирование умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию;
3. Формирование эмоционального отношения к действительности, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
4. Формирование творческой проектной деятельности и проектного мышления;
5. Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
Задачи:
1. Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления;
2. Учить детей:
– преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;
– чувствовать свой внутренний мир, прислушиваться к себе, к своему организму;
– закладывать основы самопонимания и миропонимания, выражая все через изображение.
3. Обучить детей навыкам свободно владеть различными техническими приемами изображения.

Ход урока:
План :

1. Приветствие. Объяснение цели и задач творческого занятия.
2. Беседа с детьми о красоте, о красоте матушки природы, о весенней красоте
3. Обсуждение образа “Весна”.
4. Весенний образ в творчестве С.Боттичелли, Левитана.
5. Обсуждение творческого задания по группам.
6. Защита творческих проектов.
7. Анализ занятия, подведение итогов, выставка работ.
Эпиграф к уроку:
Тропами неторёнными-
Что волнами зелёными-
Идёт Весна, идёт;
Куда ни глянет красная-
Жизнь ясная, согласная
Вослед за ней растет.
А.А. Коринфский
Ребята, сегодня у нас творческое занятие. А творчество – это источник добра, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу (сажусь) Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство, суету. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту голубого неба, (Приложение. Слайд1) тепло солнечных лучей (слайд2), чистоту морозного воздуха(Слайд3), запах набухших почек (Слайд 4)… Чтобы творить прекрасное и дарить эту радость людям, мы с вами закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в вашем маленьком горячем сердце. (звуки весны)
Что удалось услышать?
Ответы детей: да, шум дождя, щебет птиц, жужжание пчел и т.д.
Притча “КРАСОТА” В.А. Сухомлинский
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек…

Беседа
У. – Ребята, а Вам приходилось видеть красоту на своем пути?
Ответ: Да, красоту матушки природы, красивого человека, как внешне, так и изнутри и т.д.
У. – Как вы думаете, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?
Ответ: открытое сердце, доброта, уважение, красота, ласка и т.д.
У. – Как вы считаете, легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?
Ответ: Нет, путь совсем был не легок.
У. – А, что ему помогло?
Ответы: упорство, настойчивость и доброе сердце.
Именно упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся сегодня на нашем творческом занятии. Если вложим в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной картиной.
Тема нашего занятия “Весна идет, весне дорога” (Слайд 6). Весна – удивительное время года. От весеннего тепла всем становится очень хорошо. Люди с удовольствием подставляют лицо ласковому весеннему солнцу. Образ весны многолик. Это и красивая природа, и прилет птиц, и цветение, и нежная зелень листвы
Вот, посмотрите, как изобразил весенний образ известный итальянский художник Сандро Боттичелли (Слайд 7). На картине “Весна” он изобразил девушку в образе весны. От картины веет красотой, любовью, нежностью и добротой.

В нашем учебнике есть раздел, который называется «Русские поэты 19 в. о родине, родной природе и о себе» , где напечатаны стихотворения о весне. (стр. 290- 292)
- Давайте прочитаем выразительно эти замечательные стихи.
Беседа:
- Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения? Какие впечатления они оставляют? (Доброе, радостное впечатление)
- Какие картины вы представили? (Устное словесное рисование)
- А вот перед вами репродукции картин известных художников. Какие из них более соответствует стихотворениям?
На доске (слайд 1,2,3) репродукции следующих картин: И.Левитан «Весна – большая вода», «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели». Если урок проводится с использованием интерактивной доски, то репродукции хорошо просматриваются, и учащиеся почти единодушно выбирают картину «Март» И. Левитана.

Составление акростиха
В- веселая волшебница
Е- естественно идет
С- со светлым настроением
Н- необыкновенное несет
А- А мы и только рады.


Работа в группах.
(каждая группа составляет свой проект по определенному стихотворению)
1- Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…"
2- Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
3- А.Н. Плещеев «Весна»
В группе анализируют стихотворение, составляют свой образ Весны- иллюстрация, выразительно читают, составить акростих)
1)Анализ художественного текста.
Определение темы стихотворения.
- Что такое тема художественного произведения? (Тема – это предмет изображаемого в произведении)
- Как бы вы определили тему стихотворения «Зима недаром злится…»?
Особенности лирического героя.
- Вспомните, кто такой лирический герой? (Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём)
- Лирический герой и автор – это одно лицо? (Нет, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или событиями его жизни, с его отношением к природе и т.д.)
- Передаёт ли стихотворение чувства и эмоции лирических героев?
- Можем ли мы предположить, как относится автор к родной природе?
- В чём это проявляется?
Художественно-выразительные средства.
- Какие слова наиболее ярко передают эмоции лирического героя?
- C какой целью поэт использует в стихотворении олицетворение?
Способ рифмовки.
- Вспомните виды рифмовки.
- Определите способ рифмовки в данном стихотворении.
Работа над выразительным чтением.
- Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения?
- С каким настроением будем читать стихотворение?
- Какие чувства важно передать при чтении?
2) иллюстрация- образ Весны
3) акростих, чтецы

Защита проектов.
Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что было особенно интересно?
Дз: выучить наизусть стихотворения о весне других авторов.

«Нельзя забыть тех страшных лет» (введение в тему: «Лагерная проза» в произведениях А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова)
ЦЕЛИ:
- создать представление учащихся о репрессиях, рассмотреть, как в творчестве Солженицына и Шаламова раскрывается тема репрессий;
- развивать умение строить устные и письменные высказывания в связи с изучением литературного материала;
- участвовать в диалоге по прочитанным фрагментам произведений, развивать навыки интерпретации прозаического текста, сравнительного анализа творчества нескольких литераторов, работы с первоисточником;
- воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; способность противостоять силе зла, уважение к людям, ставшим жертвами репрессий, чувства гражданственности и ответственности за судьбу Родины.

ОБОРУДОВАНИЕ:
- художественные тексты произведений,
- мультимедийное оборудование для демонстрации слайдовой демонстрации.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:
- урок-введение в тему лагерной прозы по творчеству А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова.

ХОД УРОКА: оргмомент.
1. «Погружение в эпоху» - исполняется «Песня о Родине», на её фоне демонстрация фрагмента документального фильма о СССР.
- Ребята, скажите, какая эпоха была проиллюстрирована на экране?
- Какие годы советского периода истории были изображены?
- В прозвучавшей песне есть такие слова «Широка страна моя родная, много в ней полей, морей и рек. Я другой страны такой не знаю, где так вольно жил бы человек». Дайте пожалуйста характеристику этой стране. (большая, мощная, густо населённая, богатая, свободная).

Т ишина – слайдовая презентация: фотографии заключённых, лагеря, бараки, могилы.
На фоне музыки -чтение стихотворения. Стихотворение спроецировано на экране.
Учитель читает стихотворение:
Очень далеко, где-то в леса глуши,
Обнесённый колючим забором,
Зэковский лагерь, его трудно найти
Как укором стоит перед взором.
Там постояльцы, угрюмые словно,
Тяжек и долог их путь впереди,
Сколько их, братцы, совсем невиновных,
Сгинуло в этой глубинки тайги.
С ними надежды ушли и желанья,
Страсти сменились на вечный покой.
Кто-нибудь знает про эти страданья,
Как им хотелось вернуться домой?..
1955г.
Маргарита Каманина

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Какие строчки этого стихотворения подтверждают ваш ответ?
- Давайте обозначим тему нашего урока. Почему мы с вами наш урок можем так назвать?
- Тема нашего урока «Нельзя забыть тех страшных лет». Сегодня мы попытаемся заглянуть в то время, почувствовать то, что чувствовал каждый человек нашей необъятной страны, и самое главное – вызвать желание прочитать и понять произведения тех авторов, которые испытали и написали об ужасах тюрьмы, лагерей.
- Мы с вами охарактеризовали ту страну, про которую пелось в песне. Что характерно для этого исторического периода. Какие события? Явления? Политический режим?
Словарная работа: на экране – запись в тетради:

СТАЛИНИЗМ – 1) В годы правления И.В.Сталина – учение, отражённое в печатных трудах и публичных выступлениях советского лидера; 2) В современной историографии – совокупность черт правления И.В.Сталина.

Репрессии – карательные меры. Наказания. Применяемые государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников, как реальных, так и мнимых.

ГУЛАГ – главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения.

Культ личности – чрезмерное возвеличивание кого-либо. Термин широко использовался применительно к режиму личной власти И.В.Сталина.

Тоталитаризм – политический режим в обществе и государстве, при котором государственная власть полностью подчиняет себе общество и личность, подавляет права и свободы человека насильственными методами, навязывает гражданам правила поведения.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Вы знаете, что Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. Но в жизни бывают моменты, которые невозможно вспоминать без слёз. Трагические события откладывают большой отпечаток на жизни и судьбы людей и нации, поэтому эти страницы истории надо изучать с особым вниманием. Политические репрессии – одна из самых трагических страниц нашей истории. За последние десятилетия прошлого века вышло много книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в лагеря. Тысячи незаконно осуждённых людей.
В Западной литературе события тех лет в нашей стране часто называют «большим террором», иногда «великим безумием», т.е. акцией, не имевшей объяснения.
С 1921 по 1954 г.г. по стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку – 765.880 человек.
- Ребята, какие писатели отразили в своих произведениях ужасы тех лет?
(слайды писатели: Солженицын, Шаламов).
Мы говорим, что все ужасы тоталитарной эпохи стали известны 1970-90-х годах с появлением «возвращённой» литературы.
- Как вы понимаете слово «возвращённая» литература? Предположите.
(слайд+запись в тетради – словарная работа).
«Возвращённая» литература – 1) не издававшиеся, не публиковавшиеся, запрещённые произведения до второй половины 80-х годов ХХ-го века; 2) перечитываемые по новому литературные произведения, которые преждевременно пытались вывести за границы заслуживающего внимания наследия.
Значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху.
Лагерная тема нашла отражение в прозе В.Шаламова, А.Солженицына, Е.Гинзбург, Ю.Домбровского, Ю.Гроссмана, О.Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа (слайды с биографическим комментарием Солженицына и Шаламова). Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему и являются основоположниками лагерной прозы.

- Как вы думаете, о чём говорит «Лагерная проза»?

Все исправительно-трудовые лагеря, в которых содержались заключённые, объединялись под одним названием ГУЛАГ – государственное управление лагерей.

«Как попадают на этот таинственный Архипелаг? Туда ежечасно летят самолёты, плывут корабли, гремят поезда, - но ни единая надпись на них не указывает места назначения. И билетные кассиры, и агенты Совтуриста и Интуриста будут изумлены, если вы спросите туда билет. Ни всего Архипелага в целом, ни одного из его бесчисленных островков они не знали, не слышали.

Каждый из нас – центр Вселенной, и мироздание человека рушится, когда ему шипят: «Вы арестованы».
Что же такое арест?
Арест – слайд.
Вот так отвечает на этот вопрос А.И.Солженицын: «Арест – это ослепляющая вспышка и удар, от которых настоящее разом отодвигается в прошлое, а невозможное становится полноправным настоящим. Это резкий ночной звонок, или грубый стук в дверь. Это бравый вход невытираемых сапог оперативников… Это взламывание, вспарывание, сброс со стен, выброс на пол со шкафов, столов, вытряхивание, разрывание, рассыпание – и нахламление горами на полу, и хруст под сапогами! И ничего нет святого во время обыска!

Чтение фрагментов детьми. Создание собирательного образа. Заполнение таблицы.
- Так за что можно было попасть в Архипелаг?
Заполнение таблицы.
- Ребята, перед вами лежат на парте листы, где напечатаны фрагменты из произведений. Прочитайте и заполните таблицу. (обратить внимание на то, почему нет чтения вслух – фрагменты разные).
(слайд пустой, с таблицей потом после детских высказываний уже заполненный) – музыкальное сопровождение.
КТО? ЗА ЧТО? ИСХОД
пол возраст Род деятельности



Вы прочитали, так кто же эти люди?(слайд) Кто же попадал под политическую статью – 58-ю? (все, кому не лень). За что? В чём они были виновны? За что сидели Солженицын, Шаламов? (слайды с их зэковской биографией, диалог с учащимися).
м/в: мог попасть любой, все боялись, тотальный страх, недоверие к людям.



Создание психологического портрета – работа в группах.
- Давайте создадим психологический портрет обречённого человека. У нас с вами три фигуры человека:
- в ожидании ареста,
- во время следствия,
- в лагере.
Соответственно, каждая группа представляет психологическое состояние человека на этих этапах.

1) Найдите в тексте описание психологического состояния человека, выписать цитату.
2) Определите те чувства, ощущения которые испытывает человек.
(тревога, страх, тотальный страх, загнанность, ощущение того что ты жертва. Потрясение, растерянность, непонимание, униженность. Надломленность, голод, страх, безнадёжность, безразличие).
3) Если эти человеческие фигуры изобразить в цвете, то какими бы красками мы воспользовались?
(красный, бледно-жёлтый. Серый, коричневый. Чёрный, белый).

Защита моделей поведения человека в разных условиях.
Мы можем представить себя на их месте? А как бы мы там? Что бы с нами случилось?
Итак, какой человек оказывался узником ГУЛАГа? (вывод должны сделать ученики).
И всё-таки, как выжили все обречённые на смерть?

Слово учителя: многие выжили благодаря литературе. И Шаламов, и Гинзбург, и многие другие писали, что выжили благодаря поэзии: в самые горькие минуты, когда уже не было сил жить, они читали наизусть стихи.
- Как вы думаете, почему поэзия помогла узникам ГУЛАГа?
Какие именно стихотворения, чья поэзия помогла им выжить, вы можете узнать, прочитав их произведения.

Обобщения учителя:
Шаламова и Солженицына называют основоположниками «лагерной темы». На последующих уроках литературы вы познакомитесь с «Колымскими рассказами» В.Шаламова и повестью «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына. Лагерный опыт у этих писателей был различен. Страшнее колымских кругов ада ничего не было (в рассказах Шаламова царствует смерть), и потому восприятие этого художника более трагично, пессимистично; повесть же Солженицына читать легче – герой выживает, несмотря ни на что… Если Шаламов более откровенен, объективен, беспощаден, многогранен, то Солженицын в своих оценках более сдержан. Шаламову близка эта повесть, хотя он и высказывал в письме её автору ряд замечаний. Не соглашался с «героизацией» принудительного лагерного труда, с «лакировкой» жизни в зоне. В то же время Солженицын признавал, что Колыма как «полюс лютости» - это особое испытание, и здесь он полностью доверял свидетельствам Шаламова.

- Скажите мне, для чего мы сегодня обсуждали лагерную тему? Имели ли право писатели, прошедшие лагерь обсуждать эту тему на мировом уровне? Ведь это не самые светлые страницы нашей истории.
- Я раздам вам листочки, на которых написаны начало предложений, ваша задача – закончить их.

1. Я узнал(а) сегодня на уроке……………..
2. Все, что нам рассказали писатели, это……………………
3. Я был(а) поражен(а)…………………..
4. Мне было интересно………………….
5. Меня тронуло……………………..
6. Я думаю…………………………..
7. Мне хотелось бы поближе познакомиться с творчеством такого писателя как…………………., потому что……………………………
8. Нужно ли сегодня говорить об этих страницах истории?
Да, потому что……………………………………………
Нет, потому что………………………………………….

Заключительное слово учителя:
«Не хочу мести, не хочу суда. Хочу чтобы люди знали и помнили, как всё это было». Эти слова произнёс Акмал Икрамов Камил, писатель расстрелянный в 1938г.

-Заканчивая наш разговор, хочется сказать, что все безвинные жертвы имеют права на нашу память, нашу скорбь, право на бессмертие. На любом погосте хочется помолчать, побыть хотя бы минуту наедине со своими мыслями. Помолчим и мы.

Сегодняшний урок не о прошлом, он о будущем. Ибо, как сказал Е.Евтушенко: «Мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его гарант».

Д/з прочитать произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и В.Т.Шаламова «Колымские рассказы».


ФРАГМЕНТЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ «МОЙ УЧИТЕЛЬ»