Методические портреты

Холмогорова Зоя Петровна

Учитель русского языка и литературы  Республиканского лицея – интерната с углубленным изучением отдельных предметов, Заслуженный учитель РФ, РС (Я).

МЕТОДИЧЕСКОЕ КРЕДО

Воспитать личность успешную, творческую, креативную.



· Педагог-стипендиат Международного детского фонда «Дети Саха-Азии», сентябрь, 1997 г.

· Победитель конкурса лучших учителей РФ. Приоритетный национальный проект «Образование», 2008 г.

· Обладатель Золотого знака «Учительская слава» Государственной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте РС (Я), 2010 г.

· Эксперт республиканского конкурса «Учитель года – 2011» (апрель, 2011 г. г.Якутск).

· Обладатель знака «Учитель изящной словесности» МО РС (Я), 2012 г.

· Благодарность вице-президента РС (Я) за заслуги в системе образования РС (Я) и многолетней добросовестный труд, 2013 г.

· Грант ректора СВФУ «Учитель СВФУ, 2015 г.

Поощрения и награды Холмогоровой Зои Петровны

· Звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 2010г.

· Звание «Заслуженный учитель РС(Я)», 2005 г.

· Звание «Отличник народного просвещения», 1990г.

· Знак МО РС(Я) «Учитель учителей», 2003г.

· Знак МО РС(Я) «Учитель изящной словесности», 2012г.

· Золотой нагрудный знак Государственной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте РС(Я) «Учительская слава», 2010г.

· Педагог-стипендиат Международного детского фонда «Дети Саха-Азии», сентябрь, 1997 г.

· Победитель Всероссийского конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» «Лучший учитель». Награждена Почетной грамотой МО РФ, 2008г.

· Почетная грамота – 5.


МЕТОДИЧЕСКОЕ КРЕДО:

Школа… Какой смысл несет это слово? Что нового происходит сегодня в этой чудо – стране, где царят, хочется в это верить, взаимопонимание, поддержка, любовь?

Работая много лет в Республиканском лицее, обучая и воспитывая молодое  поколение, вновь и вновь прихожу к мысли о том, что школа – это творческий союз учащихся и учителей, пробуждающий мотивацию, стремление  к определенным высотам. И в нем учитель и ученик – личности, первый – осознающий ответственность за миссию, которую он выполняет, второй – ощущающий свою внутреннюю свободу, без нее нет творчества, полета, вдохновения.

Вера, любовь и добро должны быть в душе учителя, они определяют его мир, без них он не состоится как педагог. При этом он должен чувствовать радость, что он воспитатель, что на него возложена огромная ответственность за судьбу человека. Воспитать людей свободных, как говорил великий педагог Я.А.Коменский, « руководимых ясным светом ума».

Основным приоритетом своей педагогической деятельности я считаю формирование успешной личности с активной жизненной позицией, достигающей предметных, личностных и метапредметных результатов. Все это позволит ей обеспечить успешную социализацию и сделает личность конкурентоспособной в современном мире.

Таким образом, я могу сформулировать свое педагогическое кредо: «Воспитать личность успешную, творческую, креативную».


Всероссийские турниры и олимпиады по русскому языку и литературе

Год Название олимпиады
ФИО призеров
2011-2012 Всероссийская олимпиада школьников по литературе (заключительный этап) Тимофеева Айта - призер
2012-2013 Олимпиада Всероссийского детского центра «Океан» «Российский интеллект» Яковлева Вероника - участник
2013-2014 Турнир им.Ломоносова по лингвистике
Высшие учебные заведения г.Томска, ОРМО Яковлева Вероника – почетная грамота
Николаева Галя – победитель I и II туров



Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе,
г. Москва
Таблица 17
Год ФИО Результат
Учебное заведние
2011-2012 Тимофеева Айта, 11 гум призер Студентка МГУ ФФ


Лицеисты выступают на олимпиадах разного уровня наравне с учащимися гуманитарных лицеев, гимназий, где русский язык и литература изучаются по углубленной программе. Тем ценнее их победы в этих олимпиадах.
Учителем накоплен определенный опыт работы с участниками олимпиад. Зоя Петровна постоянно оказывает методическую помощь учителям республики через деятельность республиканского общества по поиску и развитию одаренных детей «Дьо5ур», составляет олимпиадные задания по русскому языку, участвует в качестве члена жюри олимпиад округов «Лена», «Заречье», «Вилюй». Проводит интеллектуальный марафон на республиканском фестивале «Юных математиков» республики.


Публикации
• Холмогорова З. П. готовимся к ЕГЭ (часть С) // Русский язык и литература в якутской школе, № 3. – 2007.
• Холмогорова З. П., Татаринова И. С. Метод проектов в системе обучения // материалы НПК «Алексеевские чтения». – Якутск, 2007.
• Холмогорова З. П. Новые подходы к обучению русскому языку в современной школе. Электронное пособие. – Якутск, 2008.
• Холмогорова З. П. Библиотека инновационных проектов и программ». Республиканский лицей. – 2011.
• Холмогорова З.П. Формирование языковой личности в образовательной среде лицея.// Русский язык и литература в якутской школе. – 2011.
• Холмогорова З.П. Пейзаж на страницах романа «Война и мир» Л.Н.Толстого// Русский язык и литература в якутской школе. – 2011.
• Холмогорова З.П. Совершенствование пунктуационной грамотности // Русский язык и литература в якутской школе», 2011.
• Холмогорова З.П. Текстоцентрический принцип обучения в формировании языковой личности школьника// материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Якутск: СВФУ, 2012.
• Холмогорова З.П. Развитие языковой личности учащихся в условиях ЕГЭ.// Материалы XV республиканской научно-методической конференции «Алексеевские чтения». – Якутск: 2012
• Холмогорова З.П. Формирование языковой личности старшеклассников на уроках русского языка. // Материалы XV республиканской научно-методической конференции «Алексеевские чтения». Якутск: 2012.
• Холмогорова З.П. Интегрированный урок-практикум в 11 классе// Материалы XVII Республиканской научно-практической конференции «Алексеевские чтения», Якутск: 2013.






Интегрированный урок – практикум в 11 классе ( русский язык и литература )
Лексическая тема: творческий метод А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, М.И. Цветаевой
Грамматическая тема: комплексный анализ текста
Цели урока:
- познавательная: совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста, составлять план, осознавать авторский замысел и способы его реализации в текстах публицистического стиля; подготовка к ЕГЭ; выявить уровень усвоения учениками основных теоретических сведений по анализу текста;
- развивающая: развить языковую и лингвистическую компетенции учащихся;
- воспитательная: привить интерес к творчеству А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, М.И. Цветаевой.
Оборудование: учебники Д.Э.Розенталя, А.И.Власенкова, словари, раздаточный материал.
Межпредметные связи: русский язык и литература


I. Исходная диагностика уровня знаний в 11 классах проводилась в конце 1 семестра по тестам ( части А, В, С ЕГЭ). Результаты диагностирующего контроля показали слабый уровень языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции у 23 % учащихся.

II. Форма организации учебного процесса – урок-практикум (групповая работа).
Практическое занятие – это такая форма организации обучения, в которой учащимся предоставляется возможность применить полученные ими знания в практической деятельности.
Отличие урока-практикума от другого типа урока – в меньшей его регламентации и большей самостоятельности учащихся. Главная его особенность - в разнообразной деятельности, в использовании всевозможных форм работы, актуализирующих знания обучающихся. На уроке проводится работа исследовательского характера, заставляющая учащихся самостоятельно мыслить, рассуждать, сопоставлять языковые факты, делать выводы.

III. Ход урока.
1. Актуализация знаний учащихся.

На уроке анализируются тексты ЕГЭ публицистического стиля, совершенствуется умение понимать авторский замысел текста. Учителем создается проблемная ситуация. Детям предлагается вспомнить, что такое текст, тема, основная мысль текста, назвать признаки типов текста, выявить особенности публицистического стиля речи.
Постановка проблемных вопросов обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
При планировании данного урока учитываются реальные учебные возможности учащихся данного класса.

2. Комплексный анализ текста. Работа по учебнику Розенталя. Выполняется упр 483. Текст Н.А. Добролюбова о творчестве И.А. Гончарова. 7 мин.
1) чтение текста; 2) определение темы и основной мысли; 3) ответы на вопросы учителя; 4) составление плана.
На уроке возможно использование следующих приемов: составление плана ответа по теме, вопросы по теории и ответы на рассуждение по образцу. При вопросно-ответном ходе урока учебное сотрудничество может протекать в индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся. На данном этапе работа ведется в паре учитель- ученик. Используется эвристический метод, предполагающий решение задачи с помощью учителя, консультацию, эвристическую беседу.

3. Самостоятельная работа.
Класс делится на 2 группы, и каждая получает тексты (проводится самостоятельное исследование по публицистическому тексту) - 20 мин.
Урок-практикум дает возможность дифференцированно подойти к обучению. При делении класса учитываются способности школьников, различный уровень их подготовленности. Планируется учебная деятельность для различных групп учащихся, задания для групп отличаются не объемом, а типом конструкции. Это требует тщательного подбора материала к уроку, планирования работы учеников в определенном ритме, соответствующем их учебным возможностям.
Отбор дидактического материала, дополняющего учебник, осуществляется с учетом принципов доступности, постепенного наращивания трудностей и темпов обучения, сопоставлении смешиваемых примеров и т.д. Предлагаются тексты различных типов и жанров, упражнения репродуктивного, продуктивного и творческого характеров.
Проводится сопутствующее повторение по орфографии, пунктуации и грамматике – 9 вопросов по тексту (части А, В ЕГЭ).

4. Выступления учащихся. - 7 мин.
Примерные вопросы: - проблема текста; - позиция автора; - языковые средства выразительности, стилистические фигуры речи; - личностная позиция учащегося;
Ответы учеников показывают их речевые возможности. Организуется не только практическое усвоение материала, но и отрабатываются навыки самостоятельного высказывания по тексту.

5. Взаимообмен вопросами по изученному на уроке материалу. Рефлексия. 5 мин.




6. Обобщение учителя. После работы групп, выводов, сделанных учащимися самостоятельно, учитель обобщает все сказанное, вместе с классом заполняется
таблица «Особенности публицистического стиля речи»: задачи речи (цель высказывания), стилевые черты, языковые средства... 3 мин.


7. Выставление оценок. Учитель дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы над текстами художественного стиля.

8. Домашнее задание. Работа по учебнику А.И. Власенкова по теме «Публицистический стиль». Написать статью «Слово о любимом поэте». 3 мин.

При подготовке к ЕГЭ уроки - практикумы, на наш взгляд, эффективны, особенно при работе над частью С. Текстоцентрический подход неразрывно связан с коммуникативно - деятельностным подходом в обучении русскому языку. Именно через текст реализуются все цели обучения: коммуникативная, развивающая и воспитательная.

Учитель! Даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет!
Учитель! Даже через много лет
Зажженный Вами не погаснет свет!
И сердце, знаю, будет молодым,
Пока огонь священный будет с ним.
М.Садовский.
В этом году исполняется 60 лет Зое Петровне Холмогоровой, учительнице русского языка и литературы Республиканского Лицея, у которой мне повезло учиться, хочу написать о ней несколько самых искренних строк.
Сейчас, когда я уже переступила школьный порог, временами всплывают в памяти картинки школьного прошлого: какие-то мутно, другие отчетливо, показывая мельчайшие, но дорогие сердцу детали. Я очень часто вспоминаю Зою Петровну с неимоверной благодарностью и нескончаемой любовью, ведь во многом благодаря ей моя жизнь изменилась на сто восемьдесят градусов. В марте 2012 года я участвовала в заключительном, Всероссийском этапе олимпиады школьников по литературе, который проходил в городе Москве. Я прошла три тура и стала призером. Помимо того, что это было большой радостью для всей республики, это было большой удачей и для меня. Дело в том, что диплом призера этой олимпиады дает билет в любой ВУЗ страны без вступительных экзаменов. Так я поступила в филологический факультет Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова на отделение английского языка и сейчас учусь на втором курсе.
Все это я достигла благодаря Зое Петровне и за все это хочу сказать ей спасибо, как филологу от будущего филолога. Мне очень приятно, когда ребята, которые учатся вместе со мной, говорят, что мой уровень владения русским языком не хуже уровня носителя, хотя мой родной язык – якутский. Я могу свободно разговаривать с ними не только на обыденные темы, но и на лингвистические или литературные. Я думаю, остальные ребята, которые учатся в центральных ВУЗах и все те, которые имеют дело с русским языком в любой сфере жизни, тоже могут говорить на нем без больших проблем.
Также я уверена, что все ученики Зои Петровны скажут, что она – выдающийся учитель, и есть три качества, которые делают Зою Петровну поистине одним из самых лучших профессионалов своего времени.
Во-первых, она – замечательный, одаренный педагог. Учитель может быть настоящим учителем только тогда, когда любит свой предмет всей душой, болеет за него всем сердцем и заботится о нем. Если бы вы хоть раз побывали на уроках Зои Петровны, вы бы почувствовали, как она светится любовью к русскому языку и к русской литературе, одновременно освящая своих учеников. Мне кажется, что литература, высочайшая инстанция духовной культуры, которая требует большого усилия, бережного отношения и, конечно, любви. Невозможно проникнуть в глубинную суть произведения, которая скрыта под миллионными слоями слов, не вооружившись любовью к нему. И Зоя Петровна подарила нам эту любовь, не жалея своих сил. Вместо того чтобы только читать и анализировать произведения и записывать годы жизни или некоторые другие факты из биографии писателей и поэтов, мы часто смотрели фильмы на основе тех же самых произведений, фотографии авторов, даже их рукописей. Мы, сами того не осознавая, проникали в этот пока еще неизведанный нами мир, полный впечатляющих образов, противоречивых и ярких характеров. Помню, как мы писали от имени Евгения Базарова любовное письмо Анне Одинцовой, в глубине души надеясь – «эх, а если бы он не умер…» Помню, как я чуть было не влюбилась в Андрея Болконского и долго осуждала бедную Наташу Ростову за ее увлечение Анатолем Курагиным. Помню, как мы делали книжки поэтов Серебряного века, украшая обложки, рисуя иллюстрации...
Во-вторых, Зоя Петровна – несравненный знаток, мастер своего дела. Она понимает свой предмет до самых невидимых на первый взгляд тонкостей, разбирается во всем этом океане правил, всегда умеет находить ту самую Ариаднину нить среди лабиринта фактов. Все мы, безусловно, знаем, всю сложность великорусского языка. Сейчас, когда я уже второй год достаточно углубленно изучаю его, я еще больше в этом убеждаюсь. Зоя Петровна с самого начала старалась все это нам объяснить. Ее задача усложнялась в разы из-за того, что русский язык для большинства учеников Республиканского Лицея – не родной, а второй язык. Так, перед Зоей Петровной ставилась двойная цель: научить своих учеников не только владеть этим замечательным языком, дружить с ним и любить его, а также сдать Единый Государственный Экзамен. Зоя Петровна всегда старалась заниматься с учениками индивидуально, не ленясь подходить к каждому, указывала на его ошибки и предлагала мудрое, обоснованное решение. Она никогда не уставала повторять то, чего мы не до конца понимали, и терпеливо объясняла еще раз. Ее терпение определенно заслуживает уважения. Её труды дали о себе знать в решающий момент: многие ее ученики показали очень высокие результаты по ЕГЭ, от 90 баллов и выше. Эти же высокие баллы помогли многим поступить в центральные ВУЗы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Хабаровска, Томска и т.д. И я уверена, все эти ребята с благодарностью вспоминают Зою Петровну.
И, в-третьих, она – человек высоких моральных качеств. Учительство предполагает много общения с людьми, тем более, с детьми, с детьми совершенно разными, непохожими друг на друга, по-своему трудными, но по-своему прекрасными; учителю представляется отнюдь немаловажным разыскать подход к каждому. Только в этом случае работа станет плодотворной и будет иметь хоть какой-либо итог. И тут Зою Петровну не в чем упрекнуть – она обладает всеми качествами такого учителя. Она знает во всем свою меру. Когда мы часами готовились к олимпиаде в библиотеке, она всегда спрашивала, устала ли я, но никогда не давала мне расслабиться полностью. Также она относится ко всем своим ученикам, находя «золотую середину» Аристотеля и Горация: таким образом, мы получили от нее максимум знаний, потратив при этом насколько это возможно минимум усилий. Мне посчастливилось узнать Зою Петровну лучше, когда мы ездили на олимпиаду. Сколько давлений, эмоций, волнений, новых впечатлений, неудач и успехов, надежд... Зоя Петровна поддерживала меня, как могла, сохраняя спокойствие. За все это время она научила меня быть сильной в любом случае, несмотря ни на что, не терять головы при взлете и не падать духом при падении.
Благодаря Зое Петровне я поняла, что надо оставаться верным своему делу и никогда не сдавать позиции, бороться за свою цель, уверенно идти к ней какой бы ни витиеватой, скользкой была дорога. Я навсегда запомнила ее слова: «Трудящийся человек всегда добьется своего». И до сих пор эти слова звучат в моем сердце девизом.
Что же можно пожелать своему учителю, кроме того, чтобы воспитать очередное поколение талантливых учеников? Безусловно, в первую очередь – крепкого здоровья, никогда не терять энергии, сил и энтузиазма, всегда оставаться веселой, приветливой, отзывчивой! Помните, что 60 лет – благородный возраст, который даст Вам еще больше любви со стороны подопечных и уважения со стороны коллег. Счастья Вам и всем Вашим близким.
Пусть внутри Вас всегда будет пылать огнем страсть и преданность любимому делу и любовь благодарных учеников!
Тимофеева Айталина, выпускница РЛ, студентка 3 курса МГУ
Ноябрь 2013 года, г.Москва






Интегрированный урок «Пейзаж на страницах романа «Война и мир» Л.Н. Толстого»
(русский язык и литература)
(лингвостилистический анализ эпизодов романа).
Холмогорова З.П. учитель русского языка и литературы РЛ

Цели урока:
1.Образовательная: формирование представлений о художественном стиле речи (на примере эпизодов романа «Война и мир»).
2.Развивающая: актуализация опорных знаний и умений по теме «изобразительно-выразительные средства языка».
3.Воспитательная: воспитание чувства любви к природе, воспитание квалифицированного читателя.

Дидактические задачи урока:
1. развивать чуткое отношение к русскому языку.
2. совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
3. развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

Оборудование:
1. тексты романа «Война и мир»
2. мультимедийная доска
3. справочники, схемы
Инструментарий: кадры из художественного фильма С. Бондарчука «Война и мир»

Основная технология:
1. Обучение в сотрудничестве (личностно-ориентированное обучение). Девиз обучения в сотрудничестве : «Помогая другим, учимся сами!»

Ход урока:

I Объявление темы урока.

II Вступительное слово учителя:
Мы продолжаем работу над романом «Война и мир». Сегодняшний урок – интегрированный, на стыке уроков русского языка и русской литературы. Общеизвестна мысль о том, что пейзажи в художественном произведении тесно связаны с внутренним миром его героев.
Пейзаж Толстого, обогащенный и осмысленный восприятием героев , их чувствами и мыслями, полнее, ярче и звучнее раскрывает сложнейшие моменты их душевной и духовной жизни. Картины природы у Толстого теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и раскрывает потайные уголки душевной жизни героев.

III Актуализация прежних знаний
Беседа с классом:
1. Какие функции выполняет пейзаж в фильме С. Бондарчука?
2. Какова роль этих эпизодов в романе?

IV Итак, мы проанализируем следующие эпизоды в романе. Перед вами незабываемые страницы «Войны и мира». Они связаны с определенным этапом жизни главных героев романа: А. Болконского, Н. Ростовой. Для Толстого характерны философско-публицистические пейзажи, передающие идеи писателя, его мировоззрение.
Рассмотрим следующие эпизоды:

1 Описание неба над Праценскими высотами, где лежит раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский. (1 группа).
2 Описание березовой рощи и дуба в гл. 1 и 2, ч. 3, т. 1. (2 группа).
3 Описание лунной ночи в Отрадном. (3 группа).

V Работа в группах.
Работа над эпизодами ведется по группам. Результат может быть достигнут самостоятельной работой каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над заданием. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе , чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформулировал нужные навыки и при этом , чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
Группам дается определенная задача, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят свой частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый)
Предлагается примерная схема лингвостилистического анализа текста:
1. Какого типа речи текст перед вами?
2. Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей)?
3.К какому стилю речи относится текст?
(особенности данного стиля текста: тематические группы слов)
а) лексические особенности (цвета, с помощью каких слов и выражений)
б) морфологические особенности - динамичность, эмоциональность текста придают какие части речи? (причастия, прилагательные, глаголы…)
в) синтаксические особенности текста (важнейшим выразительным средством в данном художественном описании являются предложения с однородными членами, которые позволяют передать конкретно- чувственное изображение действительности. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными так же «работают» над передачей явлений действительности.)
г) изобразительно- выразительные средства языка (тропы и фигуры, автор применяет (использует) для передачи…).
д) фонетические средства изобразительности (если есть).
1 Пейзаж какую функцию выполняет?
VI. Обсуждение групповых заданий
1 группа Небо Аустерлица (примерные ответы учащихся)
1. Проникнут страстным толстовским ощущением агрессивных войн, антигуманных эгоистических стремлений, призывом к высоким идеалам добра и справедливости.
Эпитеты! 2. В жизни князя А. Болконского наметился серьезный перелом, герой, очевидно, откажется от честолюбивых помыслов и военной карьеры, а значит, читателя ожидает ощутимый поворот сюжета.
3. Философская мысль о вечности природы, о быстротечности человеческой жизни лежит в основе этого пейзажа. Веру в высокое назначение человека внушает небо Аустерлица.
Пейзаж имеет большое значение для понимания образа А. Болконского.

2 группа: Две встречи с дубом (примерные ответы учащихся)
1. Толстой в этом пейзаже сумел добиться удивительной выразительности и живости. Автор не только точно отмечает приметы поздней весны, а затем лета в разгаре, но он видит и цвета, и форму предметов….
Олицетворение. Метафоры.
2. Читатель, как и герой, находится как бы внутри леса.
3. Эта радость пробудившейся природы в начале не соответствует душевному состоянию князя Андрея.
4. Пройдет еще немного времени, и совсем другим предстанет великан-дуб, покрывшийся «шатром сочной, темной зеленью»
5. Дуб - параллель к образу Болконского. Описание дуба помогает воспринимать состояние Андрея. Его состояние изменилось не под влиянием поездки в Отрадное, встречи с Наташей… В определенной мере способствовала этому и природа, та самая роща и необычный дуб в ней, природа, которую Андрей не только зорко видит, тонко чувствует, но о которой он, как и сам автор, глубоко размышляет.
6. Толстовское описание березовой рощи и дуба позволяет понять тайну художественных приемов писателя.

3 группа: Описание лунной ночи в Отрадном (примерные ответы учащихся)
1. Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного - игру света и теней.
2. Ночь, луна, свет и тени – все чарует незабываемой прелестью.
3. Природа похожа на волшебную сказку. Реальный мир кажется фантастическим.
4. В чувствах героев такой взлет, что у Андрея поднялась «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни».
5. Романтическая красота этой ночи впервые незримо соединила судьбы Андрея и Наташи.
6. В композиция роль пейзажа очень ощутима: он усиливает эмоциональный настрой сцены, сулящий прекрасные перемены сюжета. В этом небольшом по размеру описании природы дважды встречается глагол блестеть: блестели поля и блестели молнии солнечного света. Слова блик, блестящий особенно любимы Толстым, потому что передают его восхищение жизнью , оптимистические воззрения на мир.


Все группы вместе: лингвостилистический анализ пейзажа - панорама Бородинского поля.
1. Природа перед Бородинским сражением торжественна и великолепна. Праздничны и ярки краски: золотой цвет, дважды повторенный в описании, соседствует с розовым и желто-зеленым.
2. Строй речи, поспешный, с причастиями, с обособленными определениями, подчеркивает значительность момента.
3. Рассказывая о Бородинском сражении, о самом горячем его участке – батарее Раевского , Толстой еще раз упоминает о природе : «Грозовая туча надвинулась , и ярко во всех лицах горел огонь, за разгоранием которого следил Пьер». Пейзаж передает настрой народа, подчеркивает его героизм, готовность отдать жизнь ради родины. Он высвечивает мысль романа о величии и праведности борьбы за свободу отечества.
VII Выводы. Рефлексия.
Итак, мы рассмотрели описания Аустерлицкого неба, березовой рощи и дуба, лунной ночи в Отрадном, Бородинского поля. Как описывается пейзаж Толстым? (примерные ответы учащихся)
Можно отметить особенности изобразительных средств Толстого:
1. тонкий психологизм и в связи с этим прием олицетворения
2. объемность, стереоскопичность картин природы
3. изображение ее в движении, звуках, красках с игрой света и теней
4. различия эмоциональных оттенков стиля - то вдумчиво-глубокого, то реалистически - приподнятого, то торжественно-величавого, то шутливо-обыденного
5. каждая картина природы играет немалую композиционную роль: намечает повороты в судьбах отдельных героев и далее всего народа, подчеркивает значимость определенных эпизодов романа.

Вывод: Пейзажи Толстого наполнены большим идейным смыслом, передают в той, или иной степени его философию: природа прекрасна, человек - неотъемлемая часть ее, он должен постигать красоту, величие и смысл природы, искать в жизни достойные цели, среди которых борьба во имя мира, справедливости, единства и счастья народа и родины - самая высокая и чистая.

     
     
     
     

Слово об учителе

                Когда-то я вычитала слова о том, что учитель не профессия, а особое состояние души. Они как-то мне  запомнились, и сейчас, когда я сама стала учителем, мне начинает открываться их истинный смысл.

                 В памяти учащихся остаются именно те учителя, для которых учительство больше чем профессия. Одним из таких людей для меня является учитель русского языка и литературы РФМШ-РК-РЛ Зоя  Петровна Холмогорова.

                Пожалуй, нет другой профессии, когда специалисту не дано времени  на « состояние», на так называемый момент  профессионального роста учительского «Я».  Дети не должны стать жертвами неопытности, проб и ошибок: они растут. Когда мы говорим, что готовим их к жизни – это в корне неправильно, ведь дети проживают жизнь и сегодня в школе.

                Так  когда и где проходить стажировку неопытному учителю? Этот длительный процесс для будущего учителя начинается с первого сентября его собственного ученичества.

                Я пишу это потому, что Зоя Петровна стала моим наставником и , бесспорно, помогла мне определиться в жизни.

                Когда я в первый раз вошла в класс и на меня смотрели 30 пар глаз , я сделала первый шаг от учительского стола так, как это делали мои учителя. Я вспомнила их, не  всех,- тех, кто когда-то тронул невидимые струны моей детской души. Вспомнила, как они говорили, как держались, как и чему учили. Готовясь к уроку, я часто думала, как это было у нас на уроке. Много лет прошло с тех пор, но я вновь и вновь в мыслях обращаюсь за помощью к моей учительнице, Зое Петровне. Значит, я училась быть учителем со школьной скамьи на примере своих учителей.

                Но читать Блока так, как она, я не могу, думаю, что это магия голоса. Зоя Петровна никогда не повышала голос на своих учеников. Мы, признаться, отдыхали на уроке литературы от уравнений и задач, так как школа была физико-математической. Был живой диалог на уроках, как только она задавала какой-нибудь вопрос, мы моментально реагировали, отзывались на ее слово. Спорили мы искренне, оказывается, любой вопрос школьной программы Зоя Петровна умела связать с жизнью, и не отвлеченно с  чьей-то, а с нашей. Так мы постигали Тургенева, Достоевского, Толстого…

                Мне особенно запомнились занятия клуба любителей литературы и искусства.  Для меня общение в клубе было подлинным праздником. Зоя Петровна открыла мне Айвазовского через стихи Пушкина «К морю». Великий маринист был философом, но об этом нигде не пишут. Сейчас в моей работе всегда присутствует живопись - это тоже от Зои Петровны.

                Многое сегодня изменилось в литературном образовании, изменились учителя, ученики, но то главное, что называется учительским мастерством, остается. Она моя любимая учительница.

                Я знаю ее не только как словесника, но и как классного руководителя. Это другая сторона ее учительской ипостаси. И здесь есть чему учиться. «Размах ученика в пространстве шире размаха учителя»,- констатирует умный автор из педагогического журнала. Да, Это, безусловно, так, но ученик остается им и учится у своего гуру в течение всей жизни. Зоя Петровна для меня идеал, к которому  я стремлюсь.

Светлана Дмитриевна Семенова, выпускница РФМШ, к.п.н., старший научный сотрудник научно- исследовательского института А.Е.Кулаковского