Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

Северо-Восточный
федеральный университет
имени М.К. Аммосова

Версия для слабовидящих

1
  • Об институте

    Первоначальный этап развития высшего физического образования в республике неразрывно связан с деятельностью Якутского пединститута (1934-1956 г.г.) — первой кузницы высококвалифицированных кадров учителей физики, подготовившего сотни учителей. Именно на их плечи лег нелегкий труд и высокая честь стать первооткрывателями физико-математических классов в школах и организаторами первых олимпиад по физике. Они открыли широкую дорогу для молодежи, желающей поступить на учебу по физико-техническим специальностям в центральные вузы Советского Союза. И результаты не замедлили сказаться, появилась целая плеяда замечательных специалистов, истинных подвижников науки и образования, оставивших заметный след в нашей истории. Это и народный учитель СССР Алексеев М.А., открывший и возглавивший широко известную знаменитую Верхне-Вилюйскую физико-математическую школу, и первые в республике лауреаты Государственной Ленинской премии в области науки доктор наук Ефимов Н.Н., и кандидат наук Красильников Д.А., и впоследствии возглавлявшие ЯГУ доктора наук ректор Кузьмин А.И., проректор по науке Иванов Н.С., заслуженные учителя ЯАССР Борисов З.Д., Капитонов А.В., Сафронеев В.Н., Новопашин Д.Г., Долгунов В.С., и кандидаты наук Алексеев М.А., Ковалевский А.С., Сивцев Д.М. и многие-многие другие. Затем, в 1956 году на базе Якутского пединститута, был образован Якутский государственный университет, где начинается новый, еще более интенсивный этап развития высшего физического образования в республике. В 1956 году на Физико-математическом факультете были две физические кафедры — общей физики, а также теоретической и экспериментальной физики, в которых насчитывалось 14 преподавателей, включая трех кандидатов наук, имелась только одна учебная  лаборатория по общему физическому практикуму. Поэтому развернулась терпеливая и кропотливая работа по созданию новых кафедр, учебных и учебно-научных лабораторий, приглашению специалистов из центра для преподавательской работы, направление способной молодежи из выпускников факультета в аспирантуры ведущих вузов и научных центров страны, приобретению современного учебного и научного оборудования, закреплению имеющихся преподавательских кадров. Усилиями доцента Алексеева М.А., первого ученого спектроскописта Якутии, была открыта новая специализация «Оптика и спектроскопия», давшая замечательные результаты в подготовке научных кадров для факультета и обеспечившая специалистами производственные спектральные лаборатории в системе геологии республики. Вначале (1956-77гг) физиков в университете готовили в составе Физико-математического факультета. Самостоятельный Физический факультет был открыт в 1977 году, деканом — организатором которого был доцент И.И.Егоров. К этому моменту на факультете было 5 кафедр, работало 35 преподавателей, из них кандидатов наук было 13, т.е. остепеннность составляла 37,1%. На факультете обучалось 416 студентов, 11 аспирантов учились в центральных вузах. Научная база была еще небольшой и состояла из трех лабораторий: спектрального анализа, сверхдлинных радиоволн и биофизики. На этот период приходится открытие четырех новых кафедр: физики твердого тела (1980 г); теплофизики (1980 г); методики преподавания физики (1990 г) и технологии гранильного производства (1996 г), ставшей единственной в Российской федерации кафедрой по подготовке специалистов для гранильной, ювелирной и камнеобрабатывающей промышленности.  На факультете были образованы два отделения: педагогический и научно-производственный. Уровень подготовки выпускников факультета позволял им успешно работать не только в традиционных сферах — в общеобразовательных школах и научных учреждениях, но и в промышленных предприятиях, в том числе в Алмазо-бриллиантовом комплексе.
    В 2000 году по Указу первого Президента Республики Саха (Я) М.Е. Николаева на базе Физического факультета был образован Физико-технический институт.

    В настоящее время Физико-технический институт стал одним из крупных подразделений университета, где обучается свыше тысячи студентов по восьми специальностям и восьми направлениям бакалавриата.
    С 1934 по 2014 год подготовлено свыше 4200 специалистов с высшим образованием.
    Сегодня Физико-технический институт – это оснащенное современным учебным и научным оборудованием подразделение, в котором 8 компьютерных классов; 41 учебная и учебно-научная лаборатории; 4 мастерских; межфакультетская лаборатория «Композиционные материалы»; учебно-научно-технологическая лаборатория «Графеновые нанотехнологии»; Учебно-научно-экспериментальная лаборатория «3-х мерное моделирование и виртуальная реальность»; Учебно-проектная лаборатория «Механотроника»; учебно-научная лаборатория «Биофизикa»; 1 студенческое проектно-конструкторское бюро «Радиоэлектроника»; учебно-научный полигон.
    В институте 10 кафедр (кафедра общей и экспериментальной физики, кафедра теоретической физики, кафедра радиофизики и электроники, кафедра методики преподавания физики, кафедра физики твердого тела, кафедра теплофизики и теплоэнергетики, кафедра электроснабжения, кафедра основ ядерной физики, кафедра радиотехники и информационных технологий, кафедра технологии драгоценных камней и металлов), 9 из которых выпускающие.
    Открыта аспирантура по Теплофизике и теоретической теплотехнике; Радиофизике; Электрическим станциям и системам; Математическому моделированию, численным методам и комплексам программ. В 2009 году начал работу Диссертационный совет К212.306.07 по специальности 01.04.14 – «Теплофизика и теоретическая теплотехника».
    Наряду с учебной деятельностью сотрудники и студенты института осуществляют научные, научно-технические и инновационные исследования и разработки; активно участвуют в работе научных, методических и учебных конференций, как в республике, России, так и за ее пределами.
    Одно из научных направлений кафедры физики твердого тела - “Разработка физических основ создания материалов с заданными свойствами для промышленности Севера методами порошковой металлургии”. В ходе работ было положено начало новому научному направлению “Исследование природы жидкофазного спекания систем с взаимодействующими компонентами”. В его основе - новые концепции, касающиеся природы движущих сил спекания порошковых тел из смесей взаимодействующих компонентов и механизма диффузионного взаимодействия твердой и жидкой фаз. Кроме этого, коллектив кафедры начал работу по разработке технологий алмазных инструментов с ООО “Саха-Даймонд Туулс”. Коллективом кафедры выпущено около 60 печатных работ, в том числе статей за рубежом, сделано 7 изобретений и практических разработок, внедренных в институтах и на предприятиях СНГ. Среди инновационных разработок кафедры:



    Научно-исследовательская деятельность кафедры Методики преподавания физики направлена на разработку проблем современного физического образования, развитие новых подходов в обучении физике и информатике в школе. Среди приоритетных направлений исследований и образовательной деятельности кафедры можно выделить:
    • Синергетический подход в реализации профессионального развития в саморазвитии учителя физики (научный руководитель: д.п.н., профессор Степанова Т.Н.);
    • Обучение учащихся научным методам познания в физической лаборатории (научный руководитель: к.т.н., доцент Петрова Р.И.);
    • Педагогическая практика как звено методической подготовки будущих учителей (научный руководитель: доцент Соловьева Н.М.)
    В 2012 году на кафедре открыта учебно-проектная лаборатория робототехники и механотроники, призванная привлечь молодых специалистов, аспирантов и обучающихся к выполнению научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по проблемам механотронных и робототехнических систем. Современные успехи робототехники и механотроники напрямую связаны с достижениями в области физики и математики, с развитием и совершенствованием новых методов исследования и теоретических подходов, применением вычислительной техники, математическим и компьютерным моделированием.
    На кафедре Теоретической физики сформирована научная школа «Механика и математическое моделирование явлений», которая занимается проблемами  добычи алмазов, проектирования фантазийных бриллиантов, защиты линии электропередач от воздействия электромагнитных явлений. Руководство осуществляет академик АН РС (Я), доктор физико-математических наук Григорьева Ю.М. Совместно с Институтом космофизических исследований и аэрономии СО РАН открыт Научно-образовательный центр «Космофизика». На протяжении ряда лет кафедра сотрудничает с Санкт-Петербургским, Новосибирским, Казанским государственными университетами. Открыта  аспирантура по Математическому моделированию, численным методам и комплексам программ. На кафедре работают 3 доктора наук.
    Кафедра теплофизики переименована в кафедру теплофизики и теплоэнергетики в 2009 году. Основными направлениями кафедры являются математическое моделирование процессов теплообмена, научные исследования теплообмена в природных средах и технологических процессах, решение вопросов тепловой защиты инженерных сооружений и коммуникаций,  теплоснабжения и эксплуатации теплотехнического оборудования, энергосберегающие технологии и энергосбережение на предприятиях. Работает филиал кафедры при Институте физико-технических проблем Севера СО РАН.
    В сентябре 2012 года кафедра теплофизики и теплоэнергетики признана Золотой кафедрой России.
     

    На кафедре Электроснабжения на протяжении ряда лет работает студенческая учебно-научная лаборатория «Энергетика» (СУНЛ), в которой возможно осуществление не только обучения студентов на базе интеграции науки, практики и новых инновационных технологий, но и которая  являлась бы учебным аналогом прогнозируемой профессиональной и социальной деятельности специалиста. Со студентами работают ученые Института физико-технических проблем Севера ЯНЦ СО РАН, ведущие специалисты ОАО АК «ЯКУТСКЭНЕРГО» и ОАО «САХАЭНЕРГО». Студенты СУНЛ неоднократно являлись лауреатами конкурсов Лаврентьева, Всероссийских и Международных конференций; дипломные проекты становились лучшими в конкурсе выпускных работ России по специальности «Электроснабжение».  Только в текущем году 3 студента стали лауреатами Стипендий Правительства РФ и Стипендий Президента РФ, 3 студента - лауреатами Стипендии Потанина. Создание студенческого инновационного проектно-конструкторкого бюро (СИПКБ) способствовало выполнению работ по внедрению передовых энергосберегающих технологий. Девять лет студенты работают в студенческом строительном отряде (ССО) «Энергия», организованном кафедрой совместно с энергетическим предприятием - ОАО «Сахаэнерго». На сегодняшний день  «Энергия» является лучшим строительным отрядом Северо-Восточного Федерального Университета.

    В 2014 году кафедра "Электроснабжение"  удостоена звания «Золотая Кафедра России».  Заведующая кафедрой Бурянина Надежда Сергеевна получила нагрудный знак «За лекторское мастерство и достижения в области развития Образования в России.

    В 2000 году кафедрой основ ядерной физики были впервые проведены экспериментальные исследования влияния 12 мирных подземных ядерных взрывов на природную среду Якутии. На кафедре организован  и успешно функционирует Научно-исследовательский Центр радиационно-экологического мониторинга. Аккредитована в Госстандарте Российской Федерации лаборатория радиационной экологии, в которой выполняются научно-исследовательские и хоздоговорные работы  по грантам Российской Федерации и Государственному заказу РС (Я).  
    В 2012 году состоялось открытие лаборатории «Графеновые нанотехнологии». Цель создания:
    • подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения по направлению «Наноэлектроника»;
    • деятельность в области фундаментальной науки, способствующей разработкам технологий получения графеновых пленок, методам создания новых композитов с применением графена, квантовых приборных структур на основе графена;
    • разработка высоких технологий по получению новых наноматериалов, модифицированных графеном, разработка квантовых приборных структур на основе графена с широким спектром применений, которые легли бы в основу производства электронных устройств в северо-восточной области РФ.

                                                       


     Основные образовательные программы

    Стандарт (ФГОС)

      



     

    закрыть

    Антиспам:

    CAPTCHA