Научная работа

Со дня открытия кафедра работает над важнейшей региональной проблемой «Научно-методическое обеспечение процесса обучения математике в учебных заведениях РС(Я)».

Большую роль в развитии научных исследований по педагогике и методике обучения математике сыграли сотрудники кафедры, защитившие кандидатские и докторские диссертации. Кандидатские диссертации по специальности 13.00.01 (общая педагогика, история педагогики и образования) в разные годы защитили А.Е. Афанасьев («Организационно-педагогические условия осуществлений профильной дифференциации в школах Крайнего Севера», 1996), Н.Н. Будищева («Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики», 1998), Л.В. Степанова («Развитие творческой самостоятельности при выполнении домашней учебной работы», 1999), С.М. Макарова («Организационно-педагогическое обеспечение развития математических способностей школьников в процессе профильной дифференциации», 2005), Г.Д. Терешкина («Организационно-педагогические условия профильного обучения в школах малочисленных народов Севера Российской Федерации», 2013).

В 1993 г. на специализированном совете при институте развития личности РАО защитил докторскую диссертацию «Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе» Е.П. Жирков. Под его руководством разработана Концепция обновления и развития национальных школ. В рамках этой концепции раскрыты методологические основы обновления содержания образования в национальной школе в современных условиях; обоснована необходимость введения в содержание образования культурного компонента становления личности, предложена технология управленческой и организационно-педагогической деятельности по обновлению содержания образования в национальной школе.

Значимым событием в жизни кафедры в 1997 году стала успешная защита докторской диссертации А.В. Ивановой на тему «Организационно-педагогическое обеспечение математического образования в регионах Севера» в Хабаровском государственном педагогическом университете. На основе обобщения передового педагогического опыта и опытно-экспериментальной работы, ею разработана концепция регионализации общего образования, в которой определены теоретико-методологические основы организационно-педагогического обеспечения математического образования в регионах Севера.

В 2004 году появился первый доктор по теории и методике преподавания математики. А.И. Петрова успешно защитила докторскую диссертацию по двум специальностям: 13.00.02 (теория и методика обучения и воспитания (математика)) и 13.00.01 (общая педагогика, история педагогики и образования) на диссертационном совете при Московском государственном областном университете.

Ощутимый вклад в дальнейшее развитие научно-методического потенциала кафедры внесли сотрудники, которые защитили кандидатские диссертации по специальности 13.00.02 (теория и методика обучения и воспитания (математика)). Так В.П. Ефремов защитил диссертацию на тему «Использование задач для прогнозирования эффективности развития математических способностей учащихся в Республике Саха (Якутия)» в специализированном Совете при Российской Академии Образования в 2003 году, Н.В. Аргунова – на тему «Взаимосвязи курса элементарной математики и методической подготовки будущих учителей математики в высшей педагогической школе» при Московском педагогическом государственном университете в 2004 году, М.Д. Дьячковская на тему «Этнометодическая система обучения математике малочисленных народов Севера (на примере Республики Саха)» при Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева под руководством в 2018 году. В.П. Ефремов, Н.В. Аргунова, М.Д. Дьячковская проводят целенаправленную работу по научно-методическому обеспечению системы подготовки будущих учителей математики, внесли значительный вклад в развитие инновационной методической деятельности кафедры.

В 2019 году кандидатскую диссертацию защитила А.Г. Скрябина на тему «Педагогические условия развития познавательной самостоятельности обучающихся классов гуманитарного профиля» по специальности 13.00.01 (общая педагогика, история педагогики и образования) при Педагогическом институте СВФУ.

С самого начала работы кафедры МПМ сотрудники активно участвуют на различных конференциях, конгрессах и симпозиумах межвузовского, всероссийского, международного уровня.




Значимыми направлениями НИР кафедры являются:

  • проведение с 1996 года республиканской научно-методической конференции «Алексеевские чтения», посвященной памяти Народного Учителя СССР М.А. Алексеева с участием его учеников разных лет и учителей разного поколения. Основное назначение «Алексеевских чтений» – способствовать повышению научного уровня профессиональной деятельности каждого учителя;
  • проведение с 27 марта 2010 года методической олимпиады учителей республики в рамках Алексеевских чтений с целью повышения уровня математического образования учителей, раскрытия их творческого потенциала, повышения престижа профессии учителя;
  • проведение с мая 2005 года научно-практической конференции «Методика преподавания предметов физико-математического цикла» студентов Института математики и информатики и физико-технического института СВФУ, также посвященной памяти Народного учителя СССР М.А. Алексеева, где лучшие доклады студентов награждаются специальными призами от имени Ассоциации «Ученики Народного Учителя»;
  • функционирование с 2005 года методологического семинара трех подразделений ИМИ, ИЕН и ФТИ «Актуальные проблемы предметов естественно-математического цикла». Преподаватели, соискатели и аспиранты выступают по теме научного и экспериментального исследования;



Опубликовано более 10 монографий, более 80 учебно-методических пособий, научно-методических разработок и указаний.

Активное участие в научно-исследовательской работе кафедры принимают и студенты. В среднем ежегодно участвуют в НИР около 90% студентов. Студенты педагогического отделения ежегодно участвуют в научно-практической конференции «Афанасьевские педагогические чтения», в научно-практической конференции студентов ЯГУ имени М.К. Аммосова, а затем и СВФУ. Показатели студентов за последние три года:

  • Трофимова Мария – диплом 1 степени в республиканском научно-методической олимпиаде по математике среди студентов в 2017 г.;
  • Федотов Егор – диплом 2 степени в республиканском научно-методической олимпиаде по математике среди студентов в 2017 г.;
  • Хабытчарова Татьяна – диплом 3 степени в республиканском научно-методической олимпиаде по математике среди студентов в 2017 г.;
  • Львова Татьяна – диплом 1 степени в республиканском научно-методической олимпиаде по математике среди студентов в 2018 г.;
  • Эверстова Татьяна – диплом 2 степени в республиканском научно-методической олимпиаде по математике среди студентов в 2018 г.;
  • Дмитриева Анна – диплом 3 степени в республиканском научно-методической олимпиаде по математике среди студентов в 2018 г.;
  • Горохова Степанида – диплом 1 степени в республиканском научно-методической олимпиаде по математике среди студентов в 2019 г.;
  • Лукьянчикова Юлия – диплом 2 степени в республиканском научно-методической олимпиаде по математике среди студентов в 2019 г.;
  • Акимова Юлия – диплом 3 степени в республиканском научно-методической олимпиаде по математике среди студентов в 2019 г.