Лаборатория создана решением Ученого совета СВФУ от 02 июня 2011 г.
1. Штатный состав лаборатории
1. Поликарпова Евдокия Михайловна, д.п.н., профессор – зав. лабораторией (0,5 ставки);
2. Молукова Сардана Владимировна – лаборант-исследователь.
3. Описание деятельности лаборатории (данные за 2016 г.)
Исследование теории дидактики обучения языкам, литературам и культуре народов республики Саха (Якутия) в контексте диалога культур народов РФ, в перспективе и другим языкам и культуре этносов Северо-Востока РФ, стратегически важно, так как только при достижении качественно нового, инновационного, продуктивного, жизненно востребованного, живого обучения родному языку и культуре возможно сохранение и развитие языков и культуры народов. Сохранение и развитие языков и культуры народов России – гарант процветания Российской Фелерации как могучего, демократического государства.
Цель: Исследование теории и методики обучения языкам, литературам и культуре народов СВ РФ в контексте диалога культур в поликультурном пространстве.
Задачи:
- проведение фундаментальных и прикладных исследований по дидактике обучения родному (якутскому, эвенскому, эвенкийскому, юкагирскому), литературе и культуре народов республики Саха (Якутия) в контексте диалога культур народов РФ;
- разработка инновационных образовательных проектов, программ и учебно-методических пособий в области дидактики обучения родным языкам, литературам и культуре народов республики Саха (Якутия) в контексте диалога культур народов РФ;
- достижение эффективности обучения родным языкам, литературам и культуре через обновление содержания и путем внедрения инновационных технологий обучения;
- оформление теоретических и дидактических положений, выявленных в процессе исследования, в виде монографических изданий, различных инновационных обучающих дидактических и методических пособий и научных статей в рецензируемых журналах.
Уникальность и инновационная характеристика деятельности лаборатории определяется спецификой каждого языка, литературы и культуры народов СВ РФ, их статусом и степенью потребления и распространения в социуме. Юкагирский, чукотский, долганский языки признаны как исчезающие, эвенский и эвенкийский языки в республике имеют официальный статус в локальных местах проживания этих этносов, якутский язык законом РС (Я) определен как государственный. Уровень владения этносами родным языком различный, основная языковая картина – владение на уровне бытового общения старшим поколением, во многих местах вырисовывается реальная картина потери языка и переход на русский и якутский языки. Вместе с тем, как свидетельствуют результаты экспериментальной работы, народы настроены на сохранение (возрождение) и развитие родного языка и культуры. Процесс сохранения и развития языков обусловлен уровнем общего духовного, культурного развития этносов, в котором определяющее значение имеет качество школьного образования, в частности овладение учащимися языком, литературой и культурой родного народа.
Исследование теории и методики сохранения и развития языков и культуры народов СВ РФ будет обусловливать развитие и расширение образовательных и воспитательных услуг по языковой подготовке и духовно-нравственному созиданию в аспекте межкультурной коммуникации, интеграции.
- Перечень научно-исследовательских работ, выполненных в отчетном периоде:
№ |
Наименование НИР |
Заказчик |
Источник финансирования |
Объем финансирования |
1 |
Государственный контракт № 15-01/02 на разработку «выполнение работ по разработке учебных программ и учебников по учебному предмету «Родной (якутский) язык» для основной образовательной организации с родным (якутским) языком обучения |
Министерство образования РС (Я) |
Правительство РС (Я) |
2.900.000 руб. |
2 |
Государственный контракт № 15-01/03 Государственный контракт № 15-01/03 на разработку выполнение работ по разработке учебных программ и учебников по учебному предмету «Родная (якутская) литература» для основной образовательной организации с родным (якутским) языком обучения |
Министерство образования РС (Я) |
Правительство РС (Я) |
2.895.037 руб. |
4. Основные результаты научной деятельности (данные за 2016 г.)
2016 г.
Опубликовано:
Учебные пособия - 4
Учебные издания - 14
Научные статьи, зарубежные, индексируемые в Scopus - 2
Статьи в рецензируемых журналах ВАК – 2
Статьи в журналах РИНЦ – 1
Статьи в трудах международных конференций - 1
5. Важнейшие публикации по тематике деятельности (данные за 2016 г.)
1. Педагогика олонхо в ракурсе диалога культур // Современная научная мысль: материалы заочной Международной научно-практической конференции. 24 декабря 2016 г. / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2016. – 146 с.
2. К проблеме формирования этнокультурной идентичности учащихся в процессе приобщения к традиционной духовной культуре народов РС(Я) // Казанская наука, № 10, ноября, 2016. г. Казань, «Казанский Издательский Дом», 2016. - 71-76 с.
|