Кафедра "Возрастная и педагогическая психология"

photo.jpg

заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук


г. Якутск, пр. Ленина, 2, каб. 308

+7 (4112) 49-69-12

Эл. почта: vv.nakhodkin@s-vfu.ru , nakhodvasily@mail.ru

Кафедра возрастной и педагогической психологии организована Постановлением Ученого Совета Якутского университета №7 от 31 марта 1999 г. Кафедра представлена выпускниками Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Томского государственного университета и Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. Кафедра обслуживает цикл психологических дисциплин в педагогическом институте, а также на других факультетах и институтах университета (ИФКиС, ИМИ, ФТИ, ФЭИ, ИЗФиР, ИЯКН, АДФ), выпускающих педагогов общеобразовательных и средних специальных учебных заведений.

Основоположником и первым заведующим кафедрой явился Чабыев Иван Пудович, кандидат психологических наук, профессор. Ученый, исследователь в области психологии сознания и самосознания личности. Заведовал кафедрой с 1989-2008 гг.

Иван Пудович в 1968г. успешно окончил факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1968-1981гг. преподаватель психологии и педагогики Вилюйского педагогического училища. С 1973-1976гг. аспирант кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. В 1979г. защитил кандидатскую диссертацию в специализированном Ученом Совете факультета психологии Московского университета на тему «Аффект неадекватности в ранней юности». Старший преподаватель (1981), доцент (1986) кафедры педагогики и психологии ЯГУ. Им разработаны и экспериментально апробированы теоретические и практические рекомендации по проблемам развития и формирования осознаваемых и неосознаваемых компонентов в структуре сознания и самосознания. Основным направлением научных работ Ивана Пудовича является философско-психологический анализ этнического сознания и самосознания саха.

Автор более 40 научных трудов и учебно-методических пособий, методических указаний, в том числе «Возрастная психология» (1985), «От группы к коллективу» (1990), «Психология личности» (1991), «Понятийно- терминологический русско-якутский словарь по общей и спортивной психологии» (1994), «Сознание: содержание, формы, состояния» (1998), «Возрастная психология» (2-е изд. 2003), «Возрастная динамика развития психики и личности», монографию «Развитие этнического самосознания в педагогическом процессе» в соавторстве с Д.А.Даниловым, А.В.Ивановым и др.

За заслуги в области народного образования и плодотворный многолетний труд в разное время награжден Почетной грамотой МО РФ (2001), присвоено звание «Отличник образования РС (Я)» (2002) и «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2006).

* * * * *

Кафедра успешно реализует с 2014г. программу магистратуры «Семейное тьюторство», по направлению 44.04.04 – педагогическое образование. С 2016г. программу магистратуры «Практическая психология в образовании и социальной сфере», по направлению подготовки 44.04.02 – психолого-педагогическое образование.

Сотрудники кафедры руководят научной работой магистрантов, аспирантов и соискателей по направлениям: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование. Проводят научно-исследовательскую, учебно-методическую работу совместно с научными и образовательными учреждениями г.г. Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Биробиджан, Киров, Иркутска, Минска и Якутска и улусными управлениями образования. Принимают активное участие в разработке проблемы образования в региональных условиях и подготовке научных кадров для республики. Руководят практиками магистрантов на базе школ №17, №2, №31, №19 города Якутска, ШВСМ, ДЮСШ №5, МКУ ЦПиКС для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ «Берегиня» и  Министерства  по делам молодежи и семейной политике РС(Я).

Сотрудники кафедры проводят курсы повышения квалификации «Педагогика и психология семьи» при Учебно-методическом центре ПИ СВФУ.

При кафедре с 2007 г. работает Психологический кабинет. Основные направления деятельности психологического кабинета: психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода студентов-первокурсников Педагогического института; мониторинг психологического состояния студентов, уровня их учебной и профессиональной мотивации, качества образования и удовлетворенности обучением; профилактика эмоционально-стрессового состояния студентов и преподавателей (релаксация, психодиагностика, консультации и т.д.); коррекция текущего психофизиологического состояния в целях регуляции самочувствия и уровня работоспособности (фитотерапия, арома, цветотерапия, музыкотерапия); обучение методам и приемам самокоррекции функциональных состояний, аутотренингу, дыхательным упражнениям, точечному самомассажу; индивидуальная работа со студентами по поступившим запросам; тренинговые занятия. Проводится психологический киноклуб. Также кабинет предлагает услуги массажного кресла, фитотерапии. Деятельность кабинета способствует для полноценного личностного развития, профессионального становления и жизненного самоопределения студентов.

Сотрудниками кафедры выпущены следующие учебно-методические пособия с Грифом УМО РФ: «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Основы педагогической диагностики», «Возрастная динамика развития психики и личности», «История психологии», «Психология»(2017), «Детская психология»(2017).

Учебное пособие «История психологии» выиграл конкурс Лучшая Вузовская книга России и Московским издательством «Вузовская книга» принято решение печатать в течение 15 лет (2008).

Учебное пособие «Возрастная динамика развития психики и личности» выиграл конкурс Лучшее учебное пособие в номинации «Педагогика и психология» журнала «Университетская книга - 2007», г. Владивосток.

Кафедрой ежегодно проводится Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов с международным участием «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе». Участники из разных городов представляют статьи по направлениям: психология личности и развития, психология образования и воспитания, прикладная психология, практическая психология. Сборник конференции публикуется на портале Научно-методического электронного журнала «Концепт» (https://e-koncept.ru), размещается в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru/) и включен в БД РИНЦ и Science index.  По результатам очного участия в конференции и выступления с докладом студенты и магистранты занимают призовые места.

Ко Дню семьи 15 мая с 2015 года организуется Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов с международным участием «Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации». Конференция работает по 4 секциям: психология семьи, семейная педагогика, психология воспитания, практическая психология. Сборник статей размещен в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru/) и включен в БД РИНЦ и Science index.