О центре

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВФУ –

the Northeast scientifically-innovative Centre
of development inclusive education
of Northeast federal university of a name of M.K. Ammosov

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова в лице ректора университета Евгении Исаевны Михайловой уделяет становлению инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) особое пристальное внимание с целью организации и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в области инклюзивного образования в системе дошкольного, общего, высшего профессионального образования.

По приказу министра образования и науки Российской федерации А.А. Фурсенко от 30 декабря 2010 года за №2211 Северо-Восточный федеральный университет включён в перечень базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской федерации, обеспечивающих условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В ежегодном послании Президента России В.В. Путина к Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года прозвучали слова:

"... Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью".

Деятельность подразделений СВФУ направлена на теоретико-методологическое и научно-методическое обеспечение развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия), повышения квалификации и послевузовского профессионального образования специалистов образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование.

В 2010 году в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова решением Учёного совета СВФУ создана единственная в Российской Федерации, уникальнейшая по своему статусу и оснащению современным оборудованием по мировым стандартам, общеуниверситетская учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий. Из восьми сотрудников пятеро с проблемами зрения и один с проблемами слуха. По программе развития было приобретено оборудование на 14 миллионов рублей: сорок брайлевских строк, включая органайзеры Pronto; десятки всевозможных цифровых видео увеличителей, начиная с портативного Rubi, кончая стационарными топазами; видеокамеры Perl для мгновенного озвучивания плоскопечатных текстов и сохранения информации на винчестере компьютера; четыре брайлевских принтера Everest и один принтер «Emprint SpotDot» с технологией Тайгер для распечатки методических материалов и издания учебников по системе Брайля; устройства PIAF для изготовления рельефно-графических пособий; универсальные диктофоны с поддержкой формата Daze « Plextalk»; GPS навигаторы, смартфоны, айпады и айфоны.

За 2011–2014 годы в УНЛАКТ прошли обучение и получили методическую помощь при подготовке к учебному процессу 253 (двести пятьдесят три) студента с ООП. В компьютерном классе УНЛАКТ, который оснащён по последнему слову науки и техники, студенты работают во всемирной сети Интернет, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы. Сотрудниками УНЛАКТ ведётся научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов по различным темам.

5-го марта 2011 года приказом ректора СВФУ Е.И. Михайловой №149 создана постоянная комиссия по работе со студентами с особыми образовательными потребностями под председательством проректора по педагогическому направлению СВФУ М.П. Федорова. В СВФУ ведётся определённая социально-психологическая работа среди студентов с особыми образовательными потребностями, содействие в получении общежития и социальных стипендий, психологические беседы со студентами во время подготовки и сдачи зачётов, экзаменов.

1-го июня 2013 года в СВФУ на базе УНЛАКТ решением учёного совета СВФУ создан единственный за Уралом Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования. 

Основной целью деятельности СВ НИЦ РИО является методологическая, технологическая и методическая разработка вопросов использования адаптивных компьютерных технологий для создания специальных образовательных условий студентам с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) в процессе их инклюзивного обучения в вузе.

Основными задачами СВ НИЦ РИО являются:

- осуществление организационно-педагогического, психолого-педагогического, технологического сопровождения инклюзивного обучения студентов с ООП с целью создания комфортных условий для их адаптации в вузе, формирования у выпускников информационной компетентности, обеспечивающей их конкурентоспособность на рынке труда;

- ведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в области инклюзивного образования по использованию адаптивных компьютерных технологий в процессе обучения студентов с ООП, их апробация и практическая реализация в Университете и в Северо-восточном регионе РФ с учетом актуальных направлений модернизации российского образования и его интеграции в мировую образовательную систему;

- расширение международных связей Университета в области инклюзивного образования студентов с ООП по проблемам доступности высшего образования, формирования открытого образовательного пространства;

- проведение организационной работы для привлечения как российских, так и зарубежных учёных-исследователей в области инклюзивного образования и бизнес-партнёров.

В течение 2014 года СВ НИЦ РИО организовал и провёл следующие мероприятия:

- курсы повышения квалификации и научно-практические семинары по внедрению инклюзивного образования для начальников управления образованием улусов
и городов, директоров базовых школ, директоров реабилитационных центров
с выездом в улусы;

- подготовлен проект международного консорциума вузов по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования;

- совместно с подразделениями СВФУ разработаны Адаптационные модули, направленные на минимизацию и устранение влияния ограничений здоровья при формировании необходимых компетенций студентов с особыми образовательными потребностями;

- созданы стажировочные площадки по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования на базе СВ НИЦ РИО для людей с проблемами зрения и слуха, на базе педагогического института для людей с проблемами речи и ЗПР;

- совместно с управлением качества разработаны локальные акты по созданию специальных условий обучения студентов с ООП для подразделений СВФУ.

В 2015 году планируется создание учебной лаборатории по методическому сопровождению учебного процесса студентов с проблемами слуха, для этого закуплено современное уникальное оборудование – динамическая ФМ система Роджер.

Одним из наиважнейших направлений работы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова является социокультурная реабилитация студентов с особыми образовательными потребностями.

Ежегодно проводится традиционный конкурс "Студент года" среди студентов с особыми образовательными потребностями (ООП), обучающимися в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова.

Данный конкурс проводится в мае месяце с целью Создания условий для раскрытия интеллектуальных и творческих способностей студентов с ООП, оказания им содействия в социальной интеграции в студенческое сообщество.

В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, в котором обучаются около двухсот студентов с ООП (из которых 15 студентов с проблемами зрения, 22 студента с проблемами слуха), в 2010 году завершён педагогический эксперимент по методическому сопровождению учебного процесса студентов с особыми образовательными потребностями. В результате была защищена кандидатская диссертация на тему: «Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных, компьютерных технологий».

Разработана уникальная, учебная программа (72 часа) "Использование адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе студентов с проблемами зрения". Авторы программы: директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ к.п.н. П.Р. Егоров и заведующий учебно-научной лабораторией адаптивных компьютерных технологий СВФУ (незрячий) президент Якутской республиканской ассоциации студентов, аспирантов и специалистов с особыми образовательными потребностями Ю.А. Москвитин.

В 2012 году в культурной и научной жизни незрячих и слабовидящих людей произошло наиважнейшее событие – создание синтезатора якутской речи. Синтезатор якутской речи, состоящий из двух голосов мужского – Толбон и женского – Сата, был разработан сотрудниками учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий совместно с сотрудниками объединённого института проблем информатизации национальной академии наук Беларуси. Этот синтезатор поможет многим школьникам и студентам получать более качественное образование посредством использования адаптивных компьютерных технологий.

Разработан проект концепции развития инклюзивного образования Республики Саха (Якутия) (автор к.п.н. П.Р. Егоров), обсуждение которой велось во всех улусах и городах Республики Саха (Якутия).

24 августа 2012 года в рамках августовского совещания учителей на заседании коллегии министерства образования Республики Саха (Якутия) данная концепция была единогласно утверждена членами коллегии. Это первая концепция по инклюзивному образованию в Российской Федерации.

В свете ратификации Россией конвенции ООН о правах инвалидов и ввода нового Федерального закона об образовании мы предлагаем внедрить, разработанную и апробированную в СВФУ, теоретическую модель непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями, которая включает в себя все ступени развития образования (детский сад, школа, Суз, Вуз). Тогда в вузы придут уже заранее подготовленные студенты с особыми образовательными потребностями, и не будет необходимости тратить на них лишних два года, что происходит в некоторых Российских вузах. Для них не нужно писать специальных образовательных программ и все студенты с ООП должны учиться инклюзивно на общих основаниях и по существующим федеральным государственным образовательным стандартам.

Лишь получив знания в полном объёме по общеобразовательным программам вуза, студенты с ООП будут хорошими профессионалами, конкурентоспособными на открытом рынке труда.

Например, все незрячие и слабовидящие студенты учились и учатся в Российских вузах только на общих основаниях – инклюзивно, для них не разрабатываются специальные образовательные программы, они ни к чему. Нужно только в вузах создавать специальные условия для методического сопровождения учебного процесса студентов с ООП, что происходит в Северо-Восточном федеральном университете [3].

В рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования сотрудниками СВ НИЦ РИО организовано и проведено семь семинаров-практикумов (280 часов) с общим охватом 196 (сто девяносто шесть) воспитателей и педагогов.

16-го ноября 2011 года создана экспериментальная площадка по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования детей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий на базе МДОУ детский сад №11 "Подснежник" в г. Якутске; из 330 посещающих детей 170 - дети с нарушениями зрения.

Сотрудниками СВ НИЦ РИО подготовлена законодательная инициатива по разработке и принятию закона инклюзивного образования Республики Саха (Якутия). Данный законопроект в октябре 2013 года был передан А.А. Григорьевой – председателю профильного комитета по науке, образованию, культуре и СМИ Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Сотрудники СВ НИЦ РИО имеют тесные научные связи с коллегами ведущих Российских и зарубежных Вузов Университет Масарика (Чехия, Брно), университеты Карлсруе, Дюйсбурга, Дортмунда, Дюссельдорфа, Гамбурга (Германия), университет Париж8 (Франция, Институт спорта (Италия, РИМ), а также с университетами стран АТР.

На базе СВФУ в г. Якутске за три года организованы и проведены две международные научно-практические конференции.

21-23 сентября 2011 г. состоялась первая международная научно-практическая конференция на тему: «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения», на которую были приглашены учёные и специалисты из тридцати субъектов Российской федерации и пяти зарубежных стран. Для проведения данной международной научно-практической конференции по инклюзивному образованию, инициаторами и организаторами которой выступили сотрудники УНЛАКТ, СВФУ выделена значительная денежная сумма, что позволило провести данную конференцию на достойном высоко организационном уровне. Сотрудники УНЛАКТ были ответственны за организацию и проведение тендера и занимались непосредственно вопросами приглашения Российских и зарубежных участников конференции. Уникальностью данной конференции является и тот факт, что организаторы смогли пригласить всех активных незрячих специалистов и учёных в области адаптивных компьютерных технологий со всей Российской Федерации.

23-26 июня 2014 г. состоялась вторая международная научно-практическая конференция на тему:

«Инклюзивное образование – доступное образование –безбарьерная среда».

Цель конференции: определить существующие проблемы и обозначить перспективы внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями в России и за рубежом, уточнить необходимые условия внедрения непрерывной системы инклюзивного образования на современном этапе развития гражданского общества [4].