Работа по адаптации первокурсников |
- Проведение тестирования, обработка и анализ результатов, индивидуальное консультирование по результатам тестирования. - Веревочные курсы «Адаптация первокурсников» (тренинги) - Ознакомление студентов с учебным процессом, навыками самостоятельной работы, умению конспектировать. - Провести кураторские часы на темы: «Из Школы в Институт»; «Права и обязанности студентов института»; «Дисциплина и ответственность студентов института»; «Твоя будущая специальность»; «Режим дня и необходимость его выполнения»; «Искусство общения». - Вовлечение студентов первых курсов в систему отношений студент-библиотека - Социологические исследования по адаптации студентов первых курсов - Осуществление психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Адаптационные тренинги общения для студентов, проживающих в общежитиях |
Поддержка и развитие личности, благоприятного психологического климата первых курсов |
- Организация и проведение тренинговых занятий для студентов по развитию коммуникативных качеств, умения общаться, быть уверенным, обучению бесконфликтному общению. |
Консультативно-диагностический прием студентов |
- Проведение индивидуальных консультаций - Проведение психологической диагностики: методика «Адаптивности студентов в вузе», «Личностная шкала проявления тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова)»; «Опросник Шмишека». |
Работа со студентами-сиротами оставшихся без попечения родителей |
- Индивидуальные консультации и занятия |
Проведение мероприятия посвященное «Дню девочек» |
- Проведение круглого стола между девушками первых курсов |
Психологическое сопровождение 3-5 курсов |
- Занятие по дидактической адаптации (по запросу кураторов и наставников) - Семинары по программе «Молодая семья» - Групповые коррекционные занятия на тему «Профилактика стресса» |
Профориентационная работа |
- Беседа «Технологии поиска работы» у студентов 4-5 курса |
Проводилась диагностическая работа. В диагностики личностной сферы использовалась многофакторный личностный опросник Р.КЕТТЕЛЛА – позволяющий рассмотреть личность студента с разных сторон.
Опросник Шмишека, предназначен, для диагностики типа акцентуации характера личности. Личности присущи черты характера основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера.
При использовании данных методик были написаны характеристики на каждого члена группы и составлен профиль личности, что дает куратору и мастеру большую информированность интересующих студентов и учащихся.
В тестирование приняло участие 270 студентов и учащихся (группы ИТСС-15А, ИТСС-15П, МС-15А, МС-15А, ПКС-15, ТС-15(1), ТС-15(2), МТС-15, ВВ-15, ИБ-15, СП-15, ССиСК-15, ИВТ-15). После тестирования с каждым студентом и учащимся по результатам проводилась консультация.
По программе социальной адаптации первокурсников ЦПП «Развития» СВФУ был составлен план. В октябре, предоставлен всем кураторам первых курсов. В общежитии проведены рейды с целью выявления социально-психологического климата в комнатах.
В течение октября – ноября 2015 уч. г проведены беседы с учащимися и студентами оставшимися без попечения родителей (56 человек), обсуждались проблемы с которыми они столкнулись. Индивидуальные консультации и занятия со специалистами психолого-педагогическим центром «Гармония».
В ноябре проводилась диагностическая работа. Данная работа является описанием психологического исследования стрессо-устойчивости и уровня тревожности у студентов первого курса ТИ, проживающие в общежитие ТИ №1 и №2. Провели в групповом варианте, приняли участие 62 студента, из них 26 первокурсников из общежитии №1 и 36 – общежитии №2.
Из выше приведенной диаграммы можно сделать вывод, что 52 % испытуемым характерен средний уровень тревожности. Студенты более спокойны, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, необоснованное сложившимися обстоятельствами.
45 % испытуемым характерен высокий уровень тревожности. Тревожные студенты, как правило, не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, причиной непопулярности является их безынициативность из–за своей неуверенности в себе. Студенты с высоким уровнем тревожности, как правило, без инициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой
В результате проведенного исследования мы выявили связь уровня тревожности с уровнем адаптации у студентов.
После тестирования с каждым студентом и учащимся по результатам проводилась консультация.