Отдел организационно-методической и воспитательной работы

Сектор развития спорта и оздоровления студентов

Цель и задачи воспитательной работы в СВФУ


Воспитание личности в период обучения в ВУЗе - важнейший этап становления будущего специалиста, когда в основном завершается целенаправленное воспитательное воздействие на человека организуемой и регулируемой обществом системы воспитания, заключающийся в целенаправленном влиянии на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.

Цель воспитательной работы - формирование у студентов социально-личностных и общекультурных компетенций, создание условий для активной жизнедеятельности студентов и аспирантов, для гражданского самоопределения и профессиональной самореализации, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, творческом, культурном и нравственном развитии.

Задачи воспитательной работы:
формирование современного научного мировоззрения и системы базовых политических, экономических, юридических, нравственных, эстетических, экологических ценностей личности;
приобщение студенчества к общечеловеческим нормам морали, национальным культурным и правовым устоям, российским традициям патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
воспитание студентов и аспирантов в духе университетского корпоративизма и солидарности, инвестиционной предприимчивости и финансовой дисциплины, трудолюбия, профессиональной чести и научной этики;
обеспечение развития творческого потенциала личности и поддержка академической активности студентов;
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности в конкурентной среде;
совершенствование физического состояния студентов, воспитание у них внутренней потребности в здоровом образе жизни.

Решение поставленных задач позволяет обеспечить условия для формирования высоконравственной, всесторонне развитой социально-компетентной личности конкурентоспособного специалиста, гражданина и патриота своей страны.

Основные направления воспитательной работы в СВФУ

Цели, задачи, принципы воспитательной работы реализуются через ее различные направления и комплекс целевых программ, разрабатываемых по мере возникновения потребностей и определения приоритетов.

Патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание – это формирование у студентов Университета высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Особо важно в процессе воспитательной работы формировать просвещенный патриотизм:

- учить студентов познавать сущность Родины (большой и малой), сокрытую в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, исторической памяти, развивать интерес молодежи к истории родного края;

- создавать условия для приобретения непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества;

- развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений; использовать прошлое как сокровищницу моральных примеров, высоконравственных поступков, подвижнического служения Родине;

- знакомить студентов Университета с жизнью и деятельностью национальных героев – созидателей Родины, её государственности, экономики, политики, науки, искусства, светской и религиозной духовности.

Использовать для патриотического воспитания историю и традиции Университета, опыт служения Отечеству его сотрудников, профессорско-преподавательского состава.

Нравственное воспитание.

Нравственное воспитание личности является одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе, успешной профессиональной карьеры. Учитывая, что формирование нравственного сознания и высоких моральных качеств личности занимает особое место в системе воспитательной работы, следует помогать студентам осваивать моральные нормы и принципы, такие, в частности, как:

- честь, нравственное достоинство человека, совесть, неприятие несправедливости, фальши;

- доблесть, душевное мужество, честность, стойкость и благородство;

- уважение к другим людям, душевное признание их достоинств;

- служение людям, забота о конкретном человеке;

- оптимизм, трудолюбие, стремление к успеху.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры. Задачами правового воспитания студентов Университета являются:

- правовое информирование молодых людей;

- формирование убеждения в значимости законов и правоприменительной практики, личных правовых и финансовых обязанностей, вытекающих из договора о предоставлении образовательных услуг Университетом,

- развитие стереотипов правомерного поведения, личной ответственности за принятие решения и свои поступки;

- освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе и в образовательном пространстве Университета;

- формирование готовности противостоять правонарушениям.

Важно организовывать общественные формы обсуждения и решения проблем правового воспитания студентов с участием преподавателей, сотрудников юридического факультета, работников суда, полиции, прокуратуры, деятелей культуры и юридической науки.

Необходимо осуществлять превентивную работу против антисоциального поведения студентов: нарушений правил поведения на территории Университета и в городе; грубого неуважительного отношения к работникам охраны, сотрудникам хозяйственных служб; воровства в общежитиях, учебных корпусах; вандализма; нарушение правил пожарной безопасности; пьянства в общежитии, распития спиртных напитков; наркомании.

Профессионально-трудовое воспитание

В постановке данного направления воспитательной работы СВФУ исходит из двух постулатов.

Во-первых, обучение в Университете - это сложный интеллектуальный труд, требующий от обучающихся достаточно продолжительной концентрации умственных, волевых и эмоциональных усилий не только в аудиториях и библиотеках, не только в ходе учебной и производственной практик, но и в электронной образовательной среде, в виртуальной реальности современного информационного общества. Способности к такому труду у студентов не равны и требуют постоянного, направляемого педагогами, развития.

Во-вторых, российская образовательная традиция – осуществлять подготовку специалистов на основе глубоких фундаментальных знаний – требует принципиального дополнения в рамках современного компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию. При этом воспитание студенческой молодежи не может ограничиваться формированием только общекультурных компетенций, но должно самым серьёзным образом участвовать в формировании и профессиональных компетенций выпускников Университета, чтобы они были конкурентоспособными на российском и международном рынке труда, могли самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

В ходе профессионально-трудового воспитания необходимо:

- создавать в студенческой среде атмосферу взаимной требовательности к овладению знаниями, умениями и навыками, развивать в профессиональном плане когнитивные способности: внимание, восприятие, память, мышление, творческое воображение, повышать престиж познавательной и проектно-конструкторской деятельности в структуре повседневной жизни студентов;

- прививать студентам вкус к творческой деятельности, учить выдвигать новые идеи, формулировать гипотезу и проверять ее в дальнейшем, формулировать основные цели выполняемой работы, создавать проекты и разрабатывать планы работ, анализировать ситуацию и делать выводы, владеть информационными, экономическими и социальными технологиями решения производственных и исследовательских управленческих и сервисных задач;

- формировать у обучающихся внутреннюю потребность в постоянном повышении профессионального уровня за счет дополнительных видов обучения и самообразования, уверенность в своих деловых возможностях;

- особое внимание уделять совершенствованию организации и планирования самостоятельной работы студентов как образовательной технологии формирования будущего специалиста путем индивидуальной познавательной деятельности, при которой наиболее полно раскрываются способности обучаемого, реализуется его инновационный потенциал.

Эстетическое воспитание

Цель эстетического воспитания состоит в том, чтобы, используя уникальную роль искусства, развивать у студентов эмоционально насыщенное и духовно возвышенное отношение к социальному и природному миру, порождать потребность к эстетически ориентированной деятельности, а также формировать у них способность и умение передавать другим свой эстетический опыт.

Университет видит свою задачу в том, чтобы противопоставить массовой культуре, рассчитанной на удовлетворение примитивных потребностей молодежи, высокую культуру, основанную на глубоких, фундаментальных социально-культурных традициях.

В ближайшие годы предстоит разработать и осуществить комплексную программу общего эстетического развития студентов, способствующую, в том числе, более полному и глубокому освоению ценностей отечественной и мировой культуры: литературы, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры, музыки, театра и кино.

Общение с искусством должно быть процессом самопознания и самовоспитания юношей и девушек. Результат художественно-эстетического воспитания – художественная грамотность, эстетическая образованность студентов: широта кругозора в области искусства, развитое эстетическое чувство, основанное на умении ценить и понимать прекрасное; способность к художественному творчеству, навыки практической деятельности в конкретных видах искусства. В конечном счете, результатом эстетического развития, приобщения к искусству и художественному творчеству должно стать нравственное усовершенствование личности.

Формировать высокую культуру поведения студентов Университета (культуру устной публичной речи, культуру бытовых коммуникаций без употребления мата, бранной лексики; культуру общения преподавателей, сотрудников и студентов; культуру поведения на территории и в учебных корпусах, общежитии; культуру поведения на университетских и факультетских мероприятиях; культуру поведения в ближайшем микрорайоне, городе).

Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.

Цель данного направления воспитательной работы в СВФУ состоит в том, чтобы способствовать актуализации потребности студентов в хорошем здоровье, физическом благополучии как средствах достижения жизненно важных ценностей: быть красивым, состоятельным, занять определенное положение в обществе и т.п.

Сделать физическую культуру неотъемлемой частью жизни юношей и девушек. Необходимо оценивать не только спортивные, но и физкультурно-оздоровительные достижения студентов.

Привлечь к пропаганде здорового образа жизни звезд большого спорта, которые достигли выдающихся успехов благодаря здоровому образу жизни, регулярной двигательной активности, привычке к упорному труду, дисциплине, подчинению режиму для достижения успеха, осуществления своей мечты.

Активные занятия физической культурой и спортом должны стать модой для студентов Университета.

Экологическое воспитание.

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, всё более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание. Экологическое воспитание призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды. Экологическое воспитание направлено на формирование у обучающихся экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды. Основными путями экологического воспитания являются разъяснение причин негативных экологических последствий производственной и бытовой деятельности людей и возможностей их предотвращения, вовлечение студентов в практические мероприятия по охране природы.

Экологическое воспитание должна рассматриваться как составная часть всестороннего развития личности обучающегося. Не обязательно быть экологом, чтобы любить природу, уважать её законы и разумно вести свою хозяйственную деятельность. Экологическое воспитание направлено на то, чтобы открыть личности описанные возможности взаимодействия с миром природы. В этом случае экологическое воспитание становится фактором общего развития и формирования Личности.

Экологическое образование и воспитание должно охватывать студентов всех специальностей на всех ступенях обучения и являться важным элементом общественной деятельности. Оно должно вовлекать студентов и последующих специалистов в активный процесс решения экологических и природоохранных проблем в конкретных обстоятельствах; поощрять инициативу, чувство ответственности и стремление к улучшению сложившейся экологической ситуации, утверждая при этом приоритет глобального подхода к анализу экологических проблем.

Реализация задач и направлений воспитательной работы осуществляется через внедрение целевых программ:
Абитуриент
Адаптация первокурсника
Традиции и новации университета/Корпоративный кодекс
Институт кураторства
Ответственный студент – успешный студент
Школа молодых ученых
Валеологическая культура
Социально-психологическое сопровождение студентов

Данные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.


Программа воспитательной работы на цикл обучения студентов СВФУ 2010 - 2015 гг.