Личности

Еремей Прокопьевич Попов

Лектор должен суметь привлечь и удерживать интерес слушателей, уметь делиться знаниями, передавать свой уникальный опыт.

Еремей Попов: «Надо активизировать лекторскую деятельность»

Попов Еремей Прокопьевич
Известный ученый, опытный педагог, активный общественный деятель, обладатель знака «Учитель учителей» – о профессоре нашего университета Еремее Попове можно рассказать много интересного. Недавно ему исполнилось 85 лет – отличный повод побеседовать с известным ученым.

- Расскажите о своем детстве, ведь когда началась война, вы были совсем еще мальчиком.

- Мне было около восьми лет, когда началась война. Но мы тогда уже понимали, что надо много работать, чтобы выйти победителями в этой страшной войне. Помню, как могли, пытались помочь взрослым. Мои старшие братья, Дмитрий и Егор, работали в колхозе. А мы, как младшие, сами добивались работы, нас никто не заставлял, мы сами хотели помогать своим родным, старались оказать конкретную помощь, чтобы хоть как-то улучшить материальное положение. Взрослые нас понимали, замечаний не делали. Рано утром выходили в поле. Обедали один раз, а второй раз просто пили кипяток и закусывали лепешкой.

- Вы больше 40 лет посвятили университету. Как, на ваш взгляд, менялся университет и его приоритеты в течение этого времени?

- Университет развивался очень стремительно, не отставал от центральных вузов. Первый ректор, Авксентий Егорович Мординов, всячески нас поддерживал. Опираясь на его заветы, все хотели учиться как можно лучше и впоследствии работать в университете. Если рассмотреть на моем примере, например, я стал по специальности преподавателем биологии и химии, но Авксентий Егорович предложил мне попробовать себя на кафедре философии, сначала лаборантом, затем ассистентом преподавателя.

Впоследствии я стал доцентом, блестяще защитил диссертацию в Московском государственном университете, стал профессором. Университет, конечно, всегда менялся в лучшую сторону, надо было успевать и соответствовать этому. И все-таки главным приоритетом для университета, я думаю, всегда оставалось быть кузницей высококвалифицированных кадров, специалистов для развития и процветания республики.

- Помимо работы в науке и в университете, вы также вели активную общественную жизнь. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне вашей жизни подробнее.

Работая в ЯГУ, я проявлял активную жизненную позицию, неугомонную энергию, неугасаемый оптимизм, старался всегда идти в ногу с интенсивным развитием нашего современного общества. Более пяти лет я избирался председателем первичной организации общества «Знание» ЯГУ. Под инициативой этого общества было принято обращение о повышении качественных показателей работы факультетских организаций общества «Знание» и университета в целом, об улучшении содержания и методов изложения читаемых лекций, размножении форм лекционной пропаганды, проведении семинаров, конференций, диспутов, круглых столов. Было решено чаще ездить в районы республики и оказывать им практическую помощь.

Кроме того, я семь лет возглавлял профсоюзную организацию университета. За это время мы провели семь отчетно-выборных конференций месткома ЯГУ. Были и другие интересные мероприятия – например, фестиваль под девизом «Под ленинским солнцем дружбы народов на века». Туда мы приглашали делегации вузов всех союзных республик, они представляли культуру своих народов, а мы организовывали ысыах и смотры художественной самодеятельности факультетов и подразделений университета, выезжали в районы с лекциями, беседами и конференциями.

Я с уверенностью могу сказать: мой родной университет дал мне не только образование, он сформировал мою личность, повысил духовную культуру, сыграл огромную роль в признании меня общественностью Якутска и республики, за что благодарен ему во всех отношениях.

- Расскажите подробнее о создании общества «Знание». Кто был в команде создателей, и как, на ваш взгляд, отличается современное «Знание» от того, что было раньше?

- Идею создания общества «Знание» подал на одном из своих выступлений первый ректор университета Авксентий Егорович Мординов. Она была подхвачена партийными, комсомольскими организациями, особенно преподавателями общественных наук. Будучи председателем месткома, я привлек преподавателей, доцентов, кандидатов, профессоров на выезды в села и деревни республики для проведения культурно-воспитательной, просветительской работы среди населения. Я считал и считаю, что необходимо теснее общаться с народом, местной молодежью, читать лекции для духовного развития. Этим мы и занимались. Сейчас надо активно продолжать такую деятельность, это необходимо, надо развивать идейно-воспитательную работу и активизировать лекторскую деятельность.

- Давайте поговорим немного о вашей личной жизни. Кто-нибудь из ваших детей и внуков пошел по вашим стопам, связал жизнь с университетом?

- У меня три дочери, две внучки, два внука, правнук и правнучка. В свое время средняя дочь работала в университете в библиотеке, а также на кафедре мерзлотоведения. Младшая, будучи по уходу за ребенком, работала на кафедре иностранных языков, правда, недолго. Впоследствии обе выбрали иную сферу деятельности. Зато старшая дочь всю свою жизнь посвятила преподавательской стезе − она учитель русского языка и литературы, завуч Сургулукской средней школы Верхневилюйского района. За ее спиной – не один десяток выпускников-студентов нашего университета.

- Говорят, что за любым успешным мужчиной всегда стоит хорошая женщина. Расскажите, пожалуйста, о вашей жене.

- Супругу мою зовут Елена. Мы с ней прожили вместе 60 лет. А встретились мы еще детьми. Ей было восемь лет, мне одиннадцать. Наши родители трудились в колхозе, жили в одном наслеге. Елена рано осиротела, мама ее умерла при родах, и поэтому ей пришлось рано повзрослеть и заботиться о своих двух младших братьях и об отце. Когда началась война, отца призвали в народный фронт строить дорогу в Маган и обустраивать аэропорт.

Помню, однажды жарким июльским днем моя мама привела в дом худенькую девочку с двумя братьями. Младшего она несла на руках. Мама их накормила, дала передохнуть девочке, затем попросила меня проводить их домой – они жили в соседнем селе. Я помог нести младшего брата. Это девочкой, оказывается, была моя Еля.

Учились мы в разных школах. После окончания школы я уехал учиться в Москву. К сожалению, по состоянию здоровья мне пришлось вернуться, не окончив учебу в московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. По возвращении меня попросили поработать в школе учителем. Оказалось, в этой школе Елена училась в выпускном классе. Потом каждый из нас уехал в Якутск продолжать учебу. Будучи студентами, мы стали встречаться. Я всегда ее поддерживал, как мог, помогал материально. Окончив учебу, мы поженились, у нас три взрослые дочери. В жизни было всякое, и трагедии (к сожалению, мы потеряли двух сыновей в младенчестве), и много счастливых дней. Еля всегда была моей поддержкой, другом, близким и любимым человеком. Она хорошая мать, хорошая хозяйка. Я ей бесконечно благодарен.

- Ваш совет современной молодежи – к каким идеалам стремиться и чего остерегаться?

- Мне всегда нравилось работать с молодежью. Надеюсь, и им было интересно не только учиться на моих занятиях, но и общаться, создавать совместные проекты. Как бы ни менялась жизнь, молодежь всегда была и будет самым передовым отрядом общества. Большинство достижений в мире связано с активной позицией молодых людей. Хочу пожелать современной молодежи чтить традиции, бережно хранить историю, стремиться к новым достижениям, знаниям, одерживать новые победы, заботиться о здоровье, быть позитивными, добрыми, не забывать о чести.

- На страницах нашей газеты некоторые преподаватели отмечают, что профессия лектора умирает. Какого мнения на этот счет придерживаетесь вы?

- Жизнь меняется, информация сейчас общедоступна посредством новых технологий. В наше время лектор был репродуктором знаний. Здесь важно живое присутствие передающего эти знания, поэтому, думаю, профессия лектора не умрет. Она видоизменится. Лектор должен суметь привлечь и удерживать интерес слушателей, уметь делиться знаниями, передавать свой уникальный опыт.

- Интересно от вас узнать, как изменилось якутское общество за несколько десятков лет?

- Еще в начале прошлого века, как отмечали печатные издания, в Якутии был всего один образованный якут. Население проживало разрозненно, традиционный уклад подразумевал, в основном, занятие скотоводством. Численность едва достигала 300 тысяч. В тридцатых годах стали образовываться сельские поселения с животноводческими фермами, со школами, больницами, жилыми домами. Пятидесятые годы ознаменовались развитием промышленности республики – золотодобывающей, алмазодобывающей. Появились новые города, увеличилось городское население. Развитие отраслей промышленности, строительства требовало квалифицированных кадров.

Сегодня Якутия – один из самых высокоразвитых регионов в области промышленности, экономики, строительства, связи. На мой взгляд, кардинально повысилось качество жизни и благосостояния населения. Большое внимание уделяется здравоохранению, образованию, их доступности для людей, укрепляется социальная защищенность населения. Все это не может не радовать, и я отдельно отмечу, что наш университет, будучи кузницей кадров республики, сделал большой вклад в развитие якутского общества. Наши выпускники трудятся сегодня в разных уголках мира, научные достижения якутян востребованы и признаны мировой наукой.

 

Автор: Туяра Дайан-Павлова

Фото: Светлана Павлова, редакция корпоративных медиа СВФУ