Выпускники

Наш факультет в разные годы закончили выдающиеся представители в различных сферах: общественно-политические деятели, деятели науки, культуры, образования. Историческое образование дает универсальную стартовую площадку в дальнейшей карьере. 

Деятели в сфере науки:

Алексеев Анатолий Николаевич - д.и.н., директор Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Петров Юрий Дмитриевич - д.полит.н., профессор, заведующий кафедрой политологии исторического факультета.

Гоголев Анатолий Игнатьевич - д.и.н., профессор.

Махаров Егор Михайлович - д.филос.н.

Троев Петр Семенович - д.и.н.

Бурнашева Наталья Ивановна - д.и.н.

Хатылаев Михаил Михайлович - д.и.н.

Сивцев Иннокентий Семенович - к.и.н. профессор-наставник СВФУ

Бравина Розалия Иннокентьевна - д.и.н.

Федоров Василий Игнатьевич - д.и.н.

Общественно-политические деятели:

Жирков Александр Николаевич - председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Томтосов Алексей Александрович - проректор СВФУ по взаимодействию с федеральными структура

Деятели в сфере образования:

Татаринова Сардана Степановна - советник Главы Якутии 

                                                  Воспоминания выпускников об учебе на историческом факультете 

                                                               Мои незабываемые студенческие годы

                                                                          

                                                                                     Е.С. Шишигин

         По окончании в 1966 г. Бютейдяхскую среднюю школу Мегино-Кангаласского района, успешно выдержав вступительные экзамены, в том же году я стал студентом исторического отделения ИФФ ЯГУ. Сбылась моя мечта – поступить в Якутский государственный университет, предстояло осуществить другую мечту – стать историком. Теперь, когда я стал студентом, все зависело от меня самого. И я решил с самого начала студенческой жизни – все подчинить к учебе, учеба – прежде всего, а все остальное – на второй план. Ведь для поступления в университет мне пришлось преодолеть определенные трудности – райком ВЛКСМ мне отказал в комсомольском направлении, без которого тогда документы не принимали в приемную комиссию. Дело заключалось в том, что я был секретарем первичной комсомольской организации Бютейдяхской средней школы, занявшей I место в республиканском смотре школьных организаций в 1965 г. Меня хотели направить освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ совхоза им. К.К. Байкалова. Я категорически отказался от этого предложения потому, что я с детства хорошо запомнил предсмертное завещание матери (она умерла в 1959 г., когда мне было 12 лет, оставив шестерых малолетних детей): «стань образованным человеком, помоги братьям, сестрам стать людьми». И у меня было твердое решение – быстрее получить высшее образование, стать специалистом. Отец всячески поддерживал мое решение. В этой сложной ситуации (один ответственный работник райкома КПСС назвал меня даже «китайским ревизионистом», угрожал привлечь к партийной ответственности отца, что очень сильно воздействовало на меня) нашлись люди, которые поддержали нас. Так, секретарь райкома КПСС по идеологии, впоследствии ставший профессором ЯГУ Е.П. Попов встал в нашу защиту и поддержал отца, а инструктор школьного отдела Якутского обкома ВЛКСМ И.С. Дьячкова (Соломова) выдала комсомольское направление. Все это способствовало к зарождению у меня твердого решения стать хорошим историком, доказать всем, что я сделал правильный выбор. И так, я стал студентом. Вскоре радость была омрачена тем, что мне отказали в выделении места в общежитии. Однако и эта проблема была решена и меня подселили в студенческое общежитие по ул. Охотского, 10. В нашей комнате было больше десяти жильцов, в основном студенты II курса исторического отделения: А. Гоголев, П. Максимов, И. Неустроев и другие. Был и мой однокурсник Александр Луковцев. Наш факультет – историко-филологический тогда размещался по ул. Короленко в старом двухэтажном здании. В нашей группе – ИО-66 помимо 25 студентов было 7-8 вольнослушателей. Старостой избрали Егора Иванова, разностороннего спортсмена, демобилизованного воина (служил в ГДР), обладающего многими качествами настоящего молодежного лидера. Он уже был женат (жена была студенткой ФМФ, воспитывали сына Артура). В группе большинство были комсомольцами, меня избрали групкомсоргом. Были и коммунисты – Прокопий Уаров, вскоре его избрали секретарем комсомольской организации факультета, Федор Новгородов, на II курсе перевелся из заочного отделения Иннокентий Сидоров, І первый секретарь Аллаиховского РК ВЛКСМ. Куратором работал старший преподаватель Иван Иннокентьевич Михайлов. Наша группа была очень дружной, интернациональной, были студенты из северных улусов республики – эвенки Тамара Павлова, Мария Горохова, тувинка Аниса Монгуш (она вышла замуж за якутского парня Аркадия Корнилова, живут в Кызыле, ныне – она заслуженный работник культуры РФ), из Алтая - Алла Коренева, из Читы Зоя Щербакова (ныне З.Г. Строева, старший научный сотрудник Якутского музея). 

     Учились с нами и инвалиды по зрению Николай Эверстов и Афанасий Старостин. Мы им помогали готовиться к экзаменам и зачетам. Они были уже в возрасте, Афанасий имел семью, двоих дочерей. Особенно часто с ними занимались мы с Михаилом Васильевым, иногда присоединялись Татьяна Назарова, Вера Оконешникова и другие.

    С самого начала учебных занятий многие активно включились в студенческую жизнь, участвуя в общественно-политической, культурно-спортивной работе факультета, университета. Так, чемпион и рекордсмен республики по национальным прыжкам Николай Санников участвовал практически во всех городских, республиканских соревнованиях по легкой атлетике, национальным прыжкам. Анатолий Габышев посещал секцию самбистов в «Динамо», Егор Иванов занимался вольной борьбой, Семен Гаврильев - по волейболу, я был включен в сборную команду факультета по баскетболу. 

   На втором курсе появился из Перми Николай Петров, сын председателя Совета Министров ЯАССР И.И. Петрова. Надо заметить, что Коля был и остался очень простым, надежным человеком. Хороший спортсмен, он сразу стал членом сборной команды факультета по лыжам, очень часто ездил на охоту, превратился в заядлого, удачливого охотника (кстати, первый раз на охоту съездил со мною в Мегино-Кангаласский район в мою родную Табагу, там и впервые добыл первого своего охотничьего трофея - зайца).

   Многие из нас уже на I курсе записались в студенческий научный кружок проф. Г.П. Башарина «История», (даже принял участие в обсуждении учебного пособия «История Якутии»), с большим интересом слушали доклады и выступления преподавателей, аспирантов Н.А. Гоголева, С.Н. Горохова, старшекурсников Семена Атласова, Ивана Зыкова, Анатолия Гоголева и других. Все они стали кандидатами и докторами исторических наук, профессорами. После Семена Горохова, когда я учился на II курсе, меня избрали старостой кружка, а в 1970 г. был избран Николай Слепцов. Кружок «История» оказал на меня огромное влияние, на его заседаниях мы впервые ознакомились правилами оформления научных докладов и рефератов, курсовых и дипломных работ, нам прививали навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. Уже на первом курсе написал курсовую работу на тему «Христианизация Якутии», руководителем был доцент Е.Е. Алексеев, будущий доктор исторических наук, профессор. Выбор темы курсовой работы оказался исключительно удачным: в 1970 г. по этой теме защитил на «отлично» дипломную работу (рук. доцент В.Н. Иванов, ныне д.и.н. профессор), а в 1975 г. кандидатскую диссертацию (рук. проф. Ф.Г. Сафронов). Проф. Г.П. Башарин постоянно твердил нам, студентам, о значимости правильного выбора темы научного исследования, сравнивал с выбором жены. Я благодарен своим преподавателям за то, что они привили мне любовь к исследовательской работе и оказали содействие в правильном, удачном выборе темы моих будущих научных исследований. Я до сих пор занимаюсь проблемами христианизации народов северо-востока Азии, влияния православной культуры на традиционную культуру коренных народов Якутии.

      Учился хорошо, постоянно занимался в читальных залах университета и городских библиотек. К сожалению, научная библиотека в первые годы нашей учебы была закрыта на ремонт. И какова была наша радость, когда она открылась в 1969 г., после ремонта. С тех пор я постоянный читатель научной библиотеки, ныне Национальной библиотеки Республики Саха. 

   В то время в университете была очень развита художественная самодеятельность, постоянно проходили фестивали, конкурсы и т.д. Наш факультет постоянно занимал первое место, называли «краснознаменным», т.к. ИФФ был впереди всех факультетов по многим показателям. Мы гордились нашими самодеятельными артистами. Вот они многократные лауреаты всевозможных фестивалей и смотров: Егор Кампеев, Николай Дмитриев, Еремей и Семен Литвинцевы, Игорь Олесов – Кыһыл Ойуун, Николай Саввин, Любовь Новгородова, Надежда Румянцева и другие.

   Когда мы поступили в университет, председателем профкома факультета был Петр Андреев, очень активный, настоящий студенческий лидер. Когда его избрали уже председателем студпрофкома ЯГУ, меня избрали председателем профбюро ИФФ, и летом 1967 г. я проводил собеседование с абитуриентами, выдержавшими вступительные экзамены. Мы старались, чтобы в наш факультет поступали не только способные, но и талантливые, активные ребята, лучше спортсмены. Тогда поступили в ИФФ будущие лидеры ансамбля «Сергеляхские огни» Лия Филиппова, Владимир Ядреев, Юрий Михайлов, будущий редактор газеты «Эдэр коммунист» Федор Стручков и другие.

    В 1967 г. началось движение студенческих строительных отрядов, в ИФФ ЯГУ был создан штаб. Одним из инициаторов и первым командиром ССО ЯГУ был студент ИО-65 Николай Назаров, уже до поступления в университет, работавший строителем. Наша группа ИО-66 составила костяк первого ССО историко-филологического факультета. Отряд назвали «Аргыс-67», командиром избрали нашего старосту Егора Иванова. «Аргыс-67» взял очень хороший старт, став одним из лучших ССО ЯГУ. В первый год своего создания мы работали на строительстве первого каменного коровника в республике в с. Улахан Аан Орджоникидзевского района (ныне Хангаласский улус). «Аргыс» и после нас долго был одним из лучших ССО ЯГУ, а его командир Алексей Шишигин, мой старший брат был награжден медалью «За трудовую доблесть» (он сменил на посту командира Егора Иванова, погибшего, к величайшему сожалению, в автокатастрофе). В 1969 г. я был признан лучшим лектором ССО ЯГУ и удостоился приза ректора ЯГУ доцента И.Г. Попова – зеркального фотоаппарата «Зенит-3 м» (этим призом очень горжусь, он и сегодня в рабочем состоянии).

     Нам студентам исторического отделения 1960-70-х гг. крупно повезло: нам посчастливилось учиться, слушать лекции выдающихся ученых историков: докторов исторических наук, профессоров Г.П. Башарина, И.М. Романова, Ф.Г. Сафронова, Г.Г. Макарова… Я хорошо помню последнюю лекцию Ивана Михайловича на последнем курсе. Говоря об исторической роли Октябрьской революции, он напомнил нам еще раз об общедемократических задачах, которые решила эта революция, о тех теоретических проблемах, которых недооценивают или умалчивают отечественные историки, в том числе академик И. Минц, признанный авторитет и автор 3-томника «Великий Октябрь». Мы очень уважительно относились к старшему преподавателю, боевому офицеру Р.И. Местникову, исключительно скромному и доброжелательному человеку, который читал курс по истории Древнего мира. Когда я стал директором музея, по моей настоятельной просьбе, Роман Иннокентьевич передал музею свою фронтовую офицерскую полевую сумку, с которой он никогда не расставался. Сейчас она экспонируется в музее, в зале, посвященном участию якутян в Великой Отечественной войне. Особые, теплые, я бы сказал, дружеские отношения сложились с С.И. Ковлековым, который привил мне любовь к мемуарной литературе, я часто ходил к нему домой, а он в то время «убежденный» холостяк жил в общежитии, одалживал у него редкие книги по истории, спорили, обсуждали новые статьи историков.

    Быстро пролетели студенческие годы. Настала пора защиты дипломных работ. Работали в архивах, библиотеке. В то время, отношение студентов к дипломным работам было очень серьезное, ответственное. К примеру, я свою работу писал 2 года, по теме дипломной выступал на студенческих конференциях, опубликовал статьи и т.д.

    Наша группа в целом успешно сдала государственные экзамены, защитила дипломные работы. Мы стали дипломированными специалистами – учителями истории и обществоведения.

    Для некоторых из нас веселая студенческая жизнь завершилась веселыми студенческими свадьбами. Вышла замуж Клавдия Баишева, ныне К.И. Копылова – директор педагогического колледжа; засл. учитель РФ и РС (Я), женился мой друг Михаил Васильев. 22 мая 1970 г. и я женился на выпускнице немецкого отделения Ане Ксенофонтовой. По этому поводу профессор Г.П. Башарин поздравил «весьма своевременным браком и пожелал счастья, благополучия и успехов». Наш мудрый профессор не одобрял браки студентов на первых курсах, поэтому особо подчеркнул мой «своевременный брак».

    По окончании университета сразу поступил в аспирантуру Института языка, литературы и истории Якутского филиала СО АН СССР, в 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию, работал в комсомольских органах. В 1976 г. направили работать директором Якутского республиканского краеведческого музея…

     Спустя более 20-ти лет, вернулся в родной университет доцентом кафедры истории Якутии и зам. декана историко-юридического факультета. 1994 г. уехал в Мирный, заведующим кафедрой гуманитарных, социально-экономических дисциплин Мирнинского политехнического института – филиала ЯГУ, стал деканом факультета, внес свой вклад в становление высшей школы в алмазном крае. Однако, в июне 2003 г. указом Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова назначен директором Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского. Так состоялось мое возвращение в родной музей, где работают более 30 выпускников ЯГУ. В связи с 50-летним юбилеем родного университета благодарные выпускники ЯГУ – сотрудники музея подготовили экспозицию «Мой, твой, наш университет», открытие которой состоялось 24 марта с.г.

    Мы гордимся нашим университетом, его профессорами, выпускниками… Мы счастливы, что высшее образование получили на Родине, в древней земле Олонхо.

  Е.С. Шишигин, директор Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского,Член Президиума Союза Музеев России, заслуженный работник культуры РС (Я), к.и.н., доцент



                                 

                                                      Фото группы ИО-87

        Нам, выпускникам ИО-87 пришлось учиться в переходное перестроечное время. С одной стороны, было не просто, когда кругом происходили такие эпохальные перемены, а с другой, - наверное, было интересно. Ведь мы, ребята из разных мест, разных возрастов (были среди нас и 16-17-летние вчерашние школяры вроде меня, и уже познавшие, что такое трудовой рубль ребята, пришедшие с производства). Хотя среди нас были и якуты, и русские, и украинцы, выходцы из разных слоев населения, между собой общались просто и без малейшего затруднения. Наш факультет тогда еще носил название «историко-филологического», и это тоже придавало особую прелесть. Мы учились вместе с будущими языковедами и литературоведами, тем родом людей, с которыми просто приятно пообщаться, не говоря уже о их природной одаренности. До сих пор, встречая бывших РО-шников, или ЯО-шников, мы испытываем взаимную симпатию и разделяем самые теплые воспоминания об общей студенческой юности.

         С удовольствием вспоминаю тихий, ещё немного диковатый Студгородок 1980-х гг., ведь то там, то сям среди кирпичных корпусов и общежитий университета стояли древние, почерневшие деревяшки, росли густые заросли камышей и даже попадались целые рощицы тальника и березок. Уютные, с немного покосившимися столами и самодельными кафедрами, увешанные советскими лозунгами аудитории и коридоры alma mater всегда встречали нас как старых знакомых. Поколения студентов, наших предшественников, как и мы все делали своим руками. Нужно ли было оформить стенд, или даже оборудовать Кабинет боевой и трудовой славы почти в каждой группе находились умельцы. Стадион «Юность» не такой современный и профессиональный как сейчас, а скромный, со сколоченной с одной стороны трибуной, но позволявший не только доходягам из спецгруппы, но и разрядникам и некоторым КМС-ам тренироваться «до седьмого пота». Лыжники же наши прямо со стадиона могли уйти на озеро Сайсары и добежать до отрогов Чочур-Мурана.

      Конечно же, хочется сказать хоть немного слов о наших дорогих преподавателях. Прежде всего, вспоминаются наши аксакалы профессора Г.П.Башарин и Г.Г.Макаров. Они тогда возглавляли кафедры, соответственно, всеобщей истории и истории СССР. Я очень рад, что мне довелось учиться у этих легендарных людей. Эмоциональные и содержательные лекции Башарина до сих пор звучат в моем сердце. Через них произошло наше общение с достижениями отечественной исторической науки тех лет. А рокочущий баритон Гаврила Гавриловича, приятно напоминавший голос популярного телеведущего «В мире животных» Пескова, всегда украшал высокоакадемические лекции уважаемого профессора.

      Нашим куратором был Ф.Ф.Желобцов, который как мог, опекал нас. Его живой, отеческий тон, озорной взгляд из под очков настраивали на добродушный, искренний лад. До сих пор, мы встречаемся с нашим дорогим Федотом Федотовичем.

       Наверное, мало кого могли оставить равнодушным лекции по истории стран Азии и Африки Е.С.Сидорова. Своим размеренным немного сипловатым голосом, но с осанкой восточного мудреца он посвящал нас в исторические события Средневекового Китая, тонкости буддистской религии или рассуждал о политической борьбе освобождавшихся народов Востока начала XX в. Эти лекции завораживали и будили творческое воображение. Не случайно на занятия его кружка студенты приходили с большим интересом. Именно ему, равно как и моему учителю А.И.Гоголеву я обязан первым шагами к науке. Никогда не забуду экспедиций, проходивших под его руководством в Мегино-Кангаласский и Вилюйский улусы. Также и полевую практику 1988 г. на стоянку Улахан-Сегеленньях, которую проводил А.Н.Алексеев. Они дали опыт живого прикосновения к истории родного края. 

     Общественная жизнь факультета кипела. Каждый шаг проходившей в стране перестройки бурно обсуждался на обеих кафедрах (чуть позже была образована кафедра истории Якутии) и особенно оживленно среди студентов. Эти дискуссии выносились непосредственно на занятия и семинары. Студенческие конференции были интересны и тем, что на них было любопытно прийти, чтобы иметь возможность высказать свои соображения. По рукам ходили откуда-то взявшиеся и находившиеся под запретом книги. Помимо этого устраивались диспуты и политбои. Те, кого уже тогда «мучили» те или иные неразрешимые научные проблемы, находили возможность найти выход своим творческим исканиям в многочисленных кружках или в работе Студенческого научного общества.

    Как не вспомнить тут студенческие стройотряды, археологические и этнографические экспедиции и др. яркие события студенческой жизни. Все проявления факультетской жизни, так или иначе, проходили под руководством комсомольской и профсоюзной организаций. На наших глазах произошли метаморфозы, охватившие ленинский союз молодежи под влиянием политических реформ, проходивших в стране, наконец, и прекращение его деятельности.

    Студенческие годы были для многих из нас действительно школой жизни. Помимо, естественно, профессиональных умений, общественных и социальных навыков, привития интереса к науке, я думаю, мы вынесли уроки по-настоящему доброго, теплого, человеческого общения. Нас учили замечательные педагоги и ученые Г.П.Башарин, Г.Г.Макаров, Л.Т.Иванова, Е.Е.Алексеев, М.М.Хатылаев, Н.А.Гоголев, А.И.Гоголев, А.Н.Алексеев, Н.Н.Кочмар, И.В.Зырянова и др., но мы учились и друг у друга. Наверное, прежде всего, любить свою родину, её культуру и историю, уважать старших, взаимовыручке, ценить чувство товарищества, отличать зерна от плевел. Спасибо нашему, историческому факультету, за все.

                                                                                                                                                      А.А.Борисов, д.и.н., выпускник ИО-87

                                                На фото: И.П. Петрова и А. Шадрина

                                                                              Моя альма-матер

      В последнее время я нечасто бываю в центре города Якутска, но если оказываюсь на улице Ярославского , то с особым чувством прохожу мимо двухэтажного полуразрушенного здания без окон, которое много лет было учебным корпусом нашего историко-филологического факультета. Это наш родной дом. И оказавшись рядом с ним, невольно начинаешь вспоминать свои студенческие годы. 

    Вступительные экзамены мы сдавали в главном корпусе ЯГУ. Конкурс был больше десати человек на одно место, было очень много представителей комсомольской номенклатуры, демобилизованнных из армии, и нам, вчерашним школьницам, прямо в лицо говорили: подавайте документы на филологическое отделение на исторический берем только парней. Нас , девушек, оказалось меньше, чем парней, но тем не менее чисто мужским курс не получился. 

     Разница в возрасте на нашем курсе была огромная: мы, 17-летние выпускники и выпускницы школ, и 27-летний Ефим Сойфер. Помню свои мысли: “Зачем в таком возрасте учиться, ведь скоро на пенсию”. Когда началась наша учеба , то мы, бывшие школьники, испытали самый настоящий шок, выяснилось , что мы вообще не готовы к студенческой жизни. Мы не умели конспектировать, не знали как готовиться к зачетам, не знали, что такое семинар и коллоквиум. С непривычки было тяжело учиться четыре пары. 

     Считаю мое поколение счастливым. Мы застали корефеев якутской исторической науки. Нам читали лекции профессора Георгий Прокопьевич Башарин, Иван Михайлович Романов, Федот Григорьевич Софронов, Гавриил Георгиевич Макаров. Эти люди для меня были хорошо знакомыми: Федот Григорьевич был нашим соседом по даче, жена Ивана Михайловича была коллегой моей мамы в школе, там же учились его дети, сам Иван Михайлович был однокашником моего отца по иркутскому университету. С сыном Гавриила Георгиевича дружили мои старшие братья. Со временем я смогла оценить каким счастьем было наше общение с этими людьми. Они называли нас по имени и отчестству, и я в 17 лет впервые услышала к себе обращение Ирина Прокопьевна. Помню, как от неожиданности покраснела , сейчас думаю, что это было очень правильно. Когда к человеку так обращаются, чувствуешь себя взрослым. 

     Наши профессора прекрасно знали свой предмет, хорошо говорили. Это делало их лекции интересными, но непростыми. Чтобы понять содержание нужны было приложить немало усилий. 

    Я сейчас занимаюсь интеллектуальными играми, являюсь судьей в международной категории по дебатам. Часто езжу на различные турниры, в последнее время побывала : в Литве, на Украине, в Беларуси, в Московской области, в Москве, в Петербурге, в Великом Новгороде, в Пскове. И везде задают вопросы по истории нашей республики, по культуре, обычаям народов Якутии. Не один раз вспомнила я добрым словом нашего преподавателя по этнографии, любимого куратора, профессора Анатолия Игнатьевича Гоголева. Мне пришлось выступать на кафедре этнологии Белорусского государственного университета с изложением теорий происхождения народа Саха. Спасибо Анатолию Игнатьевичу за знания!

     Но конечно дело всей моей жизни – преподавание истории в школе. Когда я поступала в университет, даже мысли не было о том, что когда нибудь стану учителем. Главный выбор в своей жизни я сделала благодаря своему любимому Учителю – Галине Ивановной Самсоновой. Всегда во всем хотела и хочу походить на неё! Всегда беру с неё пример! Всегда с гордостью называю себя её ученицей! Спасибо, дорогая Галина Ивановна, за то, что помогли найти мне свое место в жизни!

     Мой отец, Прокопий Устинович Петров, стоял у истоков создания историко-филологического факультета и самого ЯГУ. Счастлива, что в университете работают те, кто начинал свою педагогическую и научную деятельность вместе с ним. Это Людмила Тимофеевна и Василий Николаевич Ивановы. Оба они были моими преподавателями. Вспоминаю их с огромной благодарностью. 

     Но “связь времен” не прерывается. Я учила в Якутском городском лицее внука и внучку Л.Т. и В.Н. Ивановых, дочь и сына своей подруги профессора Р.И. Бравиной. У меня учились дети моих однокурсников, а сейчас уже учатся дети моих учеников. Всегда с благодарностью вспоминаю свой родной факультет, своих любимых преподавателей! Верю, что у исторического факультета впереди новые победы, новые взлеты, новые достижения! 

Петрова Ирина Прокопьевна. Судья международной категории по дебатам, тренер победителей в международном турнире «Минская осень» в 2013 году, вице-президент программы «Дебаты» по Дальневосточному округу, учитель истории и обществознания Физико-технического лицея им. В.П. Ларионова.




                                                               

                                                                И.Ю. Захаров

                                                        Воспоминания об учебе на Историческом факультете

                                                                                       «Аlmamater»

                                                                                                                                                                             

     Многих живущих в Республике Саха (Якутия) чиновников, педагогов, специалистов, работающих в разных сферах, на различных предприятиях объединяет наша общаяalmamater– ЯГУ – СВФУ имени М.К. Аммосова.

    Неизвестно, как бы сложилась моя жизнь, если бы в 2004 году, я не поступил в Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова (ныне – Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова) на Исторический факультет, я бы не стал директором школы, не прошел бы школу Министерства образования Республики Саха (Якутия) в своей трудовой деятельности. К счастью, «история не терпит сослагательного наклонения» как говорила нам профессор кафедры методики преподавания истории и обществознания (ныне – кафедра преподавания истории и обществознания) Исторического факультета, к.и.н. Людмила Тимофеевна Иванова на своих лекциях по «Теории и методологии истории». Она вкладывала в нас свою душу. Ее занятия проходили на одном дыхании. 

   Я целенаправленно выбрал для себя именно исторический факультет ЯГУ, так как с самого детства увлекался историей, а в особенности историей партийного руководства СССР и РСФСР. Учась в 11 классе я дополнительно посещал курсы истории на факультете довузовского образования и профориентации при ЯГУ мое стремление в поступлении на Исторический факультет усилила доцент, к.и.н. Аграфена Иннокентьевна Макарова. И конечно хотелось бы учиться там, где учился мой дедушка Захаров Иван Ильич (окончил ЯГУ в 1960-е годы).

     Годы моего обучения на факультете прошли для меня как одно мгновение. Мы были молоды, учиться хотелось, все было интересно. Наши преподаватели вкладывали в нас множество усилий и знаний. Помню когда на первом курсе своего обучения к нам пришел Гоголев Анатолий Игнатьевич д.и.н., профессор, действительный член Академии наук РС(Я) и Гуманитарной академии России. Мы первокурсники были удивлены, когда он читал свои лекции по «Этнологии» без единой записи. В нашей вечной памяти останется человек с большой буквы, заведующий лабораторией тьархеологии – к.и.н., доцент Николай Николаевич Кочмар. Это был очень высокого роста человек, мы по сравнению с ним выглядели как карлики (вернее хоббиты). Его тонкое чувство юмора нас поражало в буквальном смысле. Как говорят, у археологов есть свой юмор сленг. Очень большой вклад в наше обучение и выбор специализации вложил тогда еще занимавший должность декана Исторического факультета Петров Юрий Дмитриевич профессор, д.полит.н., основатель кафедры политологии Якутского государственного университета читавший курс политологии. После его курса политологии я осознал, что мое место в изучении политологии. После выбора специализации политология, меня прикрепили к научному руководителю. Я познакомился с Заслуженным деятелем науки Российской Федерации, академиком Российской Академии Политической науки, д.фил.н., профессором Новиковым Анатолием Георгиевичем, который стал моим научным руководителем. В памяти сохранились добрые воспоминания в момент сдачи экзамена на весеннем семестре второго курса по истории мировой культуры чуткий преподаватель профессор, к.и.н. Наталья Анатольевна Стручкова (ныне – декан Исторического факультета) поняв мое стремление к знаниям оценила мой ответ по достоинству. 

       А так же я очень благодарен нашим преподавателям: Ю.Н. Ермолаевой («Историография»), Г.И. Самсоновой («Методика преподавания истории»), В.Г. Аргунову («Археология»), Е.С. Габышеву («История Якутии»), М.Б. Амояну («История стран Азии и Африки»), И.А. Сосиной («Конфликтология»), Н.Н. Радченко («История отечественной культуры») и многим другим за стремление привить нам любовь и уважение к Истории. 

      История как наука охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Будь это экономическая система, политическая жизнь общества, социальная сфера и духовная сфера общества, везде есть своя история становления и развития. Этим хочется сказать, что История является прародительницей (матерью) всех наук.  

       Прошли десятилетия. Поменялось название вуза, но как бы он не назывался, прежней остается атмосфера и исторический факультет. Молодость, дух творчества, неиссякаемая энергия, опыт и тяжкий труд ученичества навсегда поселились в стенах факультета. Я горжусь, что имел честь учиться на Историческом факультете.

Захаров Иван Юрьевич

Выпускник ИО-04,2009 года

Директор МОБУ СОШ № 25

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        





                                                 

                                                 

                                                                 Е.А. Сергеенко    

    Мое знакомство с исторически факультетом СВФУ началось, когда я училась в школе и любимым предметом была история. Нас отправили на традиционную ярмарку профессий, где, увидев в буклете описание исторического отделения историко-юридического факультета ЯГУ и перечисление специальностей которые он готовит, я сделала свой выбор – архивное дело.

     Вступительный экзамен я сдавала одной из последних и его принимала Наталья Назарова Дьяконова, впоследствии ставшая моим научным руководителем. Помню с каким чувством радости шла после него.

   Фактическое знакомство с отделением и сокурсниками началось с подготовительной практики, когда мы первокурсники мыли и красили наш этаж и здание УЛК. Уже тогда можно было проникнуться атмосферой будущих лекций, когда мы видели наглядные пособия, а со стен смотрели портреты историков. 

    Когда начались занятия, и две группы ИО 98 собрались в одной аудитории, первым впечатлением было наше количество, за партами сидели по трое. Заполнилась первая стипендия около 200 руб., а это был 1998 г. когда начался дефолт.

    Самые яркие впечатления остались, конечно, от первого курса и первых лекций Н.А. Гоголева, А.И. Гоголева, Л.Т. Ивановой.         Другим постоянным элементом было написание «проработок». У меня до сих пор сохранились толстые тетради с конспектированием произведений философов, статей и т.д. над которыми мы проводили в библиотеках целые дни.

  Самой страшной была первая сессия, когда сдавали историю древнего Востока, этнологию и др. Одни экзамены и зачеты проходили легко, другие заставляли напрячь последние силы. Как такого любимого предмета не было, любые занятия были интересны. Запомнились лекции Н.Н. Дьяконовой, Ю.Н. Ермолаевой, С.Н. Ивановой, Н.Н. Радченко, Е.Н. Слепцова, А.Н. Дьячковой и других преподавателей кафедр факультета.

   Очень помогала непосредственная связь с научными и педагогическими учреждениями республики - лекции сотрудников Национального архива РС (Я), ИГИ.  

   Все дни семестра были заполнены с утра до вечера – лекции, семинары, работа в библиотеках. Иногда приходилось очень быстро передвигаться между корпусами и стадионом, где проходили занятия по физкультуре. Помню, как мы бегали на 6 этаж с первого после буфета, когда не работали или были заняты лифты. Или как всей группой стояли с конспектами у дверей аудиторий, готовясь зайти на экзамен.

   Ярчайшие воспоминания остались от наших практик: археологической, музейной, архивной, педагогической, где мы использовали навыки, приобретенные теоретически.

   В 2001 г. Н. Цивилеву, А. Таврата и меня отправили на историческую олимпиаду в г. Саранск. Хотя мы и не заняли призовых мест сама поездка, знакомство со студентами из других регионов и очень интересными заданиями очень помогла в нашей дальнейшей учебе.

   Учась на историческом отделении вместе со студентами юридического отделения, мы играли в команде по «Что? Где? Когда?» - «Клио» на университетских играх «Брейн ринга» и выигрывали. С тех пор мы продолжаем играть уже более 10 лет.

   Помимо полученных знаний и навыков запомнилась атмосфера, которая складывалась из лекций, семинаров, практик, работы в архивах и библиотеках. Мы получили в стенах факультета универсальные знания, умение общаться, работать с большим массивом информации, формулировать свои мысли, отстаивать позиции. Что пригодилось в дальнейшей моей работе в Национальном архиве РС (Я).

   Хочется пожелать родному факультету дальнейшего процветания, сохранения традиций, талантливых студентов, а преподавателям крепкого здоровья и профессиональных успехов.

                                                                                  Е.А. Сергеенко – начальник отдела информационных услуг НА РС (Я)

                                                                                 Выпуск 2003 г.