Научно-исследовательский институт прикладной экологии Севера

В НИИПЭС появилось новое структурное подразделение

Семен Григорьев, г.н.с. лаборатории «Музей мамонта им. П.А. Лазарева» НИИПЭС · 11 Февраля 2015

29 января на заседании Ученого совета СВФУ рассматривался в числе прочих вопрос об открытии в НИИПЭС Международного центра коллективного пользования «Молекулярная палеонтология». С информацией по этому поводу выступил г.н.с. лаборатории «Музей мамонта им. П.А. Лазарева» Семен Григорьев. Приведенные доводы об актуальности и необходимости открытия подобного центра убедили членов Ученого совета единогласно проголосовать за открытие нового перспективного подразделения. 5 февраля приказом ректора Евгении Исаевны Михайловой №131-ОД МЦКП «Молекулярная палеонтология» был создан и выделены три новые ставки для сотрудников новой лаборатории.
Открытие центра стало возможным благодаря совместному проекту СВФУ и южнокорейского Фонда биотехнологических исследований «Sooam Biotech Research Foundation» «Возрождение мамонта и других ископаемых животных», с которым 23 сентября 2012 года был подписан Договор о научном сотрудничестве. Приоритетными направлениями сотрудничества в данном Договоре являются совместные научные исследования в области изучения клеток и генома ископаемых животных, участие в образовательном процессе и подготовке кадров высшей квалификации; расширение связей с российскими и зарубежными научными центрами и вузами, проведение совместных научных мероприятий и т.д. Одним из основных пунктов договора было указано создание на базе Музея мамонта им. П.А. Лазарева НИИПЭС совместной научной лаборатории по изучению клеток вымерших животных.

Практически сразу все пункты договора начали планомерно выполняться. Был проведен первый российско-корейский симпозиум в Сеуле по вопросам возрождения мамонта, организованы три экспедиции на Север Якутии с целью поиска останков мамонтов с мягкими тканями, в Корею два раза вывозились образцы мамонта для исследований, направленный институтом специалист в 2013 году прошла трехмесячную бесплатную стажировку в Sooam где обучалась методам клонирования животных. Со временем было решено не ограничивать цели и задачи лаборатории рамками одного проекта по возрождению мамонта, но и возложить на нее исследования генома древних и для сравнения современных животных. На сегодняшний день генетические исследования, как и во многих областях современной биологии являются в мировой палеонтологии наиболее перспективными. Достаточно привести такой пример – 13 из 16 статей по мамонтовой фауне, опубликованных в таких высокорейтинговых журналах как Scince, Nature и Plos Biology за последние три года основаны именно на результатах изучения древней ДНК. Основная часть материала для этих исследований за рубежом получена у российских коллег, либо в ходе экспедиций на территории нашей страны. К сожалению, в России такие исследования проводятся пока лишь в единичных специализированных научных центрах, таких как Институт общей генетики РАН и Институт цитологии и генетики СО РАН.
Генетические исследования ископаемых остатков животных мамонтовой фауны позволят не только реконструировать генетическую историю древних животных, найденных на территории Якутии, но и выявить родственные связи ископаемых и современных таксономически близких животных, определить время появления тех или иных видов. Создание нового Центра является логическим продолжением и развитием сотрудничества лаборатории «Музей мамонта им. П.А. Лазарева» в области палеогенетики с НОЦ геномных исследований Сибирского федерального университета (руководитель проф. К. Крутовский), Центром геогенетики Университета Копенгагена (Дания, руководитель проф. Эске Виллерслев), Департаментом биоинформатики и генетики Музея естественной истории Швеции (руководитель проф. Лове Дален). Партнером по клеточным исследованиям по проекту «Возрождение мамонта и других ископаемых животных» как было указано является корейский Фонд биотехнологических исследований Sooam (руководитель проф. Хванг Ву Сук).
Направления предполагаемых научных исследований Центра:
- исследование происхождения генофонда современных и древних животных;
- выяснение филогенетических отношений ископаемых животных с популяциями современных близкородственных видов;
- реконструкция палеоэкологической обстановки в Якутии в позднем плейстоцене, процессов доместикации животных, в том числе происхождения якутской лошади;
- поиск и изучение целых (жизнеспособных) клеток вымерших животных.
В прошлом году университет выделил помещения на 5 этаже музейного комплекса СВФУ под проектируемый Центр площадью 134 кв.м. Был проведен ремонт согласно требованиям для лабораторий, закуплена лабораторная мебель, корейские партнеры за свой счет приобрели оборудование для изучения клеток. Корейские специалисты готовы приезжать и работать некоторое время в новой лаборатории, параллельно обучая наших студентов и сотрудников.
Международный центр коллективного пользования будет новым структурным самостоятельным подразделением НИИПЭС, но будет работать в одной связке с лабораторией «Музей мамонта им. П.А. Лазарева». Новая лаборатория будет единственной в Якутии где будет изучаться ДНК животных и единственной в России где будут исследоваться геном и клетки животных мамонтовой фауны. С момента вхождения НИИПЭС в состав СВФУ это первое новое подразделение института, открытие которой связано с развитием науки в нашем университете и новыми перспективными направлениями в современной палеонтологии.