Технический институт (филиал) СВФУ

Адрес: 678960, РС (Я) г. Нерюнгри, ул. Кравченко 16
Телефон (факс) приемная директора: 8-(41147)-4-49-83; 8-(41147)-4-21-38 (добавочный 201)
Телефон учебной части: 8-(41147)-4-21-38 (добавочный 203
Телефон студенческого отдела кадров: 8-(41147)-4-21-38 (добавочный 123)
E-mail: tifsvfu-neru@yandex.ru nv.zotova@s-vfu.ru
Телефон приемной комиссии: 8(41147)4-72-87, email: NTI.ZK@yandex.ru

Противодействие коррупции

Баннер приемная кампания

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ АБИТУРИЕНТА

Конференции ТИ (ф) СВФУ

ТранснефтьПобедитель Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад 2022 года

Кафедра Педагогики и методики начального обучения

 Кафедра педагогики и методики начального обучения ТИ (ф) СВФУ

   Мамедова Лариса Викторовна        Мамедова Лариса Викторовна
канд. пед. наук, доцент
Заведующая кафедрой

E-mail:

larisamamedova@yandex.ru

  Телефон
 Городской Внутренний
(41-147) 4-49-34  1-26
 Адрес:   678960, РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Южно-Якутская, д. 25
 Кабинет:   504
Режим работы: понедельник - четверг пятница Перерыв на обед
с 08.30 до 17.00  с 08.30 до 15.30  с 13.00 до 14.00 
Прием посетителей с 14.00 до 17.00  с 14.00 до 15.30   

 

Педагогика и методика начального образования

 

 

 

 

 

 

 

1. О кафедре

В числе первых пяти кафедр Нерюнгринского филиала была кафедра «Педагогика и методика начального обучения», которая в 1992 г. приступила к подготовке студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования».
Заведующей кафедрой была утверждена Анисия Иннокентьевна Петрова. «Прекрасный Человек, Специалист, Женщина», - так охарактеризовала ее одна из первых выпускниц кафедры Оксана Евгеньевна Фоменко. По воспоминаниям Татьяны Алексеевны Шамановой, ее поразил размах идей и планов на будущее. «Кафедры еще нет, а планов - громадье!». А.И. Петрова, совместно с преподавателями и студентами кафедры, принимала участие в различных семинарах и конференциях школ города. В рекламных целях широко использовала средства массовой информации, в частности газету «Индустрия Севера», на страницах которой знакомила общественность района с достижениями и проблемами не только кафедры, но и всего филиала. А.И. Петрова, как педагог-новатор, организовывала праздники, такие как «День Учителя», «День Победы», фестивали студенческого творчества, и неудивительно, что заложенные традиции живы до сих пор.
Дефицит учительских кадров заставил выпускникам кафедры давать дополнительно востребованные в городе специализации: «Учитель русского языка и литературы», «Социальный педагог», в связи с этим на кафедре появились специалисты-филологи, заложившие основы будущей специальности «Русская филология» - к.филол.н., доцент Любовь Геннадьевна Кихней. Стало также возможным заложить основу психологической службы (Елена Владимировна Пономарева).
При кафедре вот уже какой год действует учебно-научная лаборатория педагогики и психологии, где в 2010 г. под руководством Елены Владимировны Малыгаевой успешно трудились ведущие психологи: Ирина Жаповна Шахмалова, Виктория Алексеевна Иванова.
Из воспоминаний доцента кафедры ПиМНО Петра Васильевича Макарова:
«90-е годы - для кого-то «лихие», а для нас, сотрудников и студентов, были годами становления и расцвета. Новые люди, новые идеи, творческие успехи и свершения - вот в такую обстановку я окунулся 24 октября 1994 г., устроившись на работу в качестве старшего преподавателя кафедры ПиМНО под руководством к.п.н., несравненной Анисии Иннокентьевны Петровой. В институте царила атмосфера успеха и творчества, в этом, несомненно, большая заслуга наших руководителей: доцентов В.Н. Кононова, П.С. Максимова, профессоров А.В. Самохина и В.М. Никитина. Вообще, мне в жизни всегда везло на руководителей – как и многие сотрудники института, я вправе говорить: «Я тоже из гнезда Самохина!».
А наша кафедра ПиМНО? Она достойна сама отдельно восхищения, тот же здоровый психологический климат, рабочий настрой дали свои плоды - за столь короткое время мы полностью обеспечили педагогическими кадрами начального звена все школы региона и не только… И это большая заслуга всего нашего коллектива в лице Татьяны Алексеевны Шамановой, Надежды Леонидовны Зыряновой, Анатолия Афанасьевича Луковцева, Елены Григорьевны Карповой, Валентины Николаевны Дмитриевой, Натальи Александровны Еременко, Елены Владимировны Пономаревой, Ирины Ильиничны Николаевой, Ольги Тихоновны Рабинович и многих других.
…У нас на кафедре была создана, как и на филологическом отделении под руководством профессора Л.Г. Кихней, своя научная школа. Мы как бы «заразили» научной деятельностью педагогов образовательных учреждений города, многие из них скоро стали кандидатами наук (С.И. Блинков, Н.Е. Бубякина, А.Н. Лаврентьева и др.). В 1997 году А.И. Петрова передала руководство кафедрой мне…»
Петр Васильевич Макаров заведовал кафедрой ПиМНО с 1997 г. по 2002 г.
В 90-е гг. XX в. на кафедре ПиМНО плодотворно трудились Ольга Михайловна Борисова, Венера Петровна Марфусалова, Наталья Владимировна Зайцева, Борис Иннокентьевич Леханов и другие.
После недолгого руководства в 2003 - 2004 гг. Елены Григорьевны Карповой и Алексея Алексеевича Ремизова, кафедру возглавила к.филол.н., доцент Оксана Евгеньевна Фоменко, передавшая, после ухода на должность зам. директора МУО «Центра информационных технологий», свою эстафету в сентябре 2009 г. к.п.н., доценту Ларисе Викторовне Мамедовой.
С 2000-х гг. коллектив кафедры пополнился новыми специалистами: Лидия Александровна Полумискова - к.м.н., доцент, Юлия Владимировна Кобазова – к.психол.н., доцент, Виктория Сергеевна Новаковская, Сергей Георгиевич Карпов, Евгения Александровна Пушина, Яна Александровна Кардаш, к.п.н., доцент и другими.
В 1996 г. был осуществлен первый выпуск будущих специалистов в количестве 19 человек, четверо из которых получили диплом с отличием. С тех пор специалистов кафедры знают отлично в школах города, где они зарекомендовали себя только с хорошей стороны. Кафедра гордится своими выпускниками, ставшими не только учителями, но и преподавателями вузов и ссузов (А.А. Ремизов), руководителями управлений и отделов администраций города и района (Н.Н. Балуева (Угарова), директорами школ (В.В. Пятилетов), зам. министра (Паздников П.В.) и другие. Преподаватели и студенты принимают активное участие в общественных, культурных и спортивных мероприятиях не только района, но и всего Дальневосточного региона.
Профессия «педагог» всегда относилась к числу самых значимых, поскольку успех человека в ряде случаев определяется тем, с каким педагогом ему пришлось встретиться в начале своего жизненного пути. Педагогических специальностей много. И среди них особое место занимают учитель начальных классов, психолог. Именно педагогам выпала честь сопровождать ребенка в дошкольный и школьный период. Эта профессия очень сложна и требует от специалиста не только соответствующих психологических качеств, но и больших знаний из самых различных областей общественной жизни. Профессия психолога в России вслед за Западом с каждым годом набирает свою популярность. В настоящее время она является востребованной, так как студенты, оканчивающие данную специальность, направление, могут применить свои знания, умения и навыки не только в центрах психологической помощи, социальных организациях и в образовательных, воспитательных учреждениях, но и в других сферах деятельности: в специализированных государственных и частных медицинских учреждениях; в службах по подбору и отбору персонала, кадровых агентствах; в сфере научно-исследовательской деятельности; в бизнесе; в политике; в спорте; на различных предприятиях и фирмах в качестве специалистов по управлению персоналом, тренинг-менеджеров; в правоохранительных органах (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, управления внутренних дел); в МЧС, в службах спасения; в военных организациях и т.д. Например, в политической сфере психолог может работать в команде по продвижению кандидата в депутаты, мэра, Главы района, разрабатывая имидж клиента и оказывая помощь в стрессовых ситуациях в период предвыборной гонки и т.д.
Кафедра «Педагогика и методика начального обучения» ведет образовательную деятельность на протяжении 20 лет. Здесь обучают студентов по специальностям: «Педагогика и методика начального образования», «Педагогика и психология», «Дошкольная педагогика и психология». С 2011 г. осуществляется подготовка бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», которое дает возможность выпускникам в дальнейшем реализовать себя в различных сферах деятельности, представленных выше.
Профессорско-преподавательским составом кафедры руководит кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Мамедова. Вместе с ней будущих учителей, психологов обучают профессиональным премудростям кандидаты наук, доценты: Т.А. Шаманова, Л.А. Полумискова, Е.В. Николаев, В.А. Иванова, Ю.В. Кобазова, П.В. Макаров, а также старшие преподаватели, которые являются аспирантами и соискателями: И.И. Николаева, В.С. Новаковская, И.Ж. Шахмалова, Е.А. Пушина и многие другие. К обучению студентов также привлекаются и кандидаты ученых степеней, доктора наук из СВФУ и других вузов России, а также ведущие специалисты учреждений города Нерюнгри: к.п.н., заместитель директора по УВР «Гимназия №1 г. Нерюнгри» Л.П. Виноградова; к.п.н., главный специалист по педагогике государственного бюджетного учреждения РС (Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Нерюнгри» А.Н. Лаврентьева и другие.
Научно-исследовательская работа кафедры ПиМНО включает в себя фундаментальные и прикладные исследования, ориентированные на подготовку высококвалифицированных специалистов, и является неотъемлемой частью образовательной деятельности, направленной на повышение содержательной стороны учебных дисциплин и привлечение студентов к научно-исследовательской работе.
Кафедра планирует, организует и поддерживает постоянную связь с учебными заведениями, образовательными и социальными учреждениями, предприятиями в целях изучения их проблем научно–педагогического, психолого-педагогического характеров, обмена практическим и теоретическим опытом, выполнения совместных научных исследований и т.д., не только в пределах города, республики, но и за ее пределами. Сотрудники и студенты кафедры являются активными участниками различных научных мероприятий международного, всероссийского, республиканского, регионального, внутриинститутского уровней. Второй год подряд кафедра, благодаря совместной плодотворной работе преподавателей и студентов, занимает первое место по институту в области научно-исследовательской деятельности. Студенты кафедры являются победителями Всероссийских олимпиад в области педагогики и психологии, а студенческие программы, проекты выигрывают гранты и конкурсы на различных уровнях. Ежегодно выпускники кафедры участвуют во Всероссийском Открытом конкурсе дипломных работ, где занимают всегда почетные места.
Лучшие студенты по итогам учебного года направляются для прохождения практик, стажировок, курсов повышения квалификации за рубеж. Результаты научно-исследовательской деятельности кафедры внедряются в образовательный процесс образовательных учреждений г. Нерюнгри (МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри», МБО СОШ №15, МОУ СОШ №13 и др.). Исследования в области организации досуговой деятельности несовершеннолетних на дворовых площадках и в социальных учреждениях апробируются в рамках социального проекта «Наш двор», организованного при отделе социальной и молодежной политики районной администрации.
Кафедрой заключены договоры о творческом сотрудничестве с факультетом психологии ГОУ ВПО Новосибирского государственного педагогического университета и с Сибирским институтом современной практической психологии (г. Новосибирск), с кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института «ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова» (г. Якутск), с Амурским институтом железнодорожного транспорта (ф) ГОУ ВПО ДВГУПС (г. Свободный), с центром психологической помощи г. Нерюнгри, об организации и проведении совместной научно-исследовательской, научно-методической, научно-педагогической и психологической деятельности по проблемам, представляющим взаимный интерес сторон. Речь идет о взаимовыгодном использовании кадрового потенциала, организации сотрудничества в сфере новых образовательных, психолого-педагогических программ инновационного характера, обмене опытом по вопросам их применения и внедрения в практическую деятельность; о научно-методическом и научно-практическом сотрудничеств, о проведении совместных научных мероприятий и исследований. Аналогичный договор о сотрудничестве заключен с Золотинской средней школой-интернатом им. Г.М. Василевич (с. Иенгра) и образовательными, социальными учреждениями города Нерюнгри. Кафедра совместно с учреждениями города организует проведение научных мероприятий, в том числе написание научных работ в соавторстве; обеспечивает возможность научного сопровождения исследований обучающихся, педагогов, психологов данных учреждений в области педагогики и психологии; предоставляет возможность обучающимся и работникам учреждений участвовать в научных мероприятиях, проводимых кафедрой и институтом; рецензирует научно-исследовательские и творческие работы, подготовленные сотрудниками учреждений и воспитанниками; сотрудники кафедры регулярно участвуют в качестве экспертов, членов комиссий на семинарах, круглых столах, конференциях и других мероприятиях, проводимых образовательными, социальными учреждениями г. Нерюнгри.
Такая приближенность процесса обучения к научно-исследовательской деятельности и к практической работе положительно отражается на подготовке специалистов и в их дальнейшем трудоустройстве, что подтверждают отзывы организаций и сто процентное трудоустройство выпускников.

2. Цель (миссия) кафедры

Цель (миссия) кафедры – создание условий для удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в приобретении высшего образования и квалификации в области психолого-педагогической науки
Подготовка специалистов с глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями для удовлетворения потребностей республики, Южно-Якутского региона в квалифицированных специалистах – учителей начальных классов, педагогов-психологов и воспитателей.

3. Положение о кафедре

1. Положение о кафедре

4. Состав кафедры

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

1. Мамедова Лариса Викторовна – к.п.н., доцент, зав. кафедрой ПиМН, (e-mail: lv.mamedova@s-vfu.ru)
2. Шахмалова Ирина Жаповна – к.п.н., доцент (e-mail: izh.shakhmalova@s-vfu.ru)
3. Кобазова Юлия Владимировна –  к.псх.н. доцент (е-mail: yuv.kobazova@s-vfu.ru)
4. Шпиллер Татьяна Валерьевна – ст. преподаватель (e-mail: tv.shpiller@s-vfu.ru)

Внутренние совместители:

1. Мамедова Лариса Викторовна – к.п.н., доцент (e-mail: lv.mamedova@s-vfu.ru)
2. Шахмалова Ирина Жаповна – к.п.н., доцент (e-mail: izh.shakhmalova@s-vfu.ru)

Внешние совместители:

1. Савельева Марина Викторовна - ст. преподаватель (e-mail: savelieva.mv@s-vfu.ru)
2. Иванова Ольга Павловна – ст. преподаватель (e-mail: ivanova.op@s-vfu.ru)

Почасовики:

1. Аюрова Марина Владимировна, ст. преподаватель
2. Петрова Людмила Юрьевна, ст. преподаватель
3. Саввинова Любовь Ивановна, ст. преподаватель
4. Привалова Наталья Игоревна, ст. преподаватель
5. Черноусова Наталья Владимировна, ст. преподаватель

Учебно-вспомогательный персонал:

1. Привалова Наталья Игоревна – специалист по УМР 1 категории кафедры ПиМНО (e-mail: ni.privalova@s-vfu.ru)

5. Сведения о заведующих кафедрой разных лет

1. Петрова Анисия Иннокентьевна. 1992- 1997
А.И. Петрова, совместно с преподавателями и студентами кафедры, принимала участие в различных семинарах и конференциях школ города. Анисия Иннокентьевна как педагог-новатор, организовывала праздники, такие как «День учителя», «День Победы», фестивали студенческого творчества.
2. Макаров Петр Васильевич. 1997-2002
Из воспоминаний доцента кафедры ПиМНО Петра Васильевича: « 90-е годы для кого-то «лихие», а для нас, сотрудников и студентов, были годами становления и расцвета. Новые люди, новые идеи, творческие успехи и свершения. Наша кафедра достойна сама отдельно восхищения, тот же здоровый психологический климат рабочий настрой дали плоды- за столь короткое время мы полностью обеспечили педагогическими кадрами начального звена все школы региона и не только…»
3. После недолго руководства в 2003-2004 гг. Елены Григорьевны Карповой и Алексея Алексеевича Ремизова, кафедру возглавила к. филол. н., доцент Оксана Евгеньевна Фоменко (с 2004-2009 гг.).
4. С 2009 г. руководство кафедрой осуществляет Мамедова Лариса Викторовна, к.п.н., доцент, которая, совместно с преподавателями кафедры поставила перспективную задачу по подготовке бакалавров педагогического и психолого-педагогического направлений.

6. Направления подготовки и специальности кафедры

На кафедре педагогика и методика начального обучения ведется обучение по следующим направлениям:
1. 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Бакалавр по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья; педагогическая в дошкольном образовании.
Область профессиональной деятельности выпускника включает в себя сферы образования, здравоохранение, культуру.
Объекты профессиональной деятельности выпускника: обучение, воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа.
2. 44.03.01 «Педагогическое образование»
Бакалавр по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая; исследовательская; культурно-просветительская.
Область профессиональной деятельности выпускника включает в себя образование, социальную сферу, культуру.
Объекты профессиональной деятельности выпускника: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
3. 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки: Начальное образование и дошкольное образование. Обучение 5 лет.
Бакалавр по данному направлению готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая, исследовательская, культурно-просветительская. Область профессиональной деятельности выпускника включает в себя образование, социальную сферу, культуру.
Объекты профессиональной деятельности выпускника: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательной системы.
Бакалавры занимаются изучением психологии детей и педагогикой дошкольников, теоретических процессов изобразительной деятельности, познают, как развивается детская речь, как правильно физически воспитывать ребенка. Их обучают осуществлять контроль и управление за социально-педагогическим процессом, выполнять проектирование для достижения прогнозной цели.

7. Уникальность направления подготовки

Направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Профессия «психолог» появилась сравнительно недавно. Отсюда и множество ошибочных и неверных сведений относительно методов и содержания науки психологии. Некоторые люди путают такие похожие по звучанию, но разные по значению профессии, как психиатр, психотерапевт и психолог. Поэтому следует сказать, что психиатр и психотерапевт – врачи, получившие диплом в медицинских учебных заведениях. А психолог получил свое образование по специальности «Психология», «Психолого-педагогическое образование» и врачом не является. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, в прямом смысле этого слова, а помогает человеку обрести гармонию, как с самим собой, так и окружающими его людьми.
В рамках профессии «психолог» существуют разные специализации. В зависимости от той или иной специализации меняется и содержание труда, и области применения, и требования к знаниям и личности специалиста. Психолог может быть практиком, исследователем, преподавателем, прикладником. Остановимся подробнее на тонкостях профессиональной деятельности психолога.
Психолог-практик решает актуальные для человека и группы людей проблемы психологического развития и функционирования в определенных условиях. Работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планирования карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем и т.д. Чаще всего психолог-практик требуется в социально-психологические, медико-психологические центры, центры развития, центры психологического консультирования, центры профориентации, образовательные учреждения. Многие психологи ведут частную практику.
Содержание труда психолога-исследователя заключается в решении таких задач как понимание и объяснение психических явлений, овладение законами развития и функционирования психического, обеспечивающие прогноз и возможность управления человеческим поведением. Такие специалисты нужны в научно–исследовательских учреждениях академического и ведомственного подчинения, университетах.
Преподаватель психологии ориентирован на передачу профессиональных знаний, умений и навыков, трансляцию личного опыта и личностных смыслов, помогающие обучающему самоопределяться в мире профессиональных ценностей.
Психолог-прикладник применяет знания о психологических закономерностях для развития и успешного функционирования той или иной сферы социальных отношений, инженерной, управленческой, общественной деятельности. Поэтому психолога-практика можно встретить в сферах производства, управления, массовой коммуникации, социальной сфере.
Для того чтобы быть успешным в своей сфере психолог должен иметь широкое академическое образование, исследовательские навыки, гибкость и остроту ума, развитые аналитические способности, высокие показатели устойчивости и концентрации внимания. Не менее важны и личностные качества, такие как наблюдательность, общительность, склонность к сотрудничеству, способность к сопереживанию, чуткость, вместе с тем эмоциональная устойчивость, готовность к овладению новыми знаниями.
Конечно же, на вышеуказанной классификации типология «психологов» не заканчивается. Сегодня вы можете услышать о таких психологах как нейропсихолог, патопсихолог, клинический психолог, семейный психолог, детский психолог, социальный психолог, педагог-психолог и др. Содержание их деятельности зависит о решаемых задач и используемых при этом средств.
Где же можно получить психологическое образование? На сегодняшний день практически во всех крупных образовательных учреждениях ведется подготовка специалистов психологического профиля. Не исключением является Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета в г.Нерюнгри. Кафедра «Педагогика и методика начального обучения» обучает студентов по специальностям «Педагогика и психология», «Дошкольная педагогика и психология». С 2011 г. осуществляется подготовка бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», которое дает возможность выпускникам в дальнейшем реализовать себя в различных сферах деятельности психолога-практика и психолога-прикладника.
Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»
Профессия учителя начальных классов требует от специалиста совмещения многих качеств, как личностных, так и профессиональных. Важность задачи педагога сложно переоценить - он закладывает фундамент всех будущих знаний человека, формирует его мировоззрение, начинает социальную адаптацию ребёнка. Первый учитель решает непостижимое количество проблем и ежедневно отвечает на массу вопросов, возникающих в беспрерывно в головах детей. И каждое решение или ответ должны быть грамотными и стратегически правильными, ведь полученное в начальной школе знание используется человеком на протяжении всей его сознательной жизни.
Уникальность профессии учителя начальных классов заключается в совмещении сразу нескольких социальных статусов. Если попросить детей написать на тему профессия учитель начальных классов сочинение, они назовут ее не только педагогом, но и организатором, родителем, другом, хорошим помощником, психологом и даже справедливым судьей в многочисленных детских конфликтах.
Более того, учитель принимает активное участие в формировании коллектива, существующего пока только на бумаге. Формальная деятельность в рамках стандартной учебной нагрузки - это не про профессию учитель начальных классов. От социальной работы учителя зависит, насколько сильно сплотятся ребята, будут ли дружить и выстраивать гармоничные отношения друг с другом на протяжении всех лет своего обучения.
К важным личным качествам представителя этой профессии относятся:
- любовь к детям и желание о них заботиться;
- чуткость и внимание к детским потребностям;
- умение правильно оценивать и раскрывать детский потенциал;
- умение разрешать спорные ситуации, мирить детей в конфликтах;
- проявление упорства в своей работе;
- управление коллективом на основе демократических ценностей;
- позитивное отношение к профессии;
- толерантность и активная жизненная позиция.
Основные требования к профессии учитель начальных классов:
- выполнить официальные образовательные программы для учеников начальных классов;
- осуществить личностно ориентированный подход во взаимодействии с учениками, анализировать их индивидуальные качества, анализировать уровень их обученности.
- проектировать развитие личностных качеств школьников;
- помогать специалистам в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения или задержки в развитии.
- планировать уроки, внеклассные мероприятия, изучать и анализировать дидактические материалы, образовательные программы;
- проводить разъяснительную работу с родителями по вопросам домашнего обучения и семейного воспитания ребенка.
Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»
Образовательная программа по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Дошкольное образование и начальное образование» имеет своей целью разностороннее профессиональное формирование и развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста – учителя начальных классов с высшим образованием и воспитателя дошкольного образовательного учреждения, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями, высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.
По данному направлению подготовки наши выпускники не только приобретают профессию учитель начальных классов, но и одновременно овладевают такой профессией как воспитатель дошкольного образовательного учреждения.
Профессия воспитатель ДОУ имеет высокую социальную значимость.
Воспитатель должен много знать и уметь. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию.
Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой.
Необходимые знания и навыки
Специалист по воспитанию детей должен обладать базовыми знаниями в области психологии, владеть педагогическими методиками, обдать талантами или творческими способностями (пение, изобразительное искусство, актерское мастерство, спорт).
Обязательно нужно вести здоровый образ жизни, интересоваться культурой, литературой, быть активным, современным, опрятно выглядеть. Профессия предполагает интерес к развитию общества и образованию, потребность в собственном развитии и неравнодушие к будущему страны.
Задачи и должностные обязанности:
- контролировать жизнедеятельность и здоровье воспитанников;
- знать основы детской возрастной психологии;
- оказывать первую медицинскую помощь в случае необходимости;
- обучать дошкольным предметам;
- прививать навыки, в т.ч. самообслуживания, коммуникации со сверстниками и взрослыми и т.д.;
- организовывать пребывание группы на свежем воздухе, активный и познавательный досуг;
- вовлекать детей в развивающие, спортивные, творческие мероприятия;
- создавать комфортную обстановку и благоприятную атмосферу;
- проявлять гибкость, находить индивидуальный подход к детям и родителям;
- разрешать конфликты, соблюдать этику, проявлять такт.

8. Контингент обучающихся всех образовательных уровней

1. Очное обучение – 65 чел.
2. Заочное обучение – 82 чел.
3. Всего – 147 чел.

9. Учебная деятельность

На кафедре ПиМНО уделяется большое внимание внедрению новых форм и методов обучения. В настоящее время преподаватели применяют активные и интерактивные методы обучения и воспитания с целью развития личности, стимулирующие самообучение, самовоспитание и саморазвитие (лекции с использованием компьютерного мультимедийного видеопроектора, презентации, тестирование, деловые игры, кейс-стади, дискуссии, социально-психологические тренинги и др).
Преподавание наук из простого информирования студентов по соответствующим областям знаний превратилось в способ развития активной личностной позиции, творческого мышления, умения конструктивно действовать при решении учебных проблемных ситуаций и т.д.
Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин и ежегодно обновляется.
Активно используются такие профессиональные базы данных, как: Электронная библиотека диссертаций, Российская государственная библиотека; научная электронная библиотека Elibrary.ru; Консультант Плюс и др.
Популярны среди студентов также информационные справочные системы: психологическая лаборатория - http://vch.narod.ru/, информационно-аналитический портал - http://www.psynavigator.ru/books.php, информационная сеть Российской психологии - http://www.psi-net.ru/, справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ, http://www.gramota.ru/, образовательный портал «Все образование». http://www.alledu.ru/about/, официальный сайт Министерства образования и науки Министерство образования, http://www.ed.gov.ru

10. Научно-исследовательская деятельность

С 2012 года на кафедре ведут свою работу научные студенческие кружки «Психея» и «САМИ», участниками которых является более 50% студентов, обучающихся на кафедре. Руководителями кружков являются преподаватели кафедры, под руководством которых проведено порядка 50 научных исследований, с результатами которых студенты выступили на международных конференциях. Было опубликовано более 100 статей в трудах всероссийских и республиканских конференций.
Студенческие исследования направлены на изучение индивидуальных особенностей как детей разной возрастной категории, так и студентов, обучающихся в ТИ (ф) СВФУ.
С января 2010 года кафедра проводит работу по инициативной теме «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса» (Регистрационный номер: 03-11ПС 16.06.2010). Код ГРНТИ: 14.01.11 Современное состояние перспективы развития образования и педагогики. Научным руководителем являлся до 2011-2012 уч.года доцент кафедры Полумискова Л.А. В настоящее время данной темой руководит заведующий кафедрой, а ответственным исполнителем является к.п.н., доцент Николаев Е.В. Над темой работают 2 преподавателя и 2 соискателя. Основной целью инициативной темы является разработка модели системы образовательной деятельности в начальной школе, направленной на создание психолого-педагогических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка (на примере Южно-Якутского региона). В рамках данной темы ежегодно проводятся методические семинары, конференции, круглые столы на базе образовательных учреждений и кафедры педагогики и методики начального обучения. Также в рамках данной темы студенты выполняют и свои научно-исследовательские проекты.
В настоящее время по инициативной теме проведен: анализ нормативно-правовой базы РФ и РС (Я), что послужило основой для повышения нормативного и правового обеспечения методического и психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в практической деятельности; санитарно-гигиенический анализ условий осуществления образовательного процесса в начальной школе; определены условия психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; составлены программы психолого-педагогических диагностик.
Полученные результаты по инициативной теме, ориентированные на максимальное содействие профессионально-личностного роста и развития студентов, с 2017-2018 учебного года внедрены в блоки учебных дисциплин («Инновационный подход к организации досуга детей», «Актуальные проблемы методики преподавания в начальном звене», «Основы научных исследований», «Психолого-педагогический практикум», «Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» и т.д.) специальностей 050708.65 - «Педагогика и методика начального образования», 050706.65 - «Педагогика и психология» и направления подготовки бакалавров 050600.62 «Психолого-педагогическое образование».
В 2013 году на кафедре было утверждено основное научно-исследовательское направление кафедры «Психолого-педагогическое сопровождение образования: личностный и институциональный аспект». Преподаватели кафедры отразили свои научные интересы в следующих научных темах:
1.«Формирование духовно-нравственной культуры личности студентов в поликультурной образовательной среде» - Николаева И.И.
2.«Нравственно-эстетическое воспитание школьников в поликультурной образовательной среде» - Николаев Е.В., к.п.н.
3.«Историко-педагогический аспект развития высшего профессионального образования в Южно-Якутском регионе» - Мамедова Л.В., к.п.н.

18 октября 2019 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Шахмалова И. Ж. на базе ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова» в г. Улан-Удэ.
Педагоги кафедры являются активными участниками конкурсов и грантов российского, республиканского и районного уровня.
В 2017 году был подготовлен 1 коллективный проект для участия в конкурсах РФФИ (2017 г.) – Мамедова Л.В., Николаева И.И., Шахмалова И.Ж., Кобазова Ю.В., Николаев Е.В., Макаров П.В.);
Николаев Е.В. участвовал в международном гранте IADCES ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРАНТ 2017 календарный год, организатором которого выступает International Agency for the Development of Culture, Education and Science (IADCES).
В 2018 году были подготовлены 3 коллективных проекта для участия в конкурсах РФФИ:
1. «Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных молодежных научных мероприятий, проводимый РФФИ - Организация и проведение научного мероприятия «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса». Николаев Е.В. – руководитель проектов; Исполнители - Мамедова Л.В., Шахмалова И.Ж., Кобазова Ю.В.
2. АНФ_а «Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных научных исследований, проводимый совместно РФФИ и Австрийским научным фондом» - «Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами народных танцев Якутии (на базе ГБОУ РС(Я) "Экспериментальная школа-интернат "Арктика" с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля")». Николаев Е.В. – руководитель проектов; Исполнители - Мамедова Л.В., Шахмалова И.Ж., Кобазова Ю.В.
3. Грант Министерства образования и науки РФ «Субсидии на выполнение мероприятий по поддержке инноваций в области развития и модернизации образования» основного мероприятия «Реализация механизмов оценки и обеспечения качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами» направления (подпрограммы) «Совершенствование управления системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Николаев Е.В. – руководитель проектов; Исполнители - Мамедова Л.В., Шахмалова И.Ж., Кобазова Ю.В.

11. Методическая обеспеченность учебного процесса

На кафедре особое внимание уделяется разработке и комплектованию необходимого минимума учебно-методических материалов для обеспечения учебного процесса, а также учебных, производственных, преддипломных практик. За последние годы большая и целенаправленная работа ведется по планированию и организации выпуска учебно-методической литературы.
Основные образовательные программы обеспечены учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам ООП. Содержание каждой дисциплины представлено в локальной сети ТИ (ф) СВФУ.
Основными направлениями методической работы на кафедре являются:
- разработка и совершенствование учебно-методической документации;
- повышение педагогического мастерства преподавателей;
- совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов кафедры;
- внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий.
Одно из направлений работы кафедры    - это разработка учебно-методических комплексов дисциплин, которые представляют собой совокупность учебно-методических документов, необходимых и достаточных для качественного преподавания и изучения соответствующей учебной дисциплины, систему балльно-рейтинговой оценки знаний студентов.

В состав разработанных учебно-методических комплексов дисциплин входят:
- рабочая программа дисциплины со структурой содержания, графиком самостоятельной работы студентов, предусматривающим проведение текущего и итогового контроля освоения обучаемыми учебного материала модулей и дисциплины в целом;
- методическое обеспечение аудиторных занятий;
- методическое обеспечение контроля знаний студентов;
- методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
- методическое обеспечение практики;
- методическое обеспечение курсовых и выпускных квалификационных работ.

12. Обеспеченность основной учебной литературой дисциплин кафедры

На сегодняшний день образовательные программы 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование», 44.03.01 – «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (Начальное образование и дошкольное образование) кафедры ПиМНО обеспечена необходимой учебной и научной литературой в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
Реализация основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавра обеспечивается доступом каждого студента к библиотечному фонду и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием соответствующих методических пособий и рекомендаций по читаемым дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, выполнению курсовых и выпускных работ, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- материалами и т.д.
Литература находится в библиотеке института на учебном абонементе, а также в читальном зале, где студенты имеют доступ к электронным каталогам. Все субъекты образовательного процесса имеют свободный доступ к электронным ресурсам библиотеки ТИ (ф) ФГАОУ ВО СВФУ. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. На кафедре создан банк электронных версий учебников и учебных пособий по дисциплинам учебного плана, которыми студенты могут пользоваться в процессе самостоятельной учебной работы. Часть учебников для начальной школы и методических пособий и рекомендаций для студентов находится на кафедре (УЛК каб. 502, 504). Специалист по УМР кафедры помогает студентам в подборе литературы при подготовке к учебным занятиям и написании курсовых и дипломных работ. С учетом конкретных особенностей, связанных с направлением данной основной образовательной программы студенты имеют возможность работать в учебно-научной лаборатории педагогики и психологии, которая функционирует при кафедре педагогики и методики начального обучения с 20.03.06 г. (УЛК, каб. 510). Данная лаборатория оснащена компьютерами с выходом в Интернет и локальную сеть.
Информационно-программный материал кафедры ПиМНО включает в себя:
- психологический инструментарий ИМАТОН (Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС), Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал», Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир», Цветовой тест Люшера (диагностика нервно-психического состояния);
- диагностический материал к практическим заданиям, учебной и производственным практикам;
- учебно-методический диагностический материал для курсовых работ, выпускной квалификационной работы;
- видеоматериалы для лекционных и практических занятий по профильным дисциплинам;
- тестовые материалы для контроля самостоятельного усвоения знаний студентами по дисциплинам профессионального цикла;
- программы и дневники учебных и производственных практик.
Преподаватели кафедры издают методические пособия и методические рекомендации к читаемым дисциплинам.
Таким образом, информационно-методическое обеспечение учебного процесса дисциплин кафедры ПиМНО соответствует критериям достаточности, доступности и своевременности источников учебной информации. Обеспеченность всех учебных дисциплин основной учебной литературой в целом соответствует требованиям ФГОС ВО

13. Материально-техническая база кафедры

Учебные дисциплины, входящие в учебный план направления подготовки, обеспечены аудиторным фондом. За кафедрой ПиМНО закреплено 6 учебных аудиторий, предназначенных для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Все аудитории укомплектованы техническими средствами обучения, служащими для представления информации большой аудитории: стационарными/переносными экранами и проекторами, ноутбуками, учебными/интерактивными досками. Количество комплектов учебной мебели и посадочных мест соответствуют требованиям стандартов.
Аудитории 502, 504, 506, 507, 508, 510 имеют свободный выход в Интернет, что позволяет проводить занятия в режиме онлайн с преподавателями из других городов.
Аудитория 402 предназначена для осуществления студентами самостоятельной работы. Аудитория укомплектована компьютерами и имеет выход в Интернет.
В 405 расположен лингафонный кабинет Sanako Lab 90 на 16 посадочных мест.

На кафедре имеется 4 ПК, 2 ноутбука, 2 интерактивные доски, копировальная техника, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, мультимедийный комплекс. Учебная лаборатория оснащена ноутбуком, копировальной техникой, магнитофоном, музыкальным центром. Компьютеры объединены локальной сетью. Есть доступ к сети Интернет. Действует система дистанционного обучения. Имеется электронный вариант учебной, методической и научной литературы по дисциплинам. В процессе образовательной деятельности задействованы компьютерные и лингафонный кабинеты, учебные и учебно-научные лаборатории, занятии по физической культуре проводятся в с/к «Олимп», «Богатырь».
Образовательный процесс обеспечен следующими техническими средствами:
1) лингафонный кабинет Sanako Lab 90 на 15 посадочных мест;
2) компьютерные кабинеты, оснащенные системными блоками Pentium-4 2000 А, мониторами 17 дюймов, SynkMaster 763 Mb на 20 посадочных мест;
3) мультимедийный кабинет, оснащенный проектором NEC Projector NP 40 G, экраном Projecta Slim Screen, ноутбуком Toshiba, ноутбуком HP Compaq;
4) 2 мультимедийных кабинета, оснащенных интерактивными досками PolyVision, ноутбуками NB Asus N5.
Материально-технические ресурсы базовых предприятий практик (образовательные учреждения) соответствуют требованиям реализации ОПОП направления подготовки 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование», 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и позволяют реализовать программу производственных (педагогических) практик в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу специальности и подготовки специалистов.

14. Наиболее значимые публикации сотрудников кафедры

Публикации ППС кафедры в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus

1. Tuyana Ts. Dugarova , Evgeniya M. Trofimova , Aldar V. Damdinov , Larisa A. Andreeva , Lidiya P. Sagalakova , Irina Zh. Shakhmalova , Tumen-Zhargal Ts. Dugarov. Self-Identity of Adolescents in the Cross-Cultural Aspect (on the example of Mongolian and Russian Adolescents) // Journal of Environmental Treatment Techniques. – 2020. – Volume 8. – Issue 4. Pages: 1599-1605 – на англ. яз. – http://www.jett.dormaj.com/docs/Volume8/Issue%204/Self-Identity%20of%20Adolescents%20in%20the%20Cross-Cultural%20Aspect%20(on%20the%20example%20of%20Mongolian%20and%20Russian%20Adolescents).pdf

Публикации ППС кафедры в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science

1. Мамедова Л.В., Гриб Н.Н. Development of critical thinking of students by means of active and interactive methods of training. Advances in economics, business and management research, 2020, 128, 1011 (не индексировано, но опубликовано).
2. Мамедова Л.В, Кобазова Ю.В., Шахмалова И.Ж. Psychological and pedagogical methods for development of assertive behavior in high school students Advances in economics, business and management research, 2020, 128, 2117 (не индексировано, но опубликовано)
3. Nikolaeva, II, Mamedova, LV, Nikolaev, EV, Kobazova, YV, Shakhmalova, IZ ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN IN THE SOUTH YAKUTIA REGION OF THE SAKHA (YAKUTIA) REPUBLIC TURISMO-ESTUDOS E PRATICAS, https://apps.webofknowledge.com/InboundService.do?product=WOS&Func=Frame&DestFail=http%3A%2F%2Fwww.webofknowledge.com&SrcApp=RRC&locale=ru_RU&SrcAuth=RRC&SID=C1Cz5NEwjSW1vz2xGsg&customersID=RRC&mode=FullRecord&IsProductCode=Yes&Init=Yes&action=retrieve&UT=WOS%3A000548853800077

15. Культурная и спортивная жизнь кафедры

Студенты активно участвуют в жизни ТИ (ф) ФГАОУ ВО СВФУ, находясь в составе таких студенческих организаций как студенческое профбюро, студенческий профком.
Одновременно с этим студенты являются активными участниками различных конкурсов, фотоконкурсов, как городских, так и районных уровней мероприятий, так же принимают участие в спортивных мероприятиях, в конкурсах и фестивалях различного уровня. Администрацией института применяются различные формы поощрения студентов за достижения в учебе и внеучебной деятельности (на основании Положения о премировании). Родители успешных студентов получают в канун Нового года благодарственный письма за воспитание детей. Материальное поощрение за внеучебную работу получают старосты академических групп, профорги профбюро, председатель студенческого профкома, председатель студсовета общежития. Студенты с 1 по 5 курс ТИ (ф) СВФУ, обучающиеся на «хорошо» и «отлично» ежеквартально получают повышенные государственные стипендии Правительства РФ по следующим направлениям:
- «спортивная деятельность»
- «культурно-творческое направление»
- «общественная деятельность»

16. Основные образовательные программы

Кафедра педагогики и методики начального обучения является выпускающей кафедрой по 3 направлениям подготовки:
- 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование»;
- 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Общая и специальная психология и педагогика в образовании»;
- 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили «Дошкольное образование и Начальное образование».