Многолетние научные исследования позволили В. В. Илларионову связать воедино такие непреходящие понятия, как олонхо – ысыах – осуохай, внести свою лепту в дело возрождения и развития духовной, материальной культуры народа саха в Республике Саха (Якутия).
Василий Васильевич Илларионов – доктор филологических наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, ведущий научный сотрудник ИГИиПМНС СО РАН, известный в России и далеко за её пределами фольклорист, ведущий олонховед. Во время учебы в Якутском государственном университете в 1968-1973 г.г. он занимался в научном кружке “Олонхо” под руководством кандидата философских наук, доцента Д.С. Макарова. Со студенческих лет Василий Илларионов принимал активное участие в работе фольклорной экспедиции ИЯЛИ Якутского филиала СО АН СССР (ныне ИГИиПМНС СО РАН) по сбору полевых материалов в республике. С 1992 года работает на факультете якутской филологии и культуры (ныне - Института языков и культуры народов Северо-востока РФ) СВФУ (ЯГУ) им. М.К. Аммосова, заведует кафедрой фольклора и культуры.
Основной темой его научно-исследовательской деятельности является устная традиция якутов. Он первую свою научную статью, посвященную проблемам собирания полевых материалов олонхо, написал в 1973 году. В 1981 году Василий Васильевич защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук по теме: “Искусство якутских олонхосутов”, в которой рассмотрел сказительское мастерство и исполнительское искусство якутских олонхосутов. В 1997 году Василий Васильевич защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук на тему: “Сказительство в системе фольклорной традиции народа саха”. В докторской работе Василий Васильевич на основе архивных и собственных полевых материалов исследовал якутское сказительство, рассматривая его как сложный феномен единой системы духовной культуры этноса. Впервые в российской фольклористике исследованы основные характерные черты якутского сказительства и искусства олонхосутов. Он, исследуя олонхо в контексте культуры евразийской степи, теоретически обосновал живую традицию якутского эпоса олонхо. В работе конкретизированы традиционные формулы, типические места якутского эпоса, проанализирован исполнительский стиль. Им было формулировано предположение о бытовании «сказительских школ» по определенным регионам, подобно тому, как это имеет место в эпической традиции русского и тюрко-монгольских народов. Он особо выделяет две школы сказительства – таттинскую (Табахыровскую) и амгинскую. В его отдельной монографии были рассмотрены эпические традиции верхоянских олонхосутов. Василий Васильевич имеет свою методику записи и камеральной обработки полевых материалов, впервые в якутской фольклористике использовал методику повторных записей исполнения олонхо. По мнению А.Б. Соктоева, такая методика использовалась в алтайской, тувинской, хакасской фольклористике.
Ключевая проблема научной работы Василия Васильевича Илларионова – это устная традиция якутских олонхосутов. Эпосоведа В. В. Илларионова отличает системный исторический подход к предмету своих изысканий. Он исследует фигуру сказителя-олонхосута и эпос в этнокультурном контексте на основе архивных и собственных полевых материалов, пытливо анализируя жизнь и деятельность известных и начинающих олонхосутов прошлого и настоящего, изучая их богатый жанровый репертуар. Освоение всего этого богатого сложного материала позволило, в первую очередь, приступить к широкой эдиционной деятельности. Он принимает самое активное участие как редактор и издатель в 21-томном серийном издании эпоса олонхо “Саха боотурдара”, 18 томов которого уже увидели свет. В. В. Илларионов – один из ответственных исполнителей якутского корпуса академической серии “Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока”. Он принимал участие в подготовке томов “Якутский героический эпос-олонхо: Кыыс Дэбэлийэ”, “Якутская обрядовая поэзия”, “Якутские народные сказки”. В 1996 г. им опубликовано олонхо “Могучий Эр Соготох” олонхосута В. О. Каратаева.
В 70-х годах ХХ в. В. В. Илларионовым было открыто имя В. О. Каратаева, ранее неизвестного в науке аутентичного олонхосута. От В. О. Каратаева ему удалось записать на магнитофонную ленту три раза: в 1975, 1982, 1986 гг. текст олонхо «Могучий Эр Соготох». Это позволило ученому установить пределы пульсации устного текста на материале одного произведения. Творческая “лаборатория” устного певца-олонхосута впервые в якутской фольклористике исследовалась В. В. Илларионовым с помощью методики повторных записей эпического репертуара сказителей, а также повторных разновременных записей эпического произведения от одного и того же сказителя. Метод работы эпосоведа со своими известными информаторами-олонхосутами Дарьей Андреевной Томской, Василием Осиповичем Каратаевым близок к методу включенного наблюдения у социологов. У него за годы многолетних полевых работ по всей Якутии выработался свой стиль работы с носителями устной традиции. Кроме этого, зафиксировал на магнитофоне олонхо популярных в семидесятых-восьмидесятых годах олонхосутов В. Д. Егорова – Айах Баһылай (Нюрба), Д. С. Сергеева (Нюрба, Хатыы), С. Г. Егорова, Н. К. Петрова (Сунтар), С. Г. Алексеева – Уустарабыс, Н. М. Тарасова (Горный район), А. С. Васильева (Вилюйск). В результате данной деятельности выпустил книгу «Олонхосут А. С. Васильев: жизнь и творчество». Это стало первым примером скрупулезного исследования творчества отдельных олонхосутов. Также первым примером может считаться изучение репертуаров широко известных якутских сказителей Д. М. Говорова, Н. А. Абрамова, И. Г. Теплоухова-Тимофеева, С. Н. Каратаева – Дыгыйар, И. М. Харитонова и др.
Изучив жизнь и сказительские традиции, В. В. Илларионов предположил, что в прошлом существовали локальные регионы, где сказительское искусство было особенно популярным, и были школы олонхосутов. В частности, он указал на различия по местам локализации среди олонхосутов центральной группы, вилюйских, верхоянских улусов.
В связи с признанием ЮНЕСКО олонхо Шедевром духовного наследия человечества, в целях его распространения, увековечения учёный поддерживает самостоятельное издание олонхо муниципальными органами управления, родственниками олонхосутов, энтузиастами и как фольклорист оказывает всяческую помощь. Так, он подготовил к печати олонхо «Кетер Мюлгюн» момского олонхосута Д. М. Слепцова, которое вышло по инициативе дочери олонхосута, Матери-героини М. Е. Никулиной в издательстве «Ситим». Это олонхо записал в 1940 г. С. И. Боло, находясь в северной фольклорной экспедиции. Жители Момского улуса воодушевлённо встретили издание олонхо своего земляка. Учителя Г. С. Попова – Санаайа и А. И. Брызгалова организовали исполнение олонхо перед школьниками, приняли успешное участие в республиканском фестивале «Я – дитя страны олонхо». Позднее олонхо «Кетер Мюлгюн» во второй раз издано в серии «Саха боотурдара», третье же издание было посвящено детям.
Большое внимание профессор В. В. Илларионов уделяет популяризации олонхо северных олонхосутов. Он сотрудничает с главами наслегов, улусов и частными лицами, выступающими инициаторами издания олонхо своих односельчан и родственников. Так, поддержав инициативу главы Дюляйского наслега Таттинского улуса О. Д. Осипова, директора музея «Дьөһөгөй» наслега Хатыы Нюрбинского улуса И. Я. Танхарова, главы Хатылинского наслега Чурапчинского улуса В. В. Ершова, они подготовили к печати олонхо «Айыы Дугуйдаах» И. Е. Огочуярова, «Кулдус Бёгё» И. М. Харитонова – Саакырдаах, «Ала Хотогой» М. И. Белых, «Хара Ньургун» А. Н. Кривошапкина, которые изданы отдельными книгами при финансировании инициаторов. Олонхо «Сүүлэлдьин Боотур» знаменитого вилюйского олонхосута С. Н. Каратаева они выпустили в сотрудничестве с заслуженным артистом РФ и народным артистом РС(Я) Г. С. Васильевым при финансовой поддержке главы МР «Вилюйский район» Д. Д. Махарова. При этом, как и в изданиях серии «Саха боотурдара», ими составлены вступительные статьи, комментарии, научный аппарат, что даёт читателям возможность понять, каким именно образом записаны тексты олонхо, хранящиеся в научном архиве и послужившие первоисточником для издания книг.
В результате целенаправленной работы В. В. Илларионова в академических и научно-популярных сериях изданы в полном объёме пятнадцать олонхо. Приняв эстафету у Г. У. Эргиса, Н. В. Емельянова, И. В. Пухова, учёный-фольклорист достойно продолжает их работу.
В поле зрения исследовательской деятельности профессора В.В. Илларионова постоянно находятся и другие жанры якутского фольклора. Так, он в улусах республики собирает полевые материалы по бытованию осуохая, алгыса, народных песен, чабыргах и других жанров. По проблемам изучения жанра осуохай Василий Васильевич совместно с М.В. Николаевой издал монографию, посвященную локальным особенностям сунтарского осуохая (1994) и сборников текстовых материалов жанра. Из них творчеству народного певца С.А. Зверева – Кыыл Уола было посвящено 3 сборника. Отрадно, что один из самых текстуально достоверных сборников по творческому наследию С.А. Зверева – Кыыл Уола В.В. Илларионов подготовил совместно с сыном и наследником певца Т.С. Зверевым. В переиздании работы А.А. Попова «Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа: тексты», Василий Васильевич подготовил к изданию якутские тексты автора (2008).
Профессор В.В. Илларионов является одним из ответственных исполнителей серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». В данной серии он принял активное участие в подготовке 2 отдельных томов, посвященных жанрам якутского фольклора. Один том был посвящен обрядовой поэзии якутов, другой том включал якутские народные сказки. В 1990-е годы В.В. Илларионов вел радиопередачи «Сыккыс», «Сээркээн», в них он рассказал о творчестве 18 носителей фольклорных традиций: тойуксутов, запевал, олонхосутов и др. В фонде Якутского научного центра СО РАН собраны аудиозаписи 41 исполнителя со всей республики, собранные Василием Васильевичем в течение многих лет. Он является одним из инициаторов издания рукописных материалов собирателей фольклора, краеведов. К примеру, им были изданы полевые материалы Г.Е. Федорова из Сунтарского улуса, Н.Т. Степанова из Нюрбинского улуса, олонхосутов и народных певцов Д.М. Слепцова (Момский улус), С.С. Егорова (Нюрбинский улус), В.Д. Данилова, Ю.Е. Иванова, Е.М. Николаева (Сунтарский улус), И.Е. Кулаковского – Оонньуулаах Уйбаан (Таттинский улус), Т.В. Захарова – Чээбий, У.Г. Нохсорова (Амгинский улус) и др.
Проблемы возрождения ритуального комплекса Ыhыах были одним из основных направлений в научной деятельности В.В. Илларионова. Вопросам воссоздания устойчивых традиций Ыhыаха якутов посвящены его монографии . Василий Васильевич постоянно занимается вопросами воссоздания традиционной культуры народа саха. Директор Института филологии СО РАН А.Б. Соктоев, директор Института литературы им. А. Навои Республики Узбекистан Т. Мирзаев, исследователь хакасского эпоса – алыптых нымах В.Е. Майногашева и якутский фольклорист С.Д. Мухоплева отмечали его роль и большой вклад в возрождение фольклорных традиций и этнической культуры народа саха. В частности, С.Д. Мухоплева пишет, что он «соблюдает принцип изучения традиции во времени. Он традицию рассматривает как динамическую, эволюционирующую систему. Вот почему он, занимаясь научными исследованиями, успешно участвует в движении за возрождение этнической культуры, национального праздника ысыах, в моделировании современных форм бытования фольклорных произведений в виде телепередач, конкурсов сказителей и запевал танца осуохай, при этом он тесно сотрудничает с Министерством культуры, с Республиканским домом народного творчества, с многими улусами».
Профессор В.В. Илларионов активно занимается общественной деятельностью по возрождению и развитию традиционной культуры народа саха, ведет активную работу в республике. Он избран членом, затем вице-президентом Правления республиканской ассоциации «Олонхо», республиканского комитета «Десятилетие программы Олонхо», является членом главной редколлегии академической серии “Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока” и республиканской серии “Саха боотурдара”. Василий Васильевич достойно представляет российскую науку за рубежом. Он принимал активное участие в нескольких Международных тюркологических конгрессах (Туркестан, Казахстан, 06.11-09.11.2004; 18.05-20.05.2009), в Международном форуме тюркских народов «Тюркский мир» (Измир, Турция, 09.04-15.04.2006), в Международной конференции «Профессия туризма» (20.09-24.09.2010). Профессор читал лекции в Гардварском университете, Дармутском колледже (Гардвар, США, 12.02-21.02.2013), принял участие в Международной конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: традиция и современность» (Камчия, Болгария, 20.09-24.09.2015). Он был избран членом правления Международной ассоциации тюркологов, членом редколлегии Международного журнала “Тюркология” (Казахстан). Профессор В.В. Илларионов читает теоретические курсы, проводит семинарские занятия в университете. Им разработаны учебные программы, программы по фольклорной практике студентов, ряд работ с использованием новых информационных технологий, видеолекции, учебно-методические пособия, грифированные учебные пособия. Под его руководством велись научно-исследовательские работы Государственной целевой программы Олонхо (2005-2015 г.г.) в Республике Саха (Якутия). Под его непосредственным руководством в 2008 году выигран Грант Аналитической ведомственной целевой программы по теме «Распределенная информационная система «Эпические традиции и современность».
Годы первого десятилетия олонхо для Василия Васильевича Илларионова явились испытанием теоретических воззрений как эпосоведа на практике, «звездным» временем применения его богатого опыта, периодом его пытливого наблюдения за развитием событий. Будучи профессионалом своего дела, как аксакал якутской фольклористики, в эти годы он живет в режиме онлайн. Со своими наблюдениями и выводами о ходе реализации целевой государственной программы по олонхо и новых горизонтах развития сказительского искусства беспрерывно делился по всем каналам СМИ (средства массовой информации), которые отражены в материалах сборника «Ысыах олонхо: итоги».
Профессор Илларионов много сил отдает подготовке научно-педагогических кадров по фольклористике, является членом двух диссертационных Советов Д 212.306.06 по специальности 10.01.02 – Литература народов РФ (якутская литература) в СВФУ и Д 004.031.01 – по специальности 10.02.02 - языки народов Российской Федерации (якутский язык) (филологические науки)". г. Якутск, ИГИиПМНС СО РАН. Он подготовил 6 кандидатов наук. В.А. Ноговицын защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук по теме «Чабыргах как жанр якутского фольклора». А.Н. Данилова исследовала образы женщин-богатырок. О бытовании, структуре и образов вилюйской региональной традиции исследовала А.А. Кузьмина. Л.П. Герасимова защитила работу по теме «Несказочная проза хоролоров: традиция бытования», О.Н. Дмитриева рассматривала свадебные алгысы. Н.А. Оросина исследовала формы бытования, основные образы и особенности мотивов таттинской локальной традиции.
Результаты своих архивных и полевых разысканий В. В. Илларионов изложил в следующих монографиях: «Эпическое наследие народа Саха» (2016), «Түөлбэ олоҥхоһуттара: олоҥхолооһун үгэстэрэ» (2016) – и во многочисленных статьях. В своих монографиях ученый выдвинул целый комплекс задач: рассмотрение личности сказителя как носителя, хранителя и создателя фольклорного текста, анализ соотношения импровизации и традиции в исполнении эпических произведений, исследование отношения сказителя к фольклорному тексту, разбор устно-поэтической сказительской традиции. В его трудах обоснована мысль о том, что ядром эпической среды является семейная традиция. Как показывают материалы исследователя, фольклорная среда играет важную роль в становлении всех носителей традиции: олонхосутов, певцов, шаманов, сказочников и т. д. Эти монографии посвящены проблемам теоретического осмысления динамики и статики эпических традиций, содержит практические рекомендации по решению актуальных задач в изучении якутского сказительства.
При активном участии профессора в 2005 г. якутский героический эпос – олонхо в штаб квартире ЮНЕСКО обьявлен шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества, что послужило стимулом для дальнейшего изучения, популяризации и сохранения олонхо. Как член Национального организационного комитета РС (Я) по подготовке и проведению Десятилетия олонхо В. В. Илларионов внес значительный вклад в разработку Целевой программы, ее претворение в жизнь, совершенствование механизмов ее реализации, в возрождение и сохранения олонхо, увековечение памятников эпического наследия.
То, что Ысыах Туймаады удостоился звания этнического праздника России – это заслуга всех инициаторов, организаторов, устроителей Ысыаха, в том числе В. В. Илларионова, впервые поставившего вопрос организации ысыаха на долине Туймаады и принявшего самое активное участие в научном и практическом обосновании проведения национального праздика – ысыах.
Будучи фольклористом и ученым, В. В. Илларионов в своих монографиях и публистических статьях высоко ценит якутский круговой танец – осуохай как основное мероприятие современного Ысыаха, сплачивающее людей, неустанно трудится ради популяризации осуохая и его дальнейшего развития. Как незаменимый председатель республиканского конкурса запевал осуохая внес значительную лепту в вхождении кругового танца осуохай в рекорд Гинесса.
В целом научно-общественная деятельность проф. В. В. Илларионова посвящена проблемам научного осмысления эпического наследия народа саха, содержит практические рекомендации по решению актуальных задач якутского сказительства. Многие положения нашли практическое применение в социально-экономическом развитии РС (Я).