Новости

"О Пушкине... Чести... Любви...": студенты поделились впечатлениями от просмотра спектакля "Капитанская дочка"

Кафедра русской литературы XX века и теории литературы · 25 Мая 2017

Известно, что до написания повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин очень интересовался пугачевским восстанием, собирал материалы и документы Смутного времени. Он ездил в Оренбург и Симбирск, встречался со свидетелями исторических событий, посещал реальные места столкновений восставших крестьян. В 1834 он опубликовал «Историю пугачевского бунта», которая была пронизана симпатией к народному герою, вольному бунтарскому духу простых людей. Постепенно в творческих замыслах А.С. Пушкина вырисовывался характер Емельяна Пугачева, как «русского Спартака», который обладал невероятной харизмой лидера, человеческим обаянием. Он понимал их горестное положение в российском обществе, нужды и личностную безысходность. Емельян Пугачев будучи человеком от природы талантливым, политически грамотным и образованным, он подарил сибирякам мечту о свободе. Поэт решает ввести образ исторического героя в текст лирической повести «Капитанская дочка». 

 Спектакль является одной из интерпретаций классического произведения для нового зрителя XXI века, в постановке культового режиссера Андрея Борисова

В роли автора от А.С. Пушкина – актер Степан Федоренко, который по словам самого режиссера имеет внешнее сходство с поэтом. Ему удалось донести пушкинский текст до зрителя, нередко не умеющего следить за словом классической литературы. На наш взгляд это удачный режиссерский ход. Впечатляет оформление театральной программы ленинградским художником Г.Сотниковым - давним другом якутского зрителя. Он был сценографом спектакля - бренда театрального искусства «Желанный голубой берег мой». 

 Характер молодого дворянина Петра Гринева, которого отец высылает служить в Оренбург воплотил актер Евгений Кузьмин. Он нравится молодому зрителю юношеской красотой, пылкостью чувств, убедительностью действий на сцене. В паре с актером Ильей Данилевским в роли Алексея Швабрина показали героев-антиподов. Впечатляет сцена дуэли молодых людей, когда вероломный А. Швабрин, воспользовавшись паузой, бесчестно ранил Петра. Приятно, что в трупе театра есть фактурные актеры, обладающие сценической внешностью и запоминающейся дикцией. 

 Роль главной героини произведения, дочки капитана Миронова Машеньки исполнила молодая актриса Екатерина Зорина, которая олицетворила собой высокую нравственность и душевную чистоту. В ней гармонично сочетаются нежность и сила воли, женственность и решительность, чувственность и ум. 

 Образ исторического народного героя Емельяна Пугачева воплотил заслуженный артист РС(Я) Александр Лобанов. Поскольку его сценическая внешность не соответствует портрету оригинала, ему пришлось убеждать талантливой игрой зрителя способности бунтаря поднять крестьян на борьбу за свободу. Его выразительное пение о «Не шуми, мати зеленая…» затронуло сердца зрителей. 

Появление на сцене любимца якутского зрителя, артиста Э. Купшиса всегда гарант успеха любого спектакля, от истории о Карлсоне, который живет на крыше до эпизодической роли Савельича. Его творческий дуэт с Евгением Кузьминым это блестящий диалог артистов разных театральных поколений. 

 Запомнились музыкальные акценты (С. Ацегейда) в кульминационные моменты развития драматического сюжета, например, эффектные выходы Емельяна Пугачева к народу. 

 Мастерский почерк Лены Гоголевой узнаваем в оформлении костюмов, соответствующих 18 веку. Величественен и роскошен наряд императрицы Екатерины II. К сожалению модельная внешность актрисы Е. Нарышкиной, не поддержанная психологической игрой, отличается от традиционного представления о Екатерине II, сформированной телевидением и кино. 

 Родительская чета Гриневых в исполнении артистов В. Тверитина и Н. Дорошенко в небольших эпизодов показали любовь к единственному сыну и дали уроки служению Отечеству. 

Как всегда, блистательна примадонна театра Александра Антюхова в роли Василисы Мироновой. Благодарности заслуживает работа заведующей литературной частью театра Галина Иванова, которая профессионально следит за присутствием в репертуаре лучших произведений русской классики. 

 Студенты филологического факультета СВФУ поделились своими впечатлениями после спектакля:

Нариман Бехтюев – «Традиционное прочтение пушкинского текста, на мой взгляд, сегодня важнее разных «новаций», нередко снижающих уровень гениального таланта». 

 Диана Шамсутдинова – «Рада успеху труппы русского театра, способного реализовать творческие идеи звезд театрального искусства А.Борисова, М.Егорова и Л.Гоголоевой». 

 Анжелика Семёнова – «Просмотр спектакля, для меня, носит функциональный характер в профессиональном анализе драматургии на семинаре доцента С.Ф. Желобцовой».

Марина Еремисова – «Посещение театра – это всегда прикосновение к прекрасному, без которого нет духовного развития нашего современника». 

 Алёна Егорова – «Горжусь творчеством Русского театра, позиционирующего наследие великой русской литературы в нашей республике и в сотрудничестве с Саха театром». 

 Дарина Степанова – «Благодарим, художественного руководителя и директора театра Александра Лобанова за заботу о сохранении особой атмосферы театра, которая начинается не с чеховской вешалки, а с массивной двери, за которой волшебная люстра, изысканные балконы и ожидание театрального звонка».