НАЗВАНИЕ КАФЕДРЫ: кафедра общей и экспериментальной физики |
НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: Физика |
Профиль Медицинская физика |
Профессиональный стандарт Медицинский физик |
Вступительные испытания (творческий экзамен тоже указать, например: собеседование по Конституции РФ) Русский язык, Математика, Физика |
Уровень подготовки Бакалавр |
Форма обучения: очная |
Проходной балл: Математика (ЕГЭ) Мин. - 39 б Физика (ЕГЭ) Мин. - 40 б Русский язык (ЕГЭ) Мин. - 40 б |
Количество бюджетных мест: 22(44) |
Количество платных мест: 2 и более |
Стоимость обучения: 297 тыс.рублей в год, для граждан РФ |
Срок обучения: 4 года |
Профессиограмма
Наименование образовательной программы |
03.03.02 Физика (профиль - Медицинская физика, Фундаментальная физика) |
Описание профессии |
Медицинская физика представляет собой «сплав» медицины и физики. Появление этого направления обусловлено тем, что медицина становится все более физико-технической: она использует сложное оборудование и технологии, связанные с физическими методами измерения и воздействия. Отсюда потребность в специалистах на стыке двух наук. Но будет весьма опрометчиво говорить, что медицинский физик – это просто инженер по обслуживанию оборудования. Медицинский физик вместе с врачом занимается и диагностикой, и лечением.
|
Доминирующие виды деятельности Кем может работать |
Как показывает ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников по данной специальности, практически 100 % находят рабочие места. Совершенствование лечебно-диагностического процесса с помощью современных физических методов, а также грамотное обслуживание нового высокотехнологичного медицинского оборудования и его разработка невозможны без специалистов с принципиально новыми знаниями, которые находятся на пересечении физики, медицины и биологии.
|
Область применения профессиональных знаний. Где может работать выпускник. |
Ø медицинских учреждениях и онкологических центрах; Ø учителями физики в средних общеобразовательных учреждениях; Ø преподавателями физики в средних и высших профессиональных учебных заведениях; Ø научными сотрудниками в научно-исследовательских институтах.
|
Профессионально важные качества |
Абстрактно-логическое мышление, аналитический склад ума, большой объем памяти, концентрация внимания, склонность к рациональному логическому анализу, любознательность, склонность к научно-исследовательской деятельности. |
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности |
отсутствие интереса к выполняемой работе; беспечность; неспособность анализировать, сопоставлять факты, делать умозаключения; недисциплинированность; неорганизованность; |
Условия работы |
Работа в помещении, мобильная |
Перспективы и преимущества профессии на современном рынке труда |
«Специальность «Медицинская физика» появилась недавно. Потребность в специалистах в области медицинской физики возрастает с каждым днём, к примеру, на сегодняшний день в России всего 260 медицинских физиков, тогда как во Франции их 1500, а в США –7000. Сейчас стране нужны как минимум 1500 медицинских физиков. Таким образом, специальность «Медицинская физика» уже сейчас востребована. В будущем спрос на нее только вырастет». |
Выпускники бакалавры имеют возможность продолжить обучение в магистратуре |
|
Перечень изучаемых дисциплин
Дисциплина |
Краткое описание |
1 курс |
|
Б1.Б02. Иностранный язык |
Углубленное изучение грамматики английского языка и разговорной научно-технической речи. |
Б1.Б.03 Русский язык и культура речи |
Владеть государственным языком. Совершенствовать способность к письменной и устной коммуникации на русском языке. Повысить уровень общей культуры студентов, уровень гуманитарной образованности и гуманитарного мышления. |
Б1.Б.06 История |
выработка способности и готовности использовать при последующем обучении и в профессиональной деятельности знания важнейших этапов развития отечественной истории; знание закономерностей и тенденций исторического процесса; формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации. |
Б1.Б.09 Основы УНИД |
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов основ научно-исследовательской деятельности и умения проводить научные исследования по направлению специальности медицинская физика. |
Б1.Б.12.01 Математический анализБ1 |
Формирование представления об использовании основополагающих математических методов в прикладных и теоретических исследованиях для студентов |
Б.12.02 Аналитическая геометрия |
Формирование математической культуры студента, овладение методами векторного исчисления, методами исследования геометрических образов теории алгебраических кривых и поверхностей первого и второго порядка. |
Б1.Б.13.01 Механика |
Цель освоения: Изучение закономерности механического движения и причин, вызывающих это движение, т.е. законов поступательного и вращательного движения материальной точки и твердого тела, а также законов колебательного движения и распространения механических волн. Краткое содержание дисциплины: Пространство и время. Кинематика материальной точки. Преобразование Галилея. Динамика материальной точки. Законы сохранения. Основы специальной теории относительности. Неинерциальные системы отсчета. Кинематика абсолютно твердого тела. Динамика абсолютно твердого тела. Колебательное движение. Деформации и напряжения в твердых телах. Механика жидкостей и газов. Волны в сплошной среде и элементы акустики. |
Б1.Б.14.01 Программирование |
Целями освоения дисциплины “Алгоритмы и языки программирования” является освоение бакалавром системного подхода для проектирования и разработки программ для ПК. Также курс, являясь составной частью подготовки бакалавра физико-математического образования, способствует развитию алгоритмического мышления и навыков программирования у студентов для последующего освоения смежных направлений. Краткое содержание дисциплины: Изучаются Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Основные алгоритмические структуры и их суперпозиции. Принципы структурного программирования. Конечной задачей курса является освоением студентом принципов и методов построения программ начиная с составления алгоритма программы с последующей реализацией и отладкой программы |
Б1.В.06 Элективные дисциплины по физической культуре и спорту |
|
Б1.В.ДВ.12.01/ Б1.В.ДВ.12.Адаптивные компьютерные технологии в инклюзивном образовании студентов с проблемами зрения/ Тьюториал по физике |
|
Б1.В.ДВ.ФТД.В.01 Введение в сквозные цифровые технологии |
|
Безопасность жизнедеятельности . |
Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в различных областях безопасности, реализация и применение нормативно-правовых и организационно-технических мероприятий по защите от разнообразных опасных и негативных факторов окружающего мира; формирование представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. |
Б1.Б.12.03 Линейная алгебра |
Формирование математической культуры студента, создание у обучающихся необходимой базы знаний для последующего изучения и усвоения других дисциплин математического и естественнонаучного цикла, получение базовых знаний по алгебре: матричная алгебра и решение систем линейных уравнений, конечномерные линейные пространства, линейные операторы, канонический вид линейных операторов (жорданова форма, симметрические, ортогональные и унитарные операторы), билинейные формы, основные структуры современной алгебры (группы, кольца, поля,). При освоении дисциплины вырабатывается общематематическая культура: умение логически мыслить, проводить доказательства основных утверждений, устанавливать логические связи между понятиями, применять полученные знания для решения алгебраических задач и задач, связанных с приложениями алгебраических методов. Получаемые знания лежат в основе математического образования и необходимы для понимания и освоения всех курсов математики, физики компьютерных наук и их приложений. |
Б1.Б.13.02 Молекулярная физика |
Цель освоения: изучение молекулярной формы движения, т.е. движения больших совокупностей молекул, при этом одинаково существенными являются две стороны вопроса: 1) изучение особенностей молекулярной формы движения самой по себе и 2) овладение методами изучения систем многих частиц и соответствующими понятиями, формирование у студентов современного естественнонаучного мировоззрения, а так же установление границ применимости законов термодинамики и молекулярно-кинетической теории для идеализированных моделей и схем, применяемых в физике. Краткое содержание дисциплины: Идеальный газ. Понятие температуры. Распределение молекул газа по скоростям. Идеальный газ во внешнем потенциальном поле. Броуновское движение. Термодинамический подход к описанию молекулярных явлений. Первое начало термодинамики. Циклические процессы. Второе начало термодинамики. Понятие энтропии термодинамической системы. Реальные газы и жидкости. Поверхностные явления в жидкостях. Твердые тела. Фазовые переходы первого и второго рода. Явления переноса. |
Б1.Б.13.03 Электричество и магнетизм |
Цель освоения: изучение фундаментальных понятий и основных законов электростатики и магнитостатики; механизмов электропроводности; объяснение диамагнетизма; явления электромагнитной индукции; энергий электрических и магнитных полей; законов постоянного и переменного токов; уравнений Максвелла в интегральной и дифференциальной форме; электромагнитных волн. Краткое содержание дисциплины: Электростатика. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Постоянный электрический ток. Механизмы электропроводности. Контактные явления. Магнетики. Диамагнетизма и парамагнетизма. Ферромагнетики и их основные свойства. Электромагнитная индукция. Энергия магнитного поля. Электромагнитные колебания. Переменный ток. Технические применения переменного тока. Уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме. Электромагнитные волны. |
Б1.В.ДВ.10.01/ Б1.В.ДВ.10.02 История культуры народов Севера/ Народы и культура циркумполярного мира |
Цель освоения: формирование у студентов навыков самостоятельного исторического мышления, основанного на беспристрастном и объективном анализе исторической информации и базирующегося на использовании методологического инструментария различных исторических школ. Сформировать целостное представление об исторических этапах, общих закономерностях развития человеческого общества и региональных особенностях Циркумполярного мира; о характере культурных, социально-экономических, политических и исторических процессов, об общности судеб и ценностей каждой этнической культуры и истории. Краткое содержание дисциплины: курс лекций представляет собой систематическое изложение основных фактов социально-экономической, политической, технической и культурной истории народов Циркумполярного мира, основанное на культурологическом, цивилизационном и формационных подходах изучения истории, охватывает период с палеолита – времени, когда на Севере появились первые люди, до начала XXIв. |
Б1.В.ДВ.11.01/ Б1.В.ДВ.11.02 Регионалистика/ Введение в циркумполярное регионоведение |
Целью дисциплины «Введение в циркумполярное регионоведение» является ознакомление с основными наиболее важными экологическими, экономическими, географическими вопросами, связанными с устойчивым развитием сообществ на арктическом регионе. Студенты получат представление о взаимодействии человека и окружающей среды на арктическом севере; овладеют необходимыми знаниями для решения проблем, с которыми сталкиваются жители Севера. Краткое содержание дисциплины: Введение в циркумполярное регионоведение: представление об арктических территориях, как широко востребованной временем областью научного и образовательного знания. Изучение специфики социально-экономического, политического, культурного, этноконфессионального, природного, экологического развития относительно целостных территориальных образований, именуемых северными регионами.
|
2 курс |
|
Б1.Б02. Иностранный язык |
|
Б1.Б.12.1 Математический анализ |
|
Б1.Б.12.5 Дифференциальные уравнения |
|
Б1.Б.12.6 Векторный и тензорный анализ |
|
Б1.Б.13.5 Атомная физика |
|
Б1.Б.14.2 Вычислительная физика |
|
Физическая культура и спорт |
|
Б1.Б.13.4 Оптика |
|
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (Учебная практика) (Расср.) |
|
Б1.Б.12.4 Теория функций комплексного переменного |
|
Б1.Б.12.7 Теория вероятностей и математическая статистика |
|
Б1.Б.12.8 Интегральные уравнения и вариационное исчисление |
|
Б1.Б.13.6 Физика атомного ядра и элементарных частиц |
|
Б1.Б.14.2 Вычислительная физика |
|
Б1.Б.15 Методы математической физики |
|
8 Б1.В.ОД.1.1 Теоретическая механика. Механика сплошных сред. |
|
3 курс |
|
Б1.Б.1 Философия |
|
Б1.Б.7 Основы права |
|
Б1.Б.10 Социология |
|
Б1.Б.11 Экология |
|
Б1.Б.14.3 Численные методы и математическое моделирование |
|
Б1.Б.15 Методы математической физики |
|
Б1.В.ОД.1.1 Теоретическая механика. Механика сплошных сред |
|
Б1.В.ОД.1.2 Электродинамика |
|
Б1.В.ОД.3.1 Педагогика и психология |
|
Физическая культура и спорт |
|
Научно-исследовательская работа (Расср.) |
|
Б1.В.ДВ.1.1/ Б1.В.ДВ.1.2 Биохимия и молекулярная биология/ Физика фундаментальных взаимодействий |
|
Б1.В.ДВ.2.2 Анатомия и физиология человека/ Физические методы и явления в биологии и медицине |
|
Б1.В.ДВ.6.2 Медицинская информатика и биостатистика/ Физика полимеров |
|
Б1.В.ОД.5.1 Ультразвук в медицине |
|
Б1.В.ДВ.8.1/ Б1.В.ДВ.8.2 Физические основы интроскопии/ Медицинские ускорители и нейтронные пучки |
|
Б1.В.ОД.1.3 Квантовая теория |
|
Б1.В.ОД.4.1 Биофизика |
|
4 курс |
|
Б1.Б.8 Экономика |
|
Б1.В.ОД.1.3 Квантовая теория |
|
Б1.В.ОД.1.4 Физика конденсированного состояния. Термодинамика. Статистическая физика. Физическая кинетика. |
|
Б1.В.ОД.2 Астрофизика |
|
Б1.В.ОД.3.2 Теория и методика обучения физики |
|
Б1.В.ОД.4.2 Рентгеновская компьютерная томография |
|
Б1.В.ДВ.3.1/ Б1.В.ДВ.3.2 Общая патология/ Физические основы лучевой терапии |
|
Б1.В.ДВ.4.1/ Б1.В.ДВ.4.2 Основы электроники/ Биомедицинское материаловедение |
|
Б1.В.ОД.1.4 Физика конденсированного состояния. Термодинамика. Статистическая физика. Физическая кинетика. |
|
Б1.В.ОД.5.2 ЯМР-томография |
|
Б1.В.ДВ.5.1/ Б1.В.ДВ.5.2 Медицинская биофизика/ Радиационная безопасность в медицине |
|
Б1.В.ДВ.7.1/ Б1.В.ДВ.7.2 Ядерная медицина/ Радиационная физика |
|
Б1.В.ДВ.9.1/ Б1.В.ДВ.9.2 Физические основы использования лазеров и оптических источников/ Неионизирующие излучения в медицине |
|