Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

Северо-Восточный
федеральный университет
имени М.К. Аммосова

Версия для слабовидящих

1
  • Научные направления НИИРЭС

    _______________________________________________

    Научные направления

    Основные научные направления социально-экономических исследований Института закреплены в программе его развития на период до 2019 г., а также Приказом ректора СВФУ №211-ОД от 04.03.2016 "О перечне направлений научной деятельности СВФУ на 2016г."

    Тематический план научных исследований на 2017 г.

    Тематический план научных исследований на 2016 г.

    Тематический план научных исследований на 2015 г.

    Тематический план научных исследований на 2014-2016 гг.


    Наиболее значимые результаты исследований 2016 г.


      Тематический план исследований Института в 2016г. предусматривает проведение исследований по основным научным направлениям, нацелены на уточнение методологических подходов к оценке инновационного развития экономики региона, поиску путей эффективной модернизации базовых отраслей недропользования в регионе, разработке научно-практических рекомендаций повышения комфортного проживания в сфере ЖКХ, оценке возможностей и ограничений, перспектив и рисков регионального экономико-демографического развития в контексте сбалансированности регионального рынка труда, разработке методики оптимизации систем управления региональными финансами. Основные результаты исследований НИИРЭС СВФУ в 2016 г. по проектам представлены ниже.

    1. «Разработка методологических основ совершенствования управления инновационным развитием региона на всех уровнях». Руководитель НИР к.ф.-м.н., доц. Н.Е. Егоров  
      На основании данных Федерального казначейства и Росстата проведен сравнительный анализ расходов консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа на научные исследования и инновационную деятельность за период 2005-2014 годы.
    В качестве обобщающего показателя экономической отдачи расходов бюджета на научные исследования принята величина соотношения бюджетного расхода к объему инновационной продукции. Результаты оценок показали, что объемы отчислений из региональных бюджетов на научные исследования по отдельным хозяйствующим субъектам значительно рознятся, что обусловлено не только отсутствием соответствующей национальной и региональной стратегии развития научных исследований, но и отсутствием стабильности в объеме формирования годовой доходной части субъектов, а также ужесточением международной экономической политики, негативно отражающей на национальную и региональную экономики и т.д. Установлено, что наибольший удельный вес бюджетных расходов приходится в разделах «Общегосударственные вопросы» и «Прикладные исследования в области национальной экономики», причем на проведение фундаментальных исследований бюджетные средства выделяются только в Республике Саха (Якутия). Характерной особенностью использования хозяйствующими субъектами бюджетных средств на научные исследования является отсутствие динамичности и последовательности в объемах расходов.
    Изучение экономической отдачи научных исследований, направленных на повышение эффективности базовых отраслей производства, является основой повышения инновационной активности региональной экономики.
    Результаты исследования могут быть использованы субъектами ДВФО для корректировки и мониторинга региональных стратегий развития научных исследований.

      2. «Научное обоснование регулирования процессов привлечения и закрепления населения в условиях дисбаланса регионального рынка труда» Руководитель НИР: д.э.н., доцент С.А. Сукнёва 
    Установлено влияние изменений возрастного состава и старения населения на занятость и сбалансированность рынка труда, доказана необходимость активизации привлечения пожилого населения на региональный рынок труда.
    Показано, что снижение смертности и рост продолжительности жизни, миграционный отток молодого населения, уменьшение числа детей вызывают рост численности лиц пожилого возраста. Сопоставительный анализ выявил более чем двукратный рост численности пожилого населения, что свидетельствует о процессе демографического старения. Об интенсивности и характере проявления этого сравнительно нового для Якутии феномена свидетельствуют изменения возрастной пирамиды населения в сторону расширения ее вершины, повышение среднего возраста населения республики, нарастание гендерной диспропорции, рост вероятности дожития до преклонного возраста и, как следствие, увеличение демографической нагрузки пожилыми. Для малонаселенного региона, в условиях, когда сохраняется миграционная убыль, усиливается регулирование деторождений, а потенциал возрастной структуры практически себя исчерпал, выход видится в более активном вовлечении старшего поколения в трудовой процесс. Более полному использованию потенциала пожилых послужит создание новых и расширение существующих рабочих мест с гибкой занятостью, которые могут стать сферой занятости населения третьего демографического возраста.

    3. «Определение имеющихся точек взаимодействия базовых отраслей и выработка концептуальных предложений для их перспективного сотрудничества внутри межрегионального кластера». Руководитель НИР д.э.н. Ефремов Э.И. 
    В ходе выполнения 3 этапа НИР получены следующие основные результаты:
    ·      апробирована методология предфорсайтного исследования на примере алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия);
    ·      выполнены анализ и оценка влияния Закона «О недрах» в недропользовании и отношениях между Федеральным Центром, субъектами Федерации, муниципальными образований и недропользователями;
    ·      определены «точки взаимодействия» участников кластера и показана на конкретных моделях схема взаимодействия участников кластера;
    ·      выработаны концептуальные предложения для перспективного сотрудничества хозяйствующих сегментов внутри межрегионального кластера.
    В условиях рыночных отношений, на основе точек взаимодействия сегментов экономики недропользования наиболее приемлемым и экономически целесообразным считается кластерная форма организации производства. Такой организационно-управленческий подход обусловлен особенностями производственных отношений в условиях рыночной экономики, где основным определяющим механизмом поддерживающими производственную деятельность является конкуренция.
    Обосновано, что кластерная форма организации любого производственного уровня как отраслевого, межотраслевого, регионального, а также межрегионального, может создаваться и достичь своего максимального экономического уровня только в том случае, если кластерная система образована на основе выявления существующих точек взаимодействия сегментов экономики.

      4. «Разработка методики организации мониторинга финансового положения муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)» Руководитель НИР к.э.н., доцент П.В. Гуляев
    Проанализированы результаты оценки платежеспособности и качества управления бюджетами муниципальных образований РС Я за период 2009-2015 гг., которые показывают уровень управления финансами органам местного самоуправления муниципальных образований региона. Обеспеченность муниципальных образований собственными доходами при исполнении местного бюджета за 2015 г.  Проведен факторный анализ нарушений при внешнем муниципальном финансовом контроле использования средств государственного бюджета РС (Я). Разработана методика организации мониторинга финансового положения муниципальных образований в РС (Я) и предложены некоторые инструменты решения данной задачи. По результатам исследования и интегральной оценки, основанной на данных предлагаемого мониторинга за 2015 г., был сформирован рейтинг финансового положения муниципальных образований на территории Республики Саха (Якутия).
    Проведенный анализ свидетельствует о наличии существенной асимметрии в организации финансов на муниципальном уровне. Данное обстоятельство  в современных условиях создаёт предпосылки для асимметрии социально-экономического развития, которая при отсутствии адекватного государственного воздействия на финансовую среду будет усугубляться в ближайшей перспективе.

      5. «Обоснование приоритетных направлений и механизмов обеспечения комфортности проживания на Северо-востоке России». Руководитель НИР к.э.н., доцент М.П. Соломонов  
                Разработан и апробирован инструментарий комплексной оценки состояния комфортности проживания на основе рейтингового метода анализа формализованных данных ежегодного статистического наблюдения. Подготовлена информационная база для разработки региональных стандартов комфортности проживания в поселениях. Разработаны направления и экономические механизмы коммунального обеспечения комфортности проживания на Северо-Востоке России. Выработаны концептуальные основы стратегии комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия). 



     Итоги НИИРЭС СВФУ за 2016 г.  Скачать
     Итоги НИИРЭС СВФУ за 2015 г. (pdf)  Скачать
    Итоги НИИРЭС СВФУ за 2014 г. (pdf) Скачать
    Итоги НИИРЭС СВФУ за 2013 г. (pdf) Скачать
    Итоги НИИРЭС СВФУ за 2012 г. (pdf) Скачать
     Итоги НИИРЭС СВФУ за 2011 г. (pdf) Скачать

     

    Научная школа "Региональная экономика Севера"

    В Институте создана научная школа по региональной экономике Севера, единственная на Азиатском Севере



    Отчет Научной школы за 2016г. (pdf)

    Отчет Научной школы за 2015г. (pdf)
     

    Скачать

    Скачать




    закрыть

    Антиспам:

    CAPTCHA