Магистратура - Семейное тьюторство


Магистерская образовательная программа «Семейное тьюторство» Направление подготовки 44.04.01. – Педагогическое образование



Краткая информация (аннотация)

Программа призвана решать задачи высококвалифицированных специалистов широкого профиля в области семьеведения и социальной сферы, социально-педагогического сопровождения современной семьи. Реализуется в очной форме обучения с использованием дистанционных технологий, что дает возможность совмещать учебу с работой. В разработке программы принимали участие ведущие ученые, эксперты и практики образования.  В ходе обучения происходит знакомство магистранта с актуальными технологиями и освоение основных инструментов и процедур, которыми должен овладеть квалифицированный семейный тьютор, способный осуществлять психолого-педагогическую помощь семье и детям в кризисных ситуациях, решать профессиональные задачи в области психолого-педагогического сопровождения семьи, научно-исследовательской, научно-методической, организационно-управленческой деятельности. Учебные курсы адаптируются под потребности обучающихся с возможностью организации их индивидуальных траекторий получения новых знаний. Магистерская программа реализуется на условиях сотрудничества и партнерства с ведущими образовательными учреждениями и Центрами психологической поддержки и сопровождения населения РС(Я).

Трудоустройство

Магистры могут работать в системе дошкольного, начального и общего среднего образования, учреждениях дополнительного образования, среднего профессионального образования, домах-приютах для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, учреждениях экстренной психологической помощи семье и детям в кризисных ситуациях, Центрах планирования и психологического сопровождения семьи, учреждениях высшего образования, организациях социальной поддержки населения, образования, здравоохранения и в сфере культуры.

Обобщенные трудовые функции: осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

Выпускник магистратуры может продолжить свое образование в аспирантуре по специальностям: педагогическая психология, общая педагогика и другим смежным специальностям.

Программа вступительных испытаний

Для поступления в магистратуру абитуриент должен иметь высшее образование (бакалавриат, специалитет). Основным испытанием является профильное собеседование.

Приказом СВФУ от 28 сентября 2017 г. №1038-ОД утверждены Правила приема в СВФУ в 2018 году, которые содержат полную информацию о приеме в СВФУ.

Все вступительные испытания, проводимые СВФУ самостоятельно, регламентируются Порядком проведения вступительных испытаний.

При поступлении возможно получение дополнительных баллов, которые регламентирует Перечень индивидуальных достижений при приеме на обучение по программам магистратуры.


Конкурентные преимущества

Адресность: подготовка специалистов в области педагогики семьи

Сформированные профессионально-образовательные кластеры в регионе: РЦ ПМСС при МОиН РС(Я), ЦППСиМ при МПЖДМиСП РС(Я), ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К.Аммосова»

Интенсивный English                                            

Индивидуальный график обучения (без отрыва от основной деятельности)

Возможность продолжить образование в аспирантуре по специальностям: педагогическая психология, общая педагогика и другим смежным специальностям


Контакты

Руководитель магистерской образовательной программы Прокопьева Мария Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии

Контактная информация:
677000, г. Якутск, ул. Проспект Ленина, 2, Педагогический институт, каб.308.
Тел.: 8 (4112) 49-69-12, E-mail кафедры: kvppsvfu@mail.ru (Элякова Руслана Семеновна)

 

Срок реализации

Места

Язык обучения

Форма обучения

2 года

7 / 3 / 1

 

RUS

очная

Руководитель образовательной программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьева Мария Михайловна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии

 

Награды:

- грамоты, дипломы и сертификаты Признания МО РС (Я) и Министерства науки и профессионального образования, ПИ ЯГУ, СГПА;

- Грамота и серебряная медаль Главы Амгинского улуса за вклад в социально-экономическое развитие Амгинского улуса (1999, 2007 гг.);

- Грамота Главы Амгинского улуса за вклад в социально-экономическое развитие Намского улуса (2008 г.);

- Нагрудный Знак: «Воспитатель-методист», 1983 г.;

- Отличник народного просвещения Российской Федерации, Решение №245 от 29 октября 1994 г.;

- Почетный работник высшего образования Российской Федерации, 2004 г.;

- Ветеран Труда, удостоверение В № 484694, 2004 г.;

- Почетный работник высшего образования Российской Федерации. Приказ Миннауки России от 11.августа 2005. № 628 к-н, удостоверение № 94726.

- Серебряная медаль РАО «За Заслуги в Науке и Образовании», 27 октября 2008 г.;

- Памятный Знак Вице – Президента «За доброе сердце и благие дела», 2008 г.;

- Знак отличия РС (Я) «Гражданская доблесть», Указ Президента РС (Я) от 18 октября 2008 г.;

- Почетный Гражданин МО «Амгино-Нахаринский наслег» Амгинского улуса РС (Я), 2009 г., удостоверение №21;

- Почетная грамота «За вклад в государственную семейную политику в РС (Я) июнь 2011 г.;

- Почетный Гражданин Абагинского наслега МО «Абагинский наслег» Амгинского улуса, распоряжение №88 от 27 декабря 2010 г.;

- Заслуженный работник образования РС (Я), Указ Президента РС (Я) от 1 марта 2011 г. №509;

- Почетный Знак Главы ГО «г. Якутск» за вклад в социально-экономическое развитие г. Якутска» от 23 ноября 2014 г. №303;

- Почетный Знак Софьи Сидоровой за особые заслуги в общественной деятельности от 4 марта 2015 г. №42;

-  Почетный Знак «Отличник гражданских инициатив Республики Саха (Якутия)» от 15 августа 2016 г., Пр. № 115-П;

- Почетная грамота Государственного Собрания ИЛ Тумэн РС (Я) за заслуги в области социального развития РС (Я), январь 2017 г.;

- Почетный Знак «Гордость Амги», удостоверение № 25, февраль 2017 г.;

- Памятный Знак «Женщина года СВФУ» по итогам 2016 г., март 2017 г.

 

 

Преподаватели, ведущие основные дисциплины:

Преподаватели базовой части:

- Михайлов Виктор Данилович, д.ф.н., профессор кафедры философии.

- Данилов Дмитрий Алексеевич, д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики.

- Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор кафедры ВиПП.

- Туласынова Надежда Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям.

- Хомподоева Мария Васильевна, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям.

- Ушницкая Виктория Вильямовна, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям.

- Абрамова Наталья Андреевна, к.п.н., доцент кафедры специального (дефектологического) образования

Преподаватели вариативной обязательной части:

- Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии.

- Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор кафедры возрастной и педагогической психологии.

- Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии.

- Ковтун Татьяна Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии.

- Корякина Татьяна Григорьевна, к.п.н., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии.

 

Основные дисциплины

В рамках магистерской программы «Семейное тьюторство»  слушателям предлагаются следующие дисциплины:

Базовая часть:

Философия науки и образования

Современные проблемы науки и образования

Методология педагогических исследований

Модуль 1 Философские и методологические основы педагогических исследований

Иностранный язык в научной сфере

Деловой иностранный язык

Вариативная часть:

Модуль 3. Научно-теоретические основы семьи

Психология семьи

Семейная педагогика

Теория и практика социально-педагогической работы с семьей

Модуль 4. Психолого-педагогические технологии тьюторского сопровождения семьи

Актуальные проблемы тьюторского сопровождения семьи

Акмеология личностного и профессионального роста тьютора

Модуль 5. Психолого-педагогическое сопровождение семьи

Психодиагностика и консультирование семьи

Социально-психологические тренинги семьи

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования

Дисциплины по выбору:

Электив модуля 3

Повышение педагогической культуры семьи

Коучинг семьи

Электив модуля 4

Система работы с семьями «группы риска»

Система нормативно-правового обеспечения государственной семейной политики

Этнопсихология и региональные технологии сопровождения семьи

Государственная семейная политика за рубежом

Электив модуля 5

Психология воспитания

Гендерная психология

Организация волонтерской деятельности

Государственная семейная политика в РС(Я)

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР):

Научно-исследовательская работа

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Методическая)

Научно-исследовательская практика

Преддипломная практика

Государственная итоговая аттестация:

Подготовка к защите и процедура защиты выпускной квалификационной работы

 

Общая трудоемкость ОП        120 ЗЕТ

По учебному плану магистерской программы установлены следующие виды практик:

- Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Методическая) – непосредственно ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучаемых.

- Научно-исследовательская практика реализует НИР и закрепляет теоретические представления магистрантов.

- Преддипломная практика - проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной. 

 

Формируемые компетенции (ключевые)

 

Выпускник программы магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);

- способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);

- способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);

- готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).

Выпускник программы магистратуры должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):

педагогическая деятельность

- способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);

- способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);

- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3);

- готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);

научно-исследовательская деятельность

- способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6);

методическая деятельность

- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта  в профессиональной области (ПК-12;

- управленческая деятельность

- готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13);

- готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14);

- готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15);

- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16);

 

 

 

Примерные темы магистерских диссертаций (выборка)

 

Содержание темы

Разработчики тем,

научные руководители

1

«Роль женщин в становлении государственности РС (Я): историко-педагогический аспект».

Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор

2

Формирование культуры здоровой трезвой жизни РС (Я) посредством Проекта «Антинаркотическое воспитание молодежи

Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент

3

Психологическое сопровождение семьей, попавших в трудные жизненные ситуации

Михалева Антонина Борисовна, к.пс.н., доцент

4

Профилактика аддиктивного поведения детей и молодежи в Республике Саха (Якутия)

Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент

5

Государственная семейная политика РФ в контексте конституционных прав и гарантий граждан

Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор

6

Формирование культуры семейных отношений в полиэтнической социальной среде

Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент

7

Роль семьи как социального института в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент

8

Актуальные проблемы современной студенческой семьи

Ковтун Татьяна Юрьевна, к.п.н., доцент

9

Медико-психолого-педагогическое сопровождение молодой  семьи

Михалева Антонина Борисовна, к.пс.н., доцент

10

Социальное проектирование как инновационная форма работы с семьями

Ковтун Татьяна Юрьевна, к.п.н., доцент

11

Профилактика профессионального выгорания специалистов, работающих  с семьями и детьми

Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент

12

Семейное тьюторство как ресурс современного общества

Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор

13

Сотрудничество семьи, ДОУ, школы и социума как фактор духовно-нравственного воспитания детей

Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор

14

Система социально-психолого-педагогического сопровождения детей особой категории

Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент

15

Семья как фактор самоорганизующейся воспитательной среды

Ковтун Татьяна Юрьевна, к.п.н., доцент

16

Социально-педагогическая самоорганизация якутской семьи

Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент

17

Формирование основ межкультурного общения у старших дошкольников

Михалева Антонина Борисовна, к.пс.н., доцент

18

Педагогическая система воспитания детей в условиях многодетной среды

Ковтун Татьяна Юрьевна, к.п.н., доцент

19

Формирование родительской компетентности средствами этнопедагогических традиций саха

Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент

20

Педагогические условия сотрудничества семьи и школы как основа самоорганизующейся воспитательной среды

Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент

21

Социально-педагогическое сопровождение профилактики девиантного поведения подростков

Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент

22

Социально-педагогическая система семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор

23

Социализация дошкольника  на основе взаимодействия семьи и ДОО».

Ковтун Татьяна Юрьевна, к.п.н., доцент

24

Нравственное воспитание посредством Олонхо как технология духовного оздоровления подростков

Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор

25

Профилактика девиантного поведения детей при сотрудничестве школы и семьи

Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент

26

Формирование качеств мужественности у мальчиков средствами народных традиций (на примере Программы «Кюнтэгил»

Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент

27

Формирование родительской компетентности у молодой семьи»;

Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент

28

Социальная поддержка многодетных семей (на примере Благотворительного фонда «Волшебный сундучок»

Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор

 

29

Формирование культуры элементарного музицирования в условиях семьи

Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор

30

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, работающих с семьями

Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент


О реализации магистерской образовательной программы

Из истории:

Принятие решений по управлению и развитию ОП участвуют коллегиальные органы: Ученый совет и УМК Педагогического института, потенциальные работодатели: Министерство по делам молодежи и семейной политики РС(Я); Министерство образования РС(Я); Управление образованием Окружной администрации ГО «Город Якутск». Магистратура открылась в 2014 г.

Особенности реализации магистерской программы:

Особенностью магистерской программы является подготовка высококвалифицированных специалистов широкого профиля в области семьеведения и социальной сферы, социально-педагогического сопровождения современной семьи. Подготовка высококвалифицированных педагогов-психологов, способных осуществлять психолого-педагогическую помощь семье и детям в кризисных ситуациях, решать профессиональные задачи в области психолого-педагогического сопровождения семьи, научно-исследовательской, научно-методической, организационно-управленческой деятельности.

- Достижения

Сотрудничество (партнеры):

- Министерство образования РС(Я);

- Управление образованием Окружной администрации ГО «Город Якутск»;

- Министерство по делам молодежи и семейной политики РС(Я);

- МКУ Центр помощи комплексного сопровождения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ «Берегиня» ГО «Город Якутск»

Мероприятия:

- Проведение и участие во I Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием «Педагогика и психология семьи: современные вызовы, ттрадиции и инновации» 15 мая 2016 года, г. Якутск. Сборнику научных трудов присваиваен международный стандартный серийный номер ISBN, номер государственной регистрации электронных изданий. Сборник научных трудов размещен в государственном депозитарии электронных изданий, на портале Научно-методического электронного журнала «Концепт» (https://e-koncept.ru), в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru/) и включен в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и Science index. Это позволит авторам повысить личный индекс цитируемости.

- Проведение и участие во II Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием «Педагогика и психология семьи: современные вызовы, ттрадиции и инновации» 12 мая 2017 года, г. Якутск. Сборнику научных трудов присваиваен международный стандартный серийный номер ISBN, номер государственной регистрации электронных изданий. Сборник научных трудов размещен в государственном депозитарии электронных изданий, на портале Научно-методического электронного журнала «Концепт» (https://e-koncept.ru), в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru/) и включен в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и Science index. Это позволит авторам повысить личный индекс цитируемости. Всего 94 участника.



Фотоматериалы



Сотрудники кафедры «Возрастная и педагогическая психология»


Открытие Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием «Педагогика и психология семьи: современные вызовы, ттрадиции и инновации»

Открытие именного стенда в музее Педагогического института профессора-наставника, доктора педагогических наук

Гермогеновой Матрены Денисовны


Защита ВКР группы М-СТ-14 Декабрь 2015 г.


Защита ВКР группы М-СТ-15 7 июня 2017 г.


Нормативные документы

/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/departamentt_quality/mumcnp/lnaktu/

- Положение о магистратуре СВФУ

- Положение о БРС в СВФУ

- Положение о порядке проведения практики

- Положение о курсовой работе студентов

- Положение о выпускной квалификационной работе в форме магистерской диссертации

- Положение об итоговой государственной аттестации