Магистерская образовательная программа «Семейное тьюторство» Направление подготовки 44.04.01. – Педагогическое образование
Краткая информация (аннотация)
Программа призвана решать задачи высококвалифицированных специалистов широкого профиля в области семьеведения и социальной сферы, социально-педагогического сопровождения современной семьи. Реализуется в очной форме обучения с использованием дистанционных технологий, что дает возможность совмещать учебу с работой. В разработке программы принимали участие ведущие ученые, эксперты и практики образования. В ходе обучения происходит знакомство магистранта с актуальными технологиями и освоение основных инструментов и процедур, которыми должен овладеть квалифицированный семейный тьютор, способный осуществлять психолого-педагогическую помощь семье и детям в кризисных ситуациях, решать профессиональные задачи в области психолого-педагогического сопровождения семьи, научно-исследовательской, научно-методической, организационно-управленческой деятельности. Учебные курсы адаптируются под потребности обучающихся с возможностью организации их индивидуальных траекторий получения новых знаний. Магистерская программа реализуется на условиях сотрудничества и партнерства с ведущими образовательными учреждениями и Центрами психологической поддержки и сопровождения населения РС(Я). |
Трудоустройство
Магистры могут работать в системе дошкольного, начального и общего среднего образования, учреждениях дополнительного образования, среднего профессионального образования, домах-приютах для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, учреждениях экстренной психологической помощи семье и детям в кризисных ситуациях, Центрах планирования и психологического сопровождения семьи, учреждениях высшего образования, организациях социальной поддержки населения, образования, здравоохранения и в сфере культуры. Обобщенные трудовые функции: осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
Выпускник магистратуры может продолжить свое образование в аспирантуре по специальностям: педагогическая психология, общая педагогика и другим смежным специальностям. |
Программа вступительных испытаний
Для поступления в магистратуру абитуриент должен иметь высшее образование (бакалавриат, специалитет). Основным испытанием является профильное собеседование. Приказом СВФУ от 28 сентября 2017 г. №1038-ОД утверждены Правила приема в СВФУ в 2018 году, которые содержат полную информацию о приеме в СВФУ. Все вступительные испытания, проводимые СВФУ самостоятельно, регламентируются Порядком проведения вступительных испытаний.
При поступлении возможно получение дополнительных баллов, которые регламентирует Перечень индивидуальных достижений при приеме на обучение по программам магистратуры.
|
Конкурентные преимущества
Адресность: подготовка специалистов в области педагогики семьи Сформированные профессионально-образовательные кластеры в регионе: РЦ ПМСС при МОиН РС(Я), ЦППСиМ при МПЖДМиСП РС(Я), ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К.Аммосова» Интенсивный English Индивидуальный график обучения (без отрыва от основной деятельности) Возможность продолжить образование в аспирантуре по специальностям: педагогическая психология, общая педагогика и другим смежным специальностям |
Контакты
Руководитель магистерской образовательной программы Прокопьева Мария Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии
Контактная информация: |
Срок реализации |
Места |
Язык обучения |
Форма обучения |
2 года |
7 / 3 / 1
|
RUS |
очная |
Руководитель образовательной программы
|
доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии
Награды: - грамоты, дипломы и сертификаты Признания МО РС (Я) и Министерства науки и профессионального образования, ПИ ЯГУ, СГПА; - Грамота и серебряная медаль Главы Амгинского улуса за вклад в социально-экономическое развитие Амгинского улуса (1999, 2007 гг.); - Грамота Главы Амгинского улуса за вклад в социально-экономическое развитие Намского улуса (2008 г.); - Нагрудный Знак: «Воспитатель-методист», 1983 г.; - Отличник народного просвещения Российской Федерации, Решение №245 от 29 октября 1994 г.; - Почетный работник высшего образования Российской Федерации, 2004 г.; - Ветеран Труда, удостоверение В № 484694, 2004 г.; - Почетный работник высшего образования Российской Федерации. Приказ Миннауки России от 11.августа 2005. № 628 к-н, удостоверение № 94726. - Серебряная медаль РАО «За Заслуги в Науке и Образовании», 27 октября 2008 г.; - Памятный Знак Вице – Президента «За доброе сердце и благие дела», 2008 г.; - Знак отличия РС (Я) «Гражданская доблесть», Указ Президента РС (Я) от 18 октября 2008 г.; - Почетный Гражданин МО «Амгино-Нахаринский наслег» Амгинского улуса РС (Я), 2009 г., удостоверение №21; - Почетная грамота «За вклад в государственную семейную политику в РС (Я) июнь 2011 г.; - Почетный Гражданин Абагинского наслега МО «Абагинский наслег» Амгинского улуса, распоряжение №88 от 27 декабря 2010 г.; - Заслуженный работник образования РС (Я), Указ Президента РС (Я) от 1 марта 2011 г. №509; - Почетный Знак Главы ГО «г. Якутск» за вклад в социально-экономическое развитие г. Якутска» от 23 ноября 2014 г. №303; - Почетный Знак Софьи Сидоровой за особые заслуги в общественной деятельности от 4 марта 2015 г. №42; - Почетный Знак «Отличник гражданских инициатив Республики Саха (Якутия)» от 15 августа 2016 г., Пр. № 115-П; - Почетная грамота Государственного Собрания ИЛ Тумэн РС (Я) за заслуги в области социального развития РС (Я), январь 2017 г.; - Почетный Знак «Гордость Амги», удостоверение № 25, февраль 2017 г.; - Памятный Знак «Женщина года СВФУ» по итогам 2016 г., март 2017 г.
|
Преподаватели, ведущие основные дисциплины:
Преподаватели базовой части:
- Михайлов Виктор Данилович, д.ф.н., профессор кафедры философии.
- Данилов Дмитрий Алексеевич, д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики.
- Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор кафедры ВиПП.
- Туласынова Надежда Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям.
- Хомподоева Мария Васильевна, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям.
- Ушницкая Виктория Вильямовна, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям.
- Абрамова Наталья Андреевна, к.п.н., доцент кафедры специального (дефектологического) образования
Преподаватели вариативной обязательной части:
- Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии.
- Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор кафедры возрастной и педагогической психологии.
- Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии.
- Ковтун Татьяна Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии.
- Корякина Татьяна Григорьевна, к.п.н., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии.
Основные дисциплины
В рамках магистерской программы «Семейное тьюторство» слушателям предлагаются следующие дисциплины:
Базовая часть:
Философия науки и образования
Современные проблемы науки и образования
Методология педагогических исследований
Модуль 1 Философские и методологические основы педагогических исследований
Иностранный язык в научной сфере
Деловой иностранный язык
Вариативная часть:
Модуль 3. Научно-теоретические основы семьи
Психология семьи
Семейная педагогика
Теория и практика социально-педагогической работы с семьей
Модуль 4. Психолого-педагогические технологии тьюторского сопровождения семьи
Актуальные проблемы тьюторского сопровождения семьи
Акмеология личностного и профессионального роста тьютора
Модуль 5. Психолого-педагогическое сопровождение семьи
Психодиагностика и консультирование семьи
Социально-психологические тренинги семьи
Психолого-педагогические основы инклюзивного образования
Дисциплины по выбору:
Электив модуля 3
Повышение педагогической культуры семьи
Коучинг семьи
Электив модуля 4
Система работы с семьями «группы риска»
Система нормативно-правового обеспечения государственной семейной политики
Этнопсихология и региональные технологии сопровождения семьи
Государственная семейная политика за рубежом
Электив модуля 5
Психология воспитания
Гендерная психология
Организация волонтерской деятельности
Государственная семейная политика в РС(Я)
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР):
Научно-исследовательская работа
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Методическая)
Научно-исследовательская практика
Преддипломная практика
Государственная итоговая аттестация:
Подготовка к защите и процедура защиты выпускной квалификационной работы
Общая трудоемкость ОП 120 ЗЕТ
По учебному плану магистерской программы установлены следующие виды практик:
- Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Методическая) – непосредственно ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучаемых.
- Научно-исследовательская практика реализует НИР и закрепляет теоретические представления магистрантов.
- Преддипломная практика - проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
Формируемые компетенции (ключевые)
Выпускник программы магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);
- способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);
- способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).
Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
- готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).
Выпускник программы магистратуры должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):
педагогическая деятельность
- способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);
- способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);
- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3);
- готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);
научно-исследовательская деятельность
- способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);
- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6);
методическая деятельность
- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);
- готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12;
- управленческая деятельность
- готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13);
- готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14);
- готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15);
- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16);
Примерные темы магистерских диссертаций (выборка)
№ |
Содержание темы |
Разработчики тем, научные руководители |
1 |
«Роль женщин в становлении государственности РС (Я): историко-педагогический аспект». |
Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор |
2 |
Формирование культуры здоровой трезвой жизни РС (Я) посредством Проекта «Антинаркотическое воспитание молодежи |
Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент |
3 |
Психологическое сопровождение семьей, попавших в трудные жизненные ситуации |
Михалева Антонина Борисовна, к.пс.н., доцент |
4 |
Профилактика аддиктивного поведения детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) |
Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент |
5 |
Государственная семейная политика РФ в контексте конституционных прав и гарантий граждан |
Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор |
6 |
Формирование культуры семейных отношений в полиэтнической социальной среде |
Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент |
7 |
Роль семьи как социального института в патриотическом воспитании подрастающего поколения |
Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент |
8 |
Актуальные проблемы современной студенческой семьи |
Ковтун Татьяна Юрьевна, к.п.н., доцент |
9 |
Медико-психолого-педагогическое сопровождение молодой семьи |
Михалева Антонина Борисовна, к.пс.н., доцент |
10 |
Социальное проектирование как инновационная форма работы с семьями |
Ковтун Татьяна Юрьевна, к.п.н., доцент |
11 |
Профилактика профессионального выгорания специалистов, работающих с семьями и детьми |
Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент |
12 |
Семейное тьюторство как ресурс современного общества |
Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор |
13 |
Сотрудничество семьи, ДОУ, школы и социума как фактор духовно-нравственного воспитания детей |
Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор |
14 |
Система социально-психолого-педагогического сопровождения детей особой категории |
Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент |
15 |
Семья как фактор самоорганизующейся воспитательной среды |
Ковтун Татьяна Юрьевна, к.п.н., доцент |
16 |
Социально-педагогическая самоорганизация якутской семьи |
Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент |
17 |
Формирование основ межкультурного общения у старших дошкольников |
Михалева Антонина Борисовна, к.пс.н., доцент |
18 |
Педагогическая система воспитания детей в условиях многодетной среды |
Ковтун Татьяна Юрьевна, к.п.н., доцент |
19 |
Формирование родительской компетентности средствами этнопедагогических традиций саха |
Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент |
20 |
Педагогические условия сотрудничества семьи и школы как основа самоорганизующейся воспитательной среды |
Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент |
21 |
Социально-педагогическое сопровождение профилактики девиантного поведения подростков |
Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент |
22 |
Социально-педагогическая система семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор |
23 |
Социализация дошкольника на основе взаимодействия семьи и ДОО». |
Ковтун Татьяна Юрьевна, к.п.н., доцент |
24 |
Нравственное воспитание посредством Олонхо как технология духовного оздоровления подростков |
Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор |
25 |
Профилактика девиантного поведения детей при сотрудничестве школы и семьи |
Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент |
26 |
Формирование качеств мужественности у мальчиков средствами народных традиций (на примере Программы «Кюнтэгил» |
Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент |
27 |
Формирование родительской компетентности у молодой семьи»; |
Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент |
28 |
Социальная поддержка многодетных семей (на примере Благотворительного фонда «Волшебный сундучок» |
Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор
|
29 |
Формирование культуры элементарного музицирования в условиях семьи |
Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор |
30 |
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, работающих с семьями |
Неустроева Евдокия Анатольевна, к.пс.н., доцент |
О реализации магистерской образовательной программы
Из истории:
Принятие решений по управлению и развитию ОП участвуют коллегиальные органы: Ученый совет и УМК Педагогического института, потенциальные работодатели: Министерство по делам молодежи и семейной политики РС(Я); Министерство образования РС(Я); Управление образованием Окружной администрации ГО «Город Якутск». Магистратура открылась в 2014 г.
Особенности реализации магистерской программы:
Особенностью магистерской программы является подготовка высококвалифицированных специалистов широкого профиля в области семьеведения и социальной сферы, социально-педагогического сопровождения современной семьи. Подготовка высококвалифицированных педагогов-психологов, способных осуществлять психолого-педагогическую помощь семье и детям в кризисных ситуациях, решать профессиональные задачи в области психолого-педагогического сопровождения семьи, научно-исследовательской, научно-методической, организационно-управленческой деятельности.
- Достижения
Сотрудничество (партнеры):
- Министерство образования РС(Я);
- Управление образованием Окружной администрации ГО «Город Якутск»;
- Министерство по делам молодежи и семейной политики РС(Я);
- МКУ Центр помощи комплексного сопровождения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ «Берегиня» ГО «Город Якутск»
Мероприятия:
- Проведение и участие во I Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием «Педагогика и психология семьи: современные вызовы, ттрадиции и инновации» 15 мая 2016 года, г. Якутск. Сборнику научных трудов присваиваен международный стандартный серийный номер ISBN, номер государственной регистрации электронных изданий. Сборник научных трудов размещен в государственном депозитарии электронных изданий, на портале Научно-методического электронного журнала «Концепт» (https://e-koncept.ru), в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru/) и включен в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и Science index. Это позволит авторам повысить личный индекс цитируемости.
- Проведение и участие во II Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием «Педагогика и психология семьи: современные вызовы, ттрадиции и инновации» 12 мая 2017 года, г. Якутск. Сборнику научных трудов присваиваен международный стандартный серийный номер ISBN, номер государственной регистрации электронных изданий. Сборник научных трудов размещен в государственном депозитарии электронных изданий, на портале Научно-методического электронного журнала «Концепт» (https://e-koncept.ru), в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru/) и включен в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и Science index. Это позволит авторам повысить личный индекс цитируемости. Всего 94 участника.
Фотоматериалы
Сотрудники кафедры «Возрастная и педагогическая психология»
Открытие Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием «Педагогика и психология семьи: современные вызовы, ттрадиции и инновации»
Открытие именного стенда в музее Педагогического института профессора-наставника, доктора педагогических наук
Гермогеновой Матрены Денисовны
Нормативные документы
/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/departamentt_quality/mumcnp/lnaktu/
- Положение о магистратуре СВФУ
- Положение о порядке проведения практики
- Положение о курсовой работе студентов
- Положение о выпускной квалификационной работе в форме магистерской диссертации
- Положение об итоговой государственной аттестации