Новости

Юбилей кафедры «Возрастная и педагогическая психология» 25 лет со дня основания

  • 23 Апреля 2024
  • 20

Юбилей кафедры «Возрастная и педагогическая психология» 25 лет со дня основания

 История и современные реалии кафедры

 

Кафедра возрастной и педагогической психологии образована Постановлением Ученого совета Якутского государственного университета № 7 от 31 марта 1999 г. для специализированной и профессиональной психологической подготовки будущих учителей и педагогов республики.

Открытие кафедры было инициировано Чабыевым Иваном Пудовичем (1940-2014) – первым заведующим кафедрой, кандидатом психологических наук, профессором, Почетным работником высшего профессионального образования РФ, ученым-исследователем в области психологии сознания и самосознания личности, выпускником МГУ имени


М.В. Ломоносова. Моральную поддержку в этом деле оказали однокурсники Ивана Пудовича – профессора А.И. Подольский, Ю.К. Стрелков, С.Д. Смирнов, Б.С. Братусь,
А.К. Осницкий, Е.Т. Соколова, М.К. Акимова и др., которые работали на кафедрах общей, возрастной психологии, психологии образования и педагогики, психологии развития, нейро- и патопсихологии, психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, они были заинтересованы в развитии и становлении в регионе высшей школы психологической подготовки будущих учителей.

Кафедра возрастной и педагогической психологии, в составе педагогического института университета, считается классической кафедрой по своему названию и соответствию требованиям высшего педагогического образования. Вот уже четверть века кафедра проводит полноценную подготовку специалистов широкого профиля – педагогов, психологов для образовательных учреждений.

Иван Пудович, как инициатор и организатор научно-исследовательских работ в области психологии, внес значительный вклад в развитие высшей школы в республике. Положительные результаты организационной, научно-методической работы преподавателей кафедры в годы его заведования расширили деловые связи кафедры с образовательными учреждениями республики. Профессор И.П. Чабыев являлся членом Республиканского общества психологов, через его знания и неисчерпаемый богатый научно-методический опыт прошло огромное количество будущих психологов, которые и сейчас работают в школах, детских садах, психологических центрах региона. В 1996-2002 гг. был членом Ученого совета по защите кандидатских диссертаций, под его научным руководством успешно защищены 3 кандидатские диссертации. Автор более 40 научных и учебно-методических трудов.

У истоков основания кафедры стояли профессор М.Д. Гермогенова (ЛГПИ им. А.И. Герцена, Ленинград), доценты А.Б. Михалева (МПГУ, Москва), А.В. Иванов, старшие преподаватели А.Д. Ершова, Н.Г. Готовцева (ЯГУ) и др. Позже преподавательский состав кафедры был пополнен психологами-практиками из школ республики А.Е. Ушницкой, В.В. Находкиным (ЯГУ). В разные годы работали доцентами Е.В. Николаев, О.П. Сергеева, К.Е. Гагарина, старшие преподаватели
А.И. Кузьмина (ЯГУ), Н.В. Сафонова (ЯГУ), лаборанты А.П. Иванова, О.Н. Сосина, Ю.П. Семенова, Р.С. Элякова.

Многие годы в университете, с самого момента основания кафедры возрастной и педагогической психологии, бок о бок с нами работала кандидат педагогических наук, профессор Матрена Денисовна Гермогенова, выпускница ЛГПУ им.
А.И. Герцена, идейный вдохновитель психологии коллективного воспитания.

Матрена Денисовна Гермогенова – Почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник образования РС (Я). В 1968 г. начала трудовую деятельность в Якутском государственном университете в качестве доцента кафедры педагогики и психологии, затем заведующей кафедрой педагогики и методики начального обучения педагогического факультета. В 1988-1993 гг. – доцент кафедры психологии, доцент кафедры социальной педагогики, заведующая отделением социальной педагогики педагогического института. Человек активной жизненной позиции, Матрена Денисовна выполняла многие годы большую общественную работу. В 1996-2002 гг. была членом Ученого совета по защите кандидатских диссертаций по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования. С 2007 по 2015 г. заведовала вновь открывшимся новым психологическим кабинетом при кафедре возрастной и педагогической психологии. Успешно и творчески реализовывала научные, практико-ориентированные консультации студентам, сотрудникам и преподавателям, в том числе осуществляла научно-методическое сопровождение образовательного процесса. За короткий промежуток времени деятельность психологического кабинета была удостоена дипломов второй степени в конкурсах НТС СВФУ как «Лучшая учебно-научная лаборатория» и «Лучший студенческий научный кружок». В 2014 г. Матрена Денисовна стала профессором-наставником. Под научным руководством М.Д. Гермогеновой 5 педагогов успешно защитили кандидатские диссертации.


 

* * * * *

В настоящее время на кафедре успешно трудятся Находкин Василий Васильевич, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой, Прокопьева Мария Михайловна, д.п.н., профессор, Корякина Татьяна Григорьевна, к.п.н., доцент, Неустроева Евдокия Анатольевна, к.психол.н., доцент, старшие преподаватели Андросова Мария Ивановна, Готовцева Нюргустана Геннадьевна, заведующий психологическим кабинетом Варламова Кюннэй Михайловна, внутренние совместители Елисеева Наталья Дмитриевна, к.психол.н., Дмитриева Степанида Николаевна, к.п.н., доцент, Евдокарова Туяра Валерьевна, старший преподаватель.

Кафедра возрастной и педагогической психологии является обеспечивающей и участвует в реализации образовательных программ в 17 учебных подразделениях СВФУ им. М.К. Аммосова. Сотрудники кафедры участвуют в реализации 92 основных образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры в подразделениях СВФУ. Основными дисциплинами кафедры являются такие курсы, как «Психология», «Психология профессионального образования», «Психология социального взаимодействия», «Психология воспитательных практик», «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Психология безопасности в экстремальных ситуациях», «Психология физической культуры и спорта» и т.д.

На сегодняшний день на кафедре успешно реализуются две актуальные программы магистратуры: «Семейное тьюторство» по направлению подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование, руководитель профессор М.М. Прокопьева (с 2014 г.) и «Практическая психология в образовании» по направлению подготовки 44.04.02. – Психолого-педагогическое образование, руководитель доцент В.В. Находкин
(с 2016 г.). Стало доброй традицией организация и проведение кафедрой ежегодных всероссийских научно-практических конференций студентов и аспирантов с международным участием «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе», «Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации». Сотрудники и преподаватели кафедры принимают активное участие в жизни и деятельности института и Северо-Восточного федерального университета, а также инициируют различное многообразие практико-ориентированных проектов, конкурсов, консультаций для образовательных учреждений республики и населения, проводят курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кафедра успешно прошла государственную аккредитацию вуза по программе магистратуры «Практическая психология в образовании и социальной сфере».

Принципами и сильными сторонами кафедры в современных реалиях являются узнаваемость среди образовательных учреждений республики, практическая направленность образования, т.к. преподаватели кафедры имеют достаточный профессиональный опыт и стаж работы до университета на практике и в науке, отсюда и высокая адекватная требовательность, овладение методологией преподавания и привития знаний студентам. Кафедру можно считать научно-образовательной лабораторией по подготовке педагогов.

В соответствии с требованиями научно-исследовательской деятельности НПР кафедры активно и ежегодно публикуют научные статьи в ведущих рецензируемых журналах ВАК, а также в БД Scopus и WOS. За последние 2 года получено 3 патента интеллектуальной собственности, студенты успешно участвуют и выигрывают в различных конкурсах и олимпиадах.

Кафедрой выпущено 5 учебных пособий с грифом УМО РФ, 1 – с грифом ДВ РУМЦ, а также электронные учебные пособия по всем читаемым дисциплинам и 3 онлайн-курсам. За последние 6 лет сотрудниками кафедры возрастной и педагогической психологии разработано и опубликовано 17 учебных изданий для ООП СВФУ. Сотрудники кафедры ежегодно проводят мастер-классы для ППС СВФУ. Кафедра является организатором Республиканской олимпиады по педагогической психологии для студентов, в дальнейшем планируется ее расширение до уровня всероссийской. Также сотрудники кафедры ежегодно готовят студентов к участию в олимпиадах по психологии.

Помимо кафедральной работы ППС кафедры широко распространяет передовой учебно-методический опыт и в других образовательных учреждениях, центрах, что подкрепляет широкую узнаваемость имени кафедры в республике и в России. Так, преподаватели кафедры являются руководителями, экспертами и членами общественных научных сообществ, таких как НОК «Российская семья», Национальная родительская ассоциация (НРА), Ассоциация спортивных психологов России (АСП), научно-методического совета Министерства по физической культуре и спорту РС (Я) и Общественной палаты РС (Я) и т.д. Вся научно-общественная деятельность сотрудников кафедры только привлекает и продвигает научную школу кафедры возрастной и педагогической психологии, следовательно, поднимает имидж университета среди общественности.

Таким образом, кафедра ведет активную образовательную деятельность, имеет широкие перспективы дальнейшего развития и ее показатели соответствуют целевым показателям развития Педагогического института СВФУ.

 

* * * * *

В рамках юбилейных мероприятий была проведена XII Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и практических психологов с международным участием «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе», посвященная 25-летию кафедры возрастной и педагогической психологии и Году семьи в РФ. В ней приняли участие более 80 участников: студенты из разных образовательных учреждений и практикующие психологи. Примечательно, что в этом году участвовали студенты из Сомали и Китая.

Пленарную часть конференции открыл заведующий кафедрой В.В. Находкин с докладом об истории и перспективах развития кафедры «Возрастная и педагогическая психология». Об истории открытия магистерских программ кафедры выступил проректор по образовательной деятельности СВФУ А.И. Голиков. Директор педагогического института М.П. Федоров отметил активную жизненную позицию сотрудников кафедры. Профессор кафедры М.М. Прокопьева ярко выступила о выпускниках, которыми гордится кафедра. От имени партнеров поздравила с юбилеем заместитель директора Республиканского методического центра психолого-педагогического сопровождения Т.С. Алешина. Руководитель ЯРО НОК «Российская семья», заместитель председателя Общественной палаты Республики Саха (Якутия), член Общественной палаты Российской Федерации, выпускница кафедры Лена Павловна Ефремова в своем поздравлении отметила профессионализм сотрудников кафедры. С юбилейной датой поздравили и коллеги, представители кафедр педагогического института.

Далее работа XII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе» продолжилась по трем секциям в дистанционном формате.

I секция «Психология личности и развития» (эксперты – Прокопьева М.М., д.п.н., профессор, Неустроева Е.А., к.п.н., доцент).

Диплом 1 степени – Харлампьева Варвара Александровна (ПИ-М-СДРП-23), тема «Эмоциональная сфера у слабовидящих детей раннего возраста».

Диплом 2 степени – Слепцова Сайыына Андреевна (ПИ-Б-ИВТ-21), Никитина Камилия Григорьевна (ЯПК), тема «Изучение возможностей нейроинтерфейса «Neiry» в образовании».

Диплом 3 степени – Сюй Мини, студентка ФЛФ-ПФД-РКИ-21, тема «Психологические проблемы семейного воспитания в Китае» и Павлова Александра Джулустановна, ИП-М-СПОЗиАД-23, тема «Роль стресса в формировании психосоматических заболеваний: анализ научных исследований».

II секция «Психология образования и воспитания» (эксперты – Андросова М.И. и Готовцева Н.Г., старшие преподаватели).

Диплом I степени – Алиева Диана Вахаевна, ПИ-Б-ЛО-20, тема «Развитие словаря старших дошкольников с ОНР посредством ИКТ».

Диплом 2 степени – Базанова Ксения Андреевна, ПИ-Б-Т-22, тема «Социальные сети как платформа для развития личного бренда» и Мичурина Олеся Степановна, ГАПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева», тема «Развитие внимания у детей младшего школьного возраста в процессе использования музыкально-дидактических игр на уроках музыки».

Диплом 3 степени – Кумская Дарья Алексеевна, ПИ-Б-НО-22, тема «Семейные ценности как основа нравственного воспитания младших школьников» и Протодьяконова Уйгууна Дмитриевна, ПИ-Б-Т-21, тема «Обучение детей японской технике рукоделия кинусайгу».

В работе III секции «Практическая психология» (эксперты – Находкин В.В., к.п.н., заведующий кафедрой, Корякина Т.Г., к.п.н., доцент) приняло участие более 30 человек.

Диплом 1 степени – Элякова Евгения Игоревна, ИП-Б-ПС-20, тема «Проявление детоцентризма в пищевом поведении современной якутской семьи».

Диплом 2 степени – Григорьева Руслана Арсентиевна, ПИ-Б-Т-22, тема «Коррекция тревожности у студентов средствами арт-терапии» и Замятина Ольга Николаевна, ПИ-З-ДО-21, тема «Гендерные особенности эмоционального воспитания дошкольников».

Диплом 3 степени – Герасимова Анжелика Борисовна, Никитина Анна Николаевна, ПИ-Б-ЛО-21, тема «Особенности учебной мотивации младших школьников с ЗПР» и Муно Омар Абдирахман, ИМ-М-СПОЗиАД-23, тема «Влияние физической активности на поведение в отношении здоровья населения в Могадишо, Сомали» и Ушатова Анастасия Гаврильевна, ИМ-М-СПОЗиАД-23, тема «Влияние этнопсихологических особенностей на отношение якутов к смерти».

Во время конференции участник обменялись мнениями и обсудили актуальные проблемы психологических исследований в образовании и социальной сфере.

Таким образом, сегодня кафедра возрастной и педагогической психологии располагает широкими возможностями для проведения образовательной, воспитательной, научно-исследовательской работы и вносит значительный вклад в решение стратегических задач Республики Саха (Якутия).


Автор: Иванов Юрий Ильич

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).

Об институте Нормативные документы Новости Абитуриенту Администрация ПИ Сотрудники института Кафедры Учебный процесс Расписание Расписание заочной формы Научная деятельность Учебно-методическая работа Учебно-методический центр ДПО Учебная библиотека Заявления (образцы) Студенческая жизнь Фотогалерея Практика Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Профбюро Образовательные стандарты и требования Список журналов систем Web of Science и Scopus Ежегодная методическая олимпиада Круглый стол - "Педагогическое наследие сегодня" Педагогический опыт учителей Республики Саха (Якутия) Музей истории педагогического образования ПИ СВФУ Студенческий педагогический отряд педагогического института СВФУ «ДАР» Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности Отчеты Малая психолого-педагогическая академия Портфолио студентов ПИ