Отзывы

           Руслан Коваленко об учебной стажировке в Университете Хоккайдо по программе HUSTEP (Япония)


Я был удивлен, когда моя кафедра предложила мне участие в программе, связанной с Японией. Для меня, германиста, это был немного странный выбор – с культурой и языками азиатских стран я был связан чуть менее, чем никак. Но, подогреваемый уникальной возможностью и слухами о невероятной закрытости Японии, я, не раздумывая, дал свое согласие на участие.

На первом этапе мне предстояло пройти собеседование с представителями Института Востока. Так как у меня не было возможности посетить Якутск, собеседование проходило по «Скайпу» на двух языках – русском и английском. Собеседование прошло в дружеской атмосфере без особых проблем. После этого наступил самый сложный этап – томительное ожидание ответа японской стороны.

Через два месяца после собеседования я получил письмо из Института Востока о том, что японская сторона одобрила мое участие, и целый семестр я проведу в Японии, в городе Саппоро префектуры Хоккайдо. Для участников программы HUSTEP существует возможность получения стипендии от японского правительства в размере 80,000 йен (по текущему курсу – около 35-40 тыс. рублей). К сожалению, количество стипендий ограничено, и мне не удалось попасть в число студентов со стипендией. Сама программа бесплатна, поэтому все деньги уходили на оплату общежития, карманные расходы и прочее.


Саппоро оказался очень современным, аккуратным и красивым городом. В нем проживает большое количество иностранных студентов, многие из них – из России и стран СНГ. Так я познакомился с ребятами из Кыргызстана, Азербайджана, Туркмении и Казахстана. Адаптация проходит очень легко за счет того, что в Университете Хоккайдо учится большое количество русских студентов. Подавляющее большинство – с Сахалина. В целом остров Хоккайдо можно назвать «обрусевшей» Японией – многие аспекты культурной жизни японцев, которые так привлекают иностранцев, не находят своего отражения на Хоккайдо по причине климата и сильного культурного влияния иностранцев.

Обучение иностранных студентов в университете Хоккайдо построено на свободном выборе курсов для посещения. Единственное условие, которое должны выполнить студенты, выбирая курсы – количество часов обучение должно составлять не менее 7 в неделю, этого требует студенческая виза в Японию. Тематика предлагаемых курсов очень широка – от общей биологии, инженерии и физики до разбора голливудских фильмов и поп-культуры азиатских стран. Все курсы из этого блока проводятся на английском языке, многие из них преподают европейские и американские преподаватели. Помимо курсов, которые предлагает программа HUSTEP, студенты могут взять курсы японского языка – на выбор предлагается несколько уровней и групп, в зависимости от уровня владения языком.


В первую учебную неделю нам предложили свободно посещать любые курсы, чтобы лично оценить каждый и выбрать то, что максимально интересно или подходит для каждого студента. В итоге я остановился на восьми курсах, что составляло 18 часов в неделю. В Японии нет понятия академического часа, поэтому полуторачасовое занятие считается как полтора часа. Занятия проходили с понедельника по пятницу, суббота и воскресенье – обязательные выходные для большинства работников и студентов. Государственные праздники выпадают в основном на понедельник – таким образом у японцев получаются «длинные» выходные.

           1. Japanese Grammar, Japanese Communication, Kanji – три курса по японскому языку, которые предлагались для изучения. Все занятия японского проходили в первой половине дня, в промежуток с 8.45 до 12.00 – продолжительность первых трех занятия в университете. Курсы проводят сторонние преподаватели на базе университета Хоккайдо. В конце курсов Grammar и Kanji сдаются письменные экзамены, Communication – устный.

           2. Soviet History – я взял этот курс во многом из-за того, что мне было интересно узнать западный взгляд на советскую историю, узнать, правдивы ли стереотипы, которые бытуют в сознании большинства россиян об изучении этого периода за рубежом. Преподаватель – американский профессор, политолог и историк Дэвид Вольф, специализацией которого был Советский Союз. Итоговая работа – презентация и небольшой доклад по одной из республик в составе СССР.

           3. Joy of Science - Discovering the matters and the laws of the universe – курс был посвящен основам научного мышления и базовым знаниям по физике, астрономии, химии, биологии и квантовой физике. Итоговая работа – тест.

           4. Contemporary Japanese Society – в рамках этого курса мы изучали все аспекты японского общества – образование, гендерная политика государства, рабочие вопросы, семья и образование в Японии и т.д. Часть курса была посвящена самостоятельной работе – мы разбивались на группы и обсуждали поставленную проблему японского общества, пытаясь прийти к ее решению. Итоговых работы две – небольшая презентация в паре с другим студентом и большая презентация с докладом в группе. Обязательное условие – все участники группы должны быть из разных стран.

           5. Introduction to Social Theory – курс был посвящен основам социальной теории и разных взглядов на общество, господствовавших в то или иное время. На занятиях мы читали и обсуждали работы Даркхайма, Маркса, представителей Франкфуртской школы и т.д. Половина каждого занятия обязательно отводилась для дискуссионного клуба, в котором мы делились мнениями и спорили о проблемах и состоянии современного общества и недостатках различных теорий. Итоговая работа – эссе на одну из предложенных тем.

           6. Modern Japanese History – курс был посвящен истории Японии в конце 19 – начале 20 века. Мы размышляли над причинами империалистских настроений в Японии тех времен, изучали документы и хроники развития префектуры Хоккайдо и даже примеряли на себя роли ведущих политических лидеров Японии времен Второй мировой войны, разыгрывая заседания кабинета министров. Итоговая работа – эссе по одному из вопросов.


Помимо учебы в университете регулярно проводились различные мероприятия, вечеринки и выставки, которые организовывал студенческий совет университета Хоккайдо. Мы принимали участие в международном фестивале, в рамках которого студенты предлагали познакомиться с культурами их родных стран. Помимо этого, мы свободно путешествовали по Хоккайдо и Японии, знакомились со студентами со всего мира и просто хорошо проводили время.

Общежития, в которые нас поселили, делятся на женские и мужские. В каждом есть лобби для приятного времяпрепровождения и общения с соседями. Пребывание в международной среде здорово помогает освежить свой взгляд на мир, расширить кругозор и восприятие жизни, подарить незабываемые впечатления и найти новых друзей!

Несколько практических советов в помощь студентам, собирающимся на стажировку на Хоккайдо:

           1. По сравнению с Якутией, зима гораздо теплее (максимальная температура, которую я видел была в районе -10 градусов), но при этом намного более влажная. Зимней одежды можно не брать много, но она должна хорошо защищать от ветра и влаги. Нередки случаи, когда метель не прекращается по 4-5 дней без перерыва.

           2. Не скупитесь и в первые несколько недель купите себе велосипед. Он здорово облегчит жизнь и перемещения по городу.

           3. Продукты в больших объемах старайтесь покупать в больших супермаркетах, а не в минимаркетах известных сетей (department stores, Seico, Seven-Eleven, Lawson и т.д.). Это намного дешевле и выбор в супермаркетах гораздо больше.

           4. Обучение в Японии направлено на самообразование, поэтому старайтесь уделять как можно больше внимания домашней работе – это ваш основной источник знаний.


Руслан Коваленко, студент ТИ (филиал) СВФУ в г. Нерюнгри