Отзывы

            Надежда Самсонова об учебной стажировке в Университете Хоккайдо по программе HUSTEP (Япония) 


Программа HUSTEP (Hokkaido University Short-Term Exchange Program) – большая многолетняя программа Университета Хоккайдо для годовых и полугодовых стажировок студентов зарубежных стран. Данная программа в 2014/2015 учебном году позволила почти 100 студентам со всех уголков света, включая меня, получить незабываемый опыт обучения и жизни в прекрасном городе Саппоро.

Обучение по данной программе в Университете Хоккайдо дает возможность получить знания по 50 предметам из совершенно разных областей. Ваш выбор будет ограничен временными рамками, так как некоторые курсы проводятся в одно время, а также будет необходимо набрать минимальное количество кредитов. Моим выбором стали следующие предметы:

            1. Algebra II. Итальянка Simona Settepanella преподает в Университете Хоккайдо Математический анализ и Алгебру, деля каждый курс на пару семестров. Мне повезло попасть на вторую половину курса, где проходят более сложные вещи, уже ранее в той или иной степени изученные мной в родном Институте математики и информатики, но в этот раз полностью на английском и с новыми материалами. Этот курс алгебры основывался на лекционных занятиях, большом количестве самостоятельной работы и регулярных тестах и контрольных.

            2. Introduction to Applied Ethics. Очень интересный для саморазвития курс от японского преподавателя. Дается очень много тем для рассуждений и обсуждений, любопытно было слышать совершенно разные точки зрения от граждан разных стран.

            3. Youth in Japan. Данный курс велся британкой Emma Cook, ученым-социологом, изучающей японское общество со всех сторон, в том числе и японскую молодежь. В ходе лекций, состоящих из небольшой лекции и гораздо большей части для обсуждения, были показаны и изучены непривычные для многих стран группы общества. Также Эмма была куратором полугодовой программы HUSTEP, организовывала собрания, отвечала на вопросы о программе, кредитах, обучении.

            4. Reading Japanese Popular Culture. Познавательный курс об истории и аспектах японской поп-культуры. Также для сравнения было рассказано о параллельном развитии поп-культур других азиатских стран и их связи между собой.

            5. Курсы японского языка. Моё знание японского перед поездкой было весьма ограниченным в плане грамматики, но все-таки кое-какие знания были, благодаря увлечению просмотром японской анимации аниме. Поэтому выучив перед прилетом в Японию основные слоговые азбуки хирагана и катакана, я сдала квалификационный тест на знание языка и попала на Начальный уровень 3 из 4. Я очень рада, что решила пройти тест, а не начинать с 1 уровня, потому что после небольших трудностей в первый месяц (в связи с медленным чтением и абсолютным незнанием иероглифов кандзи) и довольно интенсивного ежедневного обучения японскому, можно было спокойно разговаривать с японцами на простые темы. На занятиях разговорному японскому нас учили множеству словесных оборотов, как ходить на почту, почтительно разговаривать с другими, даже как сходить к парикмахеру. Курсы японского не обязательны, но жить в Японии без знания японского не лучший вариант. Хорошим знанием языка японцы всегда будут восхищаться и всячески приободрять вас, даже если это просто продавец из магазина, в который вы случайно зашли.


Немного о проживании в Японии. Климат на острове Хоккайдо разительно отличается от основного острова, по крайней мере так считают сами японцы. Осенью возможны частые осадки, но при этом до ноября очень тепло. Покупка зонтика не будет проблемой – японцы очень любят зонты и очень не любят мокнуть, поэтому в ассортименте есть как миниатюрные складные зонтики, так и простые зонты от 100 йен (в магазинах 100-йенниках или в простых круглосуточных комбини). Зима в Саппоро теплая, зимой 2014-2015 года минимальное значение достигало -10-15 градусов. Однако влажный воздух и обильные осадки могут оказаться холоднее, чем кажется, поэтому обувь и куртка понадобятся теплые и влагоустойчивые. Зимнюю одежду можно спокойно найти и в местных магазинах, однако если у вас нестандартный для японцев размер обуви или одежды, могут возникнуть некоторые трудности.

Транспортировка в Саппоро как по кампусу, так и в городе не будет проблемой, если вы умеете ездить на велосипеде, который достаточно легко можно приобрести в начале учебного года. Однако мне навык вождения велосипеда не дался, поэтому большую часть всех перемещений я проходила пешком. У Университета Хоккайдо очень большой и красивый кампус, поэтому прогулки не оказываются в тягость. С моего общежития до учебных корпусов идти надо было всего 20-25 минут, а до центра Саппоро – района железнодорожной станции Саппоро, где находятся большие торговые центры, проводятся мероприятия в парке Одори – 50-60 минут. В последнем случае расстояние может показаться большим, и поэтому есть другие варианты – ездить на автобусах, у которых уже прописано на табличках точное расписание, или передвигаться на метро. Однако стоимость может показаться высокой – примерно 210 йен автобус и от 180 йен метро, в зависимости от станций, между которыми вы перемещаетесь.

В кампусе есть несколько больших библиотек, которыми учат пользоваться во время ориентации сразу после начала программы. Также есть студенческий тренажерный зал, разные столовые и даже кафе на территории кампуса. На память можно приобрести разнообразные сувениры с логотипами Университета Хоккайдо в магазинах в кампусе, также есть книжный магазин, где можно будет сразу приобрести необходимую для учебы литературу. Во время учебы проводится множество культурных мероприятий, такие как приветственные вечеринки, выставки, фестивали, на которых можно найти новых друзей и приятно провести время. Можно записаться в клубы по увлечениям, которых в Университете много, студенческая жизнь у японцев очень активная.

Обучение в японском университете и само проживание в Японии – уникальный и особенный опыт, который запомнится мне на всю жизнь. Смена окружения расширяет кругозор и дарит незабываемые впечатления, которые могут только вдохновлять на новые начинания.


Самсонова Надежда Альбертовна, студентка гр. МО-11-2 ИМИ, 4 курс