Интеллектуальная собственность

Что такое интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность (ИС) – это результат творения человеческого разума, его интеллекта. К объектам ИС относятся изобретения, литературные и художественные произведения, символика, названия и изображения, используемые в коммерческих целях.
Правовые системы позволяет охранять объекты ИС, например, с помощью патентов, авторского права, наименований фирм, товарных знаков и географических указаний, что позволяет людям добиваться признания или получать финансовое вознаграждение за свои изобретения или произведения. Обеспечивая баланс интересов изобретателей и широкой публики, система ИС способствует созданию условий для процветания творчества, новаторства и инноваций.
Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, предоставляемых  авторам на созданные ими литературные и художественные произведения. Авторское право охватывает широкий спектр произведений: книги, музыку, картины, скульптуры и фильмы, компьютерные программы, базы данных, рекламу, карты и чертежи.
С авторским правом тесно связано смежное право, включающая в себя права, аналогичные или идентичные авторскому праву, которые, однако, обычно имеют более ограниченную сферу применения и более короткий срок действия. Смежные права предоставляются:
  • исполнителям (актерам и музыкантам) на исполняемые ими произведения; 
  • производителям фонограмм (например, на компакт-дисках) на звукозаписи; 
  • организациям эфирного вещания на их радио- и телепрограммы. 
Патент – это исключительное право на изобретение. В общем смысле патент наделяет своего владельца правом решать, каким образом изобретение может – и может ли – использоваться другими людьми. В обмен на это право патентообладатель раскрывает техническую информацию об изобретении для широкой публики в публикуемом патентном документе.
Товарный знак – это отличительное обозначение, призванное проводить различие между товарами или услугами одного предприятия от товаров или услуг других предприятий. Товарные знаки существовали еще в древние времена, когда ремесленники ставили свою подпись или «клеймо» на своих изделиях.
Промышленный образец – это художественно-эстетическое решение изделия. Образец может быть трехмерным, т.е. иметь форму, или объем, и двухмерным и иметь такие характеристики, как рисунок, линии или цвет.
Географические указания и наименования мест происхождения – это обозначения, используемые для характеристики товаров, которые имеют определенное место происхождение и обладают свойствами, репутацией или характерными особенностями, обусловленными преимущественно этим местом происхождения. Чаще всего географическое указание включает название места происхождения товара.