Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

Северо-Восточный
федеральный университет
имени М.К. Аммосова

Версия для слабовидящих

1
  • Научная деятельность

    Отчет НИР ИНПО за 2016 г.

     

    Составители: О.М. Чоросова, Р.Е. Герасимова, Г.С. Соломонова.

    Тема НИР - «Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций».

    Объект исследования - дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций, предмет – влияние дополнительного профессионального образования на профессиональное и социально-личностное самочувствие специалистов с учетом современных трансформационных процессов.

    НИР включает следующие направления:

    1) «Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни педагогов (сравнительный аспект: на примере Республики Саха (Якутия) и Республики Казахстан)» с участием Республики Казахстан (завершающий этап);

    2) "Электронное обучение как когнитивная технология в профессиональном развитии педагога" (работа завершена).

    3) «Исследование потребностей предприятий и организаций реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса в квалификациях специалистов». В 2016 г. проведена работа по разработке и подготовке к реализации третьего направления НИР по исследованию потребностей предприятий и организаций реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса в квалификациях специалистов и выявлению квалификационных дефицитов инженерно-технических работников. Так, на основе договора с АК "АЛРОСА" (ПАО) №16ПП/16 от 09.02.2016 будет проводиться исследование квалификационных дефицитов инженерно-технических кадров АЛРОСА.

     

    I. финансирование НИР и НИОКР

    1.1. Поданные заявки на финансирование НИР

    1.1.1. Проект «Непрерывное профессиональное развитие педагогов в Якутии и Аляске (Lifelong Professional Development of Teachers in Yakutia and Alaska)» на участие в конкурсе Российско-Американской программы партнерства университетов (ППУ).

    Сумма запрошенного финансирования – 20 500$, или 1 569 685 руб. по курсу на 17.01.2016 г.

    Продолжительность проекта - 08.02.2016 г. - 08.02.2017 г.

    Вид партнерства – совместное обучение (курсы); совместный научно-исследовательский проект.

    Цели совместного проекта: сравнительное изучение состояния и перспектив развития непрерывного профессионального образования педагогов в условиях современных трансформаций в Республике Саха (Якутия) и Аляске;

    Задачи:

    - сравнительное изучение профессионально-личностного самочувствия педагогов Севера в условиях трансформационных процессов в образовании;

    - изучение психолого-педагогических особенностей обучения взрослых и их влияния на профессиональное развитие педагогов;

    - выявление уровня удовлетворенности потребностей педагога в личной и профессиональной самореализации, развитии;

    - сравнительный анализ реализации непрерывного педагогического образования и прогнозирование перспектив его дальнейшего развития в Республике Саха (Якутия) и штате Аляска;

    - формирование культурно-образовательной среды в сети Интернет для сохранения и развития языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Аляски на едином портале www.arctic-megapedia.ru;

    - разработка совместных дистанционных образовательных курсов по программам ДПО с выдачей совместного удостоверяющего документа (сертификат / удостоверение).

    Результат подачи заявки – не поддержана.

    1.1.2. Заявка-обоснование для включения в перечень финансируемых научно-исследовательских проектов СВФУ: проект «Исследование сформированности профессиональных компетенций по применению, анализу, оценке современных учебников и конструированию обучающего материала у студентов педагогических направлений».

    Руководитель: Чоросова Ольга Марковна, д.п.н., к.пс.н., доцент.

    Область знания, код ГРНТИ: 14.37. Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование; 14.37.09. Методика обучения взрослых; 14.01.21. Организация НИР в области образования и педагогики; 14.15.25. Непрерывное образование.

    Запрашиваемое финансирование – 808 096 руб.

    Цель - оценка уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогических направлений посредством современных обучающих средств.

    Задачи: выявление уровня сформированности профессиональных компетенций по применению, анализу, оценке современных обучающих средств и учебников и конструированию обучающего материала. Предмет и направление исследования соответствуют приоритетному направлению развития науки, технологий и техники в РФ - 4. Науки о жизни, так как в рамках исследования предполагается выявление психологического, социально-личностного самочувствия студентов педагогических направлений, что соответствует контекстам профессионального и психологического здоровья педагога.

    Соответствие проводимых исследований:

    - приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: 4. Науки о жизни (исследование направлено на выявление профессионального и социально-личностного благополучия будущих педагогов PC (Я));

    - основным научным направлениям СВФУ: 13. Выявление основных тенденции и территориальных диспропорции развития образования; прогнозирование развития педагогического образования на период до 2020 года; принципы управления развитием территориальных образовательных систем Северо-Востока России. Совершенствование технологии оптимальной двигательной деятельности человека в условиях Севера. Актуальные проблемы личности и общества в кросс-культурном аспекте.

    Результат подачи заявки – на стадии рассмотрения.

     

    2. Профинансированные заявки

    2.1. НИР по теме «Анализ современного состояния и выявление особенностей развития дополнительного профессионального образования в Республике Саха (Якутия)» в рамках проекта «Анализ состояния и выявление особенностей системы образования в Республике Саха (Якутия)» (Комплексная научная экспедиция в РС (Я), направленная на развитие производительных сил и социальной сферы: направление 1. Повышение качества жизни населения Республики Саха (Якутия). Задача 1.4. Разработка мероприятий, обеспечивающих сохранность культурного и духовного наследия, обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, повышение образовательного уровня населения, оценка и прогноз развития системы образования; руководитель проекта: Голиков А.И., д.п.н.).

    Объект исследования — система дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) в Республике Саха (Якутия).

    Предмет исследования — современное состояние и особенности развития системы ДПО РС (Я) в условиях современных трансформаций.

    Цель исследования — оценка современного состояния ДПО РС (Я) и выявление особенностей его развития в соответствии с потребностями РС (Я).

    В работе использован комплекс методов исследования: теоретические (изучение научной литературы, нормативно-правовых документов); констатирующие (изучение статистических данных в области ДПО, социально-экономической ситуации по РС (Я) и РФ); экспериментальные (различные виды социологических опросов, математические методы обработки собранного материала).

         Определены методологические основания исследования феномена непрерывного профессионального образования, в качестве которых выступают системно-функциональный, интегративный, социально-педагогический подходы; роль и место ДПО в контексте социально-экономического развития РС (Я); обобщены результаты опроса населения РС (Я) по выявлению его отношения к дополнительному профессиональному образованию, а также опроса среди педагогов РС (Я) по оценке качества современного образования; собраны, изучены и обобщены статистические и документальные материалы, отражающие состояние и динамику развития региональной системы ДПО РС (Я); разработана модель интегративной системы непрерывного профессионального образования с апробацией на базе ИНПО СВФУ; выявлены особенности развития системы ДПО в РС (Я); разработаны теоретические основания развития интегративной системы непрерывного профессионального образования: сущность и содержание, приоритетные функции, базовые характеристики, цель и стратегии, принципы развития; концепция и модель развития интегративной системы непрерывного профессионального образования РС (Я); разработаны методические рекомендации.

           В ходе исследования выявлены следующие индикаторы и показатели региональной системы дополнительного профессионального образования: удельный вес трудоспособного населения, охваченного ДПО, в общей численности населения – 33,9%; количество организаций ДПО - 67; число институтов ДПО – 4; число образовательных центров - 20 удельный вес организаций ДПО, имеющих собственные типовые здания – 4,4%; удельный вес организаций ДПО, имеющих широкополосный интернет – 100%; удельный вес лиц с высшим образованием, в том числе с андрагогическим, - 100%; Среди проходивших дополнительное профессионального обучение лидируют определенные социально-профессиональные группы: госслужащие, врачи, педагоги, юристы. Значительно меньше охват дополнительным профессиональным образованием рабочих в промышленности, строительстве, на транспорте и связи. Достаточно низкий уровень повышения квалификации у предпринимателей, и как правило, и основной формой являются стажировки в регионах России и зарубежные стажировки.






           В регионе выявлено противоречие между имеющимся потенциалом (наличие кадровых, научно-методических и материально-технических, информационно-коммуникационных и др. ресурсов) для реализации современных форм дополнительного профессионального образования, включая сетевое, дистанционное образование, электронное обучение) и отсутствием запроса со стороны организаций и предприятий реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса обучения своих кадров на территории РС(Я) силами и ресурсами лицензированных образовательных организаций, реализующих ДПП.  

    II. Публикации ИНПО

    2.1. Публикации 2016 г.

    Монографии – 1. Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога : монография / С.Ф. Сергеев, М.Е. Бершадский, О.М. Чоросова, А.В. Жожиков и др.; СВФУ им. М.К. Аммосова, Ин-т непрерывного проф. образования. – Якутск: Изд-во ИГИ и ПМНС СО РАН, 2016. – 337 с.

    2. Россия и Казахстан на пути к всеобщему непрерывному образованию : монография / Ж.О.Жилбаев, Н.А. Лобанов, В.Н. Скворцов, Е.И. Михайлова, О.М. Чоросова и др.; ЛГУ им. А.С. Пушкина. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. – 440 с. (Электронное издание).

    Статьи

    Автор(ы)

    Название

    Издание

    Номер/ том/ выпуск

    Место издания

    Уровень

    Базы данных

    Год

     Стр.

    1

    Чоросова Ольга Марковна Герасимова Розалия Еремеевна Соломонова Галина Сергеевна

    Захарова Н.И.

    Northern Teacher in Conditions of the Current Renewal Processes in Education

    The European Proceedings of Social&Behavioral Sciences EpSBS eISSN: 2357-1330; Future Academy, 2016; IFTE 2016: 2nd International Forum on Teacher Education

    IFTE 2016, Volume XII

    Казань

    В материалах международных конференций СРГ/РФ

    WoS

    2016

    439-445

    2

    Чоросова Ольга Марковна

    Continuing Professional Education and Issues of Adaptation of Yakutian Teachers in Contemporary Conditions

    UArctic Congress 2016 Abstract Book

    Санкт-Петербург

    В материалах международных конференций СРГ/РФ

    РИНЦ

    2016

    215.

    3

    Чоросова Ольга МарковнаКуракбаев Кайрат Сеитович, Назарбаев Университет, Республика Казахстан

    Researching Links between Teacher Wellbeing and Educational Change: Case Studies from Kazakhstan and Sakha Republic

    UArctic Congress 2016 Abstract Book

    Санкт-Петербург

    В материалах международных конференций СРГ/РФ

    РИНЦ

    2016

    217

    4

    Соломонова Галина Сергеевна

    The study of the influence of contemporary transformations in the professional development of teachers Yakutia

    UArctic Congress 2016 Abstract Book

    Санкт-Петербург

    В материалах международных конференций СРГ/РФ

    РИНЦ

    2016

    220

    5

    Михайлова Евгения Исаевна Чоросова Ольга Марковна

    Подходы к организации управления трансформационными процессами в непрерывном профессиональном образовании педагогов

    Россия и Казахстан на пути к всеобщему непрерывному образованию: монография

    Санкт-Петербург

    В материалах международных конференций СРГ/РФ

    РИНЦ

    2016

    6

    Чоросова Ольга Марковна Соломонова Галина Сергеевна

    Непрерывное профессиональное образование: социальная ответственность педагога

    Теория и практика воспитания: педагогика и психология : ма- териалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского

    Москва

    В материалах международных конференций СРГ/РФ

    РИНЦ

    2016

    С. 209-213

    7

    Чоросова Ольга Марковна Соломонова Галина Сергеевна

    Управленческие стратегии в обновлении непрерывного профессионального образования

    Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова; Серия «Педагогика. Психология. Философия.

    №2

    Якутск

    Российское

    2016

    С. 31- 39

    8

    Чоросова Ольга Марковна Соломонова Галина Сергеевна

    Вопросы изучения качества жизни педагогов: психологический аспект

    Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика российской академии образования Давида Иосифовича Фельдштейна

    Нижний Новгород

    В материалах международных конференций СРГ/РФ

    РИНЦ

    2016

    С. 272-276

    9

    Герасимова Розалия Еремеевна

    Дополнительное профессиональное образование в условиях интегративной системы непрерывного педагогического образования

    Концепт: научно-методический электронный журнал.

    Том 30

    г. Киров

    Российское

    РИНЦ

    2016

    С. 148-150

    10

    Соломонова Галина Сергеевна

    Профессионально-личностное самочувствие педагога Севера в контексте задач воспитания личности обучающегося

    Дополнительный выпуск электронного журнала "Ученые заметки ТОГУ"

    №4 (2)

    Хабаровск

    Российское

    РИНЦ

    2016

    11

    Чоросова Ольга Марковна Соломонова Галина Сергеевна

    Кризисогенные факторы в профессиональной жизни педагогов Якутии: вопросы самоконтроля и саморегуляции

    Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей / под общей ред. О.К. Поздняковой

    Т. 4

    Самара; Москва

    Российское

    РИНЦ

    2016

    С. 334-346

    12

    Чоросова Ольга Марковна

    Непрерывное профессиональное образование и вопросы адаптации педагогов Якутии

    Вестник Института социологии.

    №2

    Москва

    Российское

    ISCN

    2016

    С. 113-128.

    13

    Чоросова Ольга Марковна

    Третья функция федерального университета: обеспечение LLL

    Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 14-й междунар. конф.: в 2 ч.

    выпуск 14, ч. 1

    Санкт-Петербург

    В материалах международных конференций СРГ/РФ

    РИНЦ

    2016

    С. 501-509

    14

    Чоросова О.М., Соломонова Г.С.

    Актуальные вопросы становления и развития электронного обучения в Якутии

    Педагогический журнал

    №6

    Принята к печати. Договор с Изд-вом «Аналитика Родис »

    ВАК

    2016

    15

    Olga M. Chorosova

    Evaluation of the current education quality by educators of Yakutia and their attitude to the profession

    South African Journal of Education.

    Принята, этап доработки.

    Договор с Изд-вом “AcademicPapers”

    Scopus

     

    Другие издания – Учитель: портрет крупным планом. (Педагоги ХХ века) / ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова, Ин-т непрерывного проф. образования ; авт.-сост. О.М. Чоросова. Г.С. Соломонова; отв. ред. В.Д. Михайлов. – Якутск, 2016. – 270 с. (Научно-популярное издание).

     


    Диаграмма 1. Сравнение показателей по публикациям за 2015 и 2016 гг.

    Публикации сотрудников ИНПО СВФУ за 2010- 2016 гг.

    Год

    Монографии

    Сборники (в т.ч. каталог, пособие)

    Науч.-метод.

    Науч.-попул.

    Статьи

    Всего:

    РИНЦ

    ВАК

    WoS/

    Scopus

    Заруб. издания

    Др.

    2010-

    2011

    1

    1

     

     

    6

     

     

     

     

     

    2012

    -

    6

     

     

    26

     

    11

     

    5

    10

    2013

    2

    2

     

     

    15

    14

     

     

    1

     

    2014

     

    1

     

     

    16

    13

     

     

    3

     

    2015

    1

    1

    2

     

    12

    10

    2

     

     

     

    2016

    1

    -

     

    1

    15

    12

    1

    2

     

     

     

    III. ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

    Руководство аспирантами: д.п.н., к.пс.н., профессор кафедры андрагогики О.М. Чоросова – 3 аспиранта, 2 соискателя.

     

    IV. научные мероприятия

    4.1. Участие в конференциях

    Время, место

    Мероприятие

    Участники

    Цель

    Результат

    Документ

    Очное участие

    1

    Г. Милан, Италия, Миланский технический институт

    19 марта по 26 марта 2016г

    Международная конференция «Адаптация человека и общества в Арктических регионах в условиях потепления климата и глобализация»

    Чоросова О.М., Жожиков А.В.

    Реализация соглашения о сотрудничестве СВФУ с Фондом Миланского технического университета

    Очное выступление «Непрерывное профессиональное образование и моделирование будущего Республики Саха (Якутия)» (Continuing Professional Education and it’s Impact on the Future Scenarios in the Sakha Republic)

    Установление конструктивных научно-методических связей с Центром инновационных технологий (Metodie Tecnologie Innovative per la Didattica, Politecnico Di Milano, исполнительный директор Susanna Sancassani по) электронному обучению с применением дистанционных образовательных технологий.

    Видеоконференция между Миланским политехническим университетом и СВФУ по электронному здравоохранению.

    Официально подписан договор о сотрудничестве между СВФУ и Фондом Миланского политехнического университета

    2

    Г. Сочи

    8-10 апреля 2016 г.

    Всероссийская конференция «Профессионализм учителя как важнейшее условие обеспечения качества образования»

    Чоросова О.М.,

    Соломонова Г.С.

    Участие в конференции

    Участие О.М. Чоросовой в качестве эксперта.

    Установление контактов с образовательный центром «Сириус», «Издательством Просвещение», участие в качестве эксперта, обмен опыта

    Нет

    3

    Казань

    19-21

    мая 2016 г.

    II МЕЖДУН. ФОРУМ ПО ПЕД.

    ОБРАЗОВ.

    Чоросова О.М.,

    Герасимова Р.Е., Соломонова Г.С.,

     

    Участие в конференции, публикация статьи:

    O.M. Chorosova, R.E. Gerasimova, G.S. Solomonova, N.I. Zakharova.

    Northern Teacher in Conditions of the Current Renewal Processes in Education

     

    Выступление на международной конференции

    (О.М. Чоросова).

    Участие в конференции и конкурсе на публикацию материалов в сборнике, рецензируемом WoS или Scopus

    Сертификат участника

    Публикация WoS

    4

    Санкт-Петербург

    12.09.2016-16.09.2016 г.

    UArctic (Конгресс Арктики)

    Чоросова О.М., Соломонова Г.С., Саввин П.А.

    Публикация тезисов в сборнике материалов UArctic Congress 2016 Abstract Book

    Доклад-постер О.М. Чоросовой, совместная статья О.М. Чоросовой в соавторстве с К. Куракбаевым принята для публикации в издательство Springer

    Сертификаты участия

    5

    Заочно

    Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития:

     

    О.М. Чоросова

    Статья

    Чоросова, О.М. Третья функция федерального университета: обеспечение LLL

    С. 501-509

    Публикация статьи в сборнике материалов:

    Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах

    устойчивого развития: материалы 14-й междунар. конф.: в 2 ч. [Текст: Электронный

    ресурс] / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ

    им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. проблем непрерыв. образования. –

    Вып. 14. – 1 CD-ROM. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. – Ч. I. –

    6

    Заочно

    Международная НПК «Теория и практика воспитания: педагогика и психология» в рамках мероприятий, посв. 120-летию Л.С. Выготского

    О.М. Чоросова, Г.С. Соломонова.

    О.М. Чоросова, Г.С. Соломонова. Непрерывное профессиональное образование:

    социальная ответственность педагога

    Публикация статьи в сборнике материалов РИНЦ

    Теория и практика воспитания: педагогика и психология: сб. мат-ов Междун. науч.-практ. конф. – М., 2016.

    7

    Заочно

    4-я Всеросс. НПК «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве»

    О.М. Чоросова, Г.С. Соломонова

    Кризисогенные факторы в профессиональной жизни педагогов Якутии: вопросы самоконтроля и саморегуляции

    Публикация статьи в сборнике материалов РИНЦ

    Воспитание в современном культурно- образовательном пространстве : сборник ста- тей / под общей редакцией О.К. Поздняковой. – Том 4. – Самара : СГСПУ ; М. : МПСУ, 2016. – 387 с.

    8

    Очно

    Фольклор палеоазиатских народов

    21-25 ноября 2016 года в г. Якутске

    А.В. Жожиков

    Доклад и статья «Самобытная культура палеоазиатских народов в мировом информационном пространстве»

    Для публикации в сборнике материалов

    В печати

    9

    Заочно

    IX Московский международный семинар «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» (с 29 ноября по 2 декабря 2016 года)

    А.В. Жожиков

    Статья «Образование, культурная самобытность и национальная идентичность коренных малочисленных народов Севера в условиях кочевого образа жизни и глобализации»

    Для публикации в сборнике материалов

     

    10

    Очно

    Всеросс. НПК «Культурные индустрии региона: опыт и перспективы развития», посвященной 20-летию кафедры культурологии СВФУ, 14 декабря 2016 года

    А.В. Жожиков

    Доклад и статья «Культурные индустрии в условиях формирования информационного общества»

    Для публикации в сборнике материалов

     

     

     

     

    4.2. Проведение конференций и др.


     

    4.2.1. Научно-образовательный форум с международным участием «Education, forward!» «Непрерывное образование: мобильность, открытость, интегративность»

    В мероприятиях участвовали: специалисты реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы, в том числе педагоги и руководители образовательных организаций, студенты, научно-педагогические кадры Республики Саха (Якутия); ППС СВФУ; научные работники РФ, Республики Казахстан.

    В рамках Форума состоялись:

    ·                     Научно-методический семинар с международным участием «Непрерывное образование: мобильность, открытость, интегративность» (Казахстан, Москва, Санкт-Петербург);

    ·                     Обучающий семинар «Особенности применения когнитивных технологий в современной школе: электронное обучение, обучающая среда, стиль коммуникации» с участием С.Ф. Сергеева, д.психол.н., академика РАЕН, профессора СПбГУ, М.Е. Бершадского, к.п.н., профессора кафедры развития образования АПКиППРО;

    ·                     Практический коллоквиум для директоров, зам.директоров СОШ с участием методистов, авторов учебников и методических пособий российских издательств по темам: «Профессиональный стандарт педагога», «Специфика сдачи ЕГЭ», «Подготовка школьника к выпускной проверочной работе»;

    ·                     Образовательная площадка «Эффективный менеджмент личностного роста»;

    ·                    Круглый стол «Современный педагог: инициатива, компетентность, система аттестации» и т.д.

    4.2.2. Форум-семинар «Развитие инклюзивного образования

    10 декабря 2016 года в МО «Намский улус» на базе Намской начальной школы имени И.Д. Винокурова – Чагылгана Благотворительным фондом «Лебедь» РС (Я) при Управлении образования МО «Намский улус» был организован форум-семинар «Развитие инклюзивного образования в МО «Намский улус», совместно с Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова, Благотворительным фондом «Харысхал» РС (Я), организатором «Чорон добра» Васильевым Антоном Гаврииловичем, МБДОУ «Звездочка» г. Якутска.  На этом форуме-семинаре работали 4 площадки:

    •          Интерактивная встреча «Социальный подход к пониманию инвалидности». Для единого детского движения МО «Намский улус» «Чолбон» проведены Уроки доброты. Всего было участников 31 обучающихся улуса.

    •          «Инклюзивное образование «Вместе ради будущего. Вместе с детьми». Семинар по пониманию инвалидности, по внедрению спец. ФГОС для педагогов, воспитателей улуса. Всего охват 91 чел.

    •          «Мастер-класс» по мультимедиа-, кукольному театру, национальному шитью и по паралимпийскому виду спорта – БОЧЧА для родителей с детьми с особыми потребностями в обучении, педагогов дополнительного образования Намского улуса. Всего охват 65.

    •          Проектная деятельность — «Понять, принять, любить». Защита образовательными организациями инновационной программы по инклюзивному образованию, где 6 школ улуса получили финансирование программы от БФ «Лебедь». Всего участвовали 11 образовательных организаций.

    4.2.3. Республиканский форум «Допрофессиональная подготовка будущих инженерно-технических кадров: проблемы, поиск, находки, решения»

    ИНПО СВФУ, МКУ «Управление образования  Момского района», ТИ СВФУ с 25-28 февраля 2016 г. в с. Хонуу Момского района был проведен республиканский форум «Допрофессиональная подготовка будущих инженерно-технических кадров: проблемы, поиск, находки, решения» для определения перспектив и путей сетевого взаимодействия между образовательными организациями Индигирской зоны районов (улусов) РС (Я) по обеспечению качества инженерно-технического образования и дальнейшего сотрудничества учреждений образования.          

    В работе форума приняли участие педагоги и учащиеся Абыйского, Аллаиховского и Жиганского районов. В рамках форума были проведены: интеллектуальный марафон среди учащихся, чемпионат по базовому курсу информатики, конкурс учебно-методических разработок педагогов,выставка технического творчества воспитанников и учащихся, научно-практическая конференция «Допрофессиональная подготовка будущих инженерно-технических кадров: проблемы, поиск, находки, решения» (для учителей, курсы повышения квалификации) и т.д.

    4.2.4. Организация научной сессии на Конгрессе Арктики

    С 12 по 16 сентября в Санкт-Петербургском государственном университете прошёл первый Конгресс Университета Арктики (UArctic), крупнейшее мероприятие, собравшее более 500 участников: представители университетов, бизнес-лидеры и дипломаты из разных стран мира. Были представлены не только арктические государства и общины коренных народов, но также различные международные организации и из таких стран, как Франция, Великобритания, Швейцария, Нидерланды, Германия, Япония, Китай и Южная Корея.

    Группа ИНПО СВФУ была задействована в Сессии 4.1 «Непрерывное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни» (4.1 Lifelong Professional Education in the Present Context of Transformation and Their Impact on the Quality of Life) Секции 4 «Строительство долгосрочного человеческого потенциала»: Theme 4: Building Long-term Human Capacity.

    Руководителем сессии по согласованию с организаторами Конгресса UArctic стала О.М. Чоросова, д.п.н., директор ИНПО СВФУ (Convener: Olga Chorosova, Ammosov Northeastern Federal University, Russia). Была проведена очень большая подготовительная организационная работа по созыву участников международной сессии, сбору материалов, содействию по регистрации заявок на сайте Конгресса и включению в состав участников, взаимодействию с организаторами Конгресса.

    V. Основные результаты НИР в 2016 г.

    Научно-исследовательская работа ИНПО носит разносторонний характер: под руководством О.М. Чоросовой разработаны проект САЕ «Третья функция университета: обеспечение LLL», позднее доработанный до модели региональной интегративной системы непрерывного профессионального образования на базе СВФУ как центра непрерывного образования, а также Положение о премии им. Д.И. Фельдштейна. В состав Комитета  премии вошли ведущие ученые РС (Я) и РФ.

    5.1. Результаты интеллектуальной деятельности, формируемые по результатам НИР

    Сроки регистрации – 2017 г.

    5.1.1. Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни педагогов РС (Я) : профессиональное и личностное самочувствие

    Авторы-составители: Чоросова О.М., Соломонова Г.С., Герасимова Р.Е., Никулина А.А.

    Код ГРНТИ: 14.37

    Результат научных исследований – база данных.

    Готовность: 90%.

    Описание: База данных включает результаты социологического исследования среди педагогов РС (Я) "Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни педагогов (сравнительный аспект (на примере РС (Я) и Республики Казахстан". Общее количество респондентов - более 1000 чел. в РС (Я), 2000 чел. в Республике Казахстан. Опросник включает несколько блоков: 1. Учитель в условиях современных трансформационных процессов в образовании; 2) Диагностика уровня эмоционального выгорания; 3) Определение кризисогенных факторов и факторов преодоления кризисов профессионального развития; 4) Сформированность базовых компетентностей педагога; 5) Оценка уровня готовности педагога к развитию; 6) Опросник качества жизни ВОЗ КЖ-26.

    Результаты НИР позволят сравнить профессиональное и личностное самочувствие педагогов Якутии и Казахстана. Данные позволят выявить районы, школы, где педагоги подвержены влиянию кризисогенных факторов, испытывают психологические затруднения в профессиональной деятельности, о которых свидетельствует недостаточный уровень сформированности профессиональных компетенций и компетентностей, отмечают низкое качество своей жизни.

    Преимущества перед известными аналогами: База данных по результатам социологического исследования создается впервые и ориентирована на междисциплинарный характер оценки результатов: психолого-педагогический; медико-социальный. По результатам НИР будут сформированы до декабря 2018 г. 6 РИД, в том числе по направлению "Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога"

    Назначение: Результаты НИР предназначены для практического использования в целях совершенствования системы непрерывного педагогического образования на базе ИНПО СВФУ в свете поручения Президента РФ: "обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации". Онлайн-опросник, направленный на выявление уровня сформированности базовых профессиональных компетентностей и компетенций, будет работать и использоваться в курсовой деятельности ИНПО на постоянной основе. Таким образом, база данных ориентирована на максимальный охват педагогов РС (Я).

    Назначение, область применения: Непрерывное профессиональное образование педагогов; статистический учет ДПО педагогов

    5.1.2. Анализ современного состояния и выявление особенностей развития дополнительного профессионального образования в Республике Саха (Якутия)

    Авторы-составители: Чоросова О.М., Герасимова Р.Е., Соломонова Г.С.

    Код ГРНТИ: 14.37

    Результат НИР: Система управления и контроля.

    Готовность: 90%.

    Описание, характеристика: Определены методологические основания исследования феномена непрерывного профессионального образования, в качестве которых выступают системно-функциональный, интегративный, социально-педагогический подходы; роль и место ДПО в контексте социально-экономического развития РС (Я); обобщены результаты опроса населения РС (Я) по выявлению его отношения к дополнительному профессиональному образованию, а также опроса среди педагогов РС (Я) по оценке качества современного образования; собраны, изучены и обобщены статистические и документальные материалы, отражающие состояние и динамику развития региональной системы ДПО РС (Я); разработана модель интегративной системы непрерывного профессионального образования с апробацией на базе ИНПО СВФУ; выявлены особенности развития системы ДПО в РС (Я); разработаны теоретические основания развития интегративной системы непрерывного профессионального образования: сущность и содержание, приоритетные функции, базовые характеристики, цель и стратегии, принципы развития; концепция и модель развития интегративной системы непрерывного профессионального образования РС (Я); разработаны методические рекомендации.

    По состоянию на 05.12.2016 г. на данном этапе выявлены некоторые индикаторы развития дополнительного профессионального образования РС (Я), на основе которых составлены образовательные карты по направлению «Дополнительное профессиональное образование РС (Я)»: 1) Количество лицензированных образовательных учреждений ДПО РС (Я); 2) Дополнительное профессиональное образование в СВФУ; 3) Охват дополнительным профессиональным образованием безработного населения РС (Я). Разработана модель региональной интегративной системы непрерывного профессионального образования на базе СВФУ как механизм управленческого решения.

    Преимущества перед известными аналогами: В рамках комплексной научной экспедиции в РС (Я), направленной на развитие производительных сил и социальной сферы республики, впервые проведен социологический опрос среди населения РС (Я) с охватом 3007 чел. совместно с ПИ СВФУ по выявлению оценки населением современного состояния образования республики, в том числе его отношения к дополнительному профессиональному образованию. На основе результатов разработана вышеописанная модель региональной интегративной системы непрерывного профессионального образования.

    Назначение: Синхронизация тенденций социально-экономического развития региона и системы ДПО в целях удовлетворения потребностей отраслей народного хозяйства РС (Я) в высококвалифицированных специалистах.

    Область применения: система дополнительного профессионального образования.

    5.1.3. Мониторинг условий и качества образовательных услуг по ДПО в ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова за 2014-2016 г.

    Авторы-составители: Чоросова О.М., Герасимова Р.Е., Николаева Е.С., Соломонова Г.С.

    Код ГРНТИ: 14.37.

    Результат НИР: база данных.

    Готовность: 90%.

    Описание, характеристика: База данных составлена по следующим критериям: общее количество слушателей по ДПО (пол, возраст, образование, социальный статус, категория работников), сведения об образовательных дополнительных профессиональных программах, распределение слушателей по формам обучения, направлениям подготовки, сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса.

    Преимущества перед известными аналогами: Статистический учет охвата населения РС (Я), специалистов реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса дополнительным профессиональным образованием в соответствии с требованиями Минобрнауки РФ и статистическим инструментарием из всех лицензированных образовательных учреждений ДПО ведется в СВФУ.

    Назначение: Систематизация статистических данных СВФУ по охвату населения РС (Я), социальной сферы и бизнеса дополнительным профессиональным образованием, а именно курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовки по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий РФ

    Область применения: система дополнительного профессионального образования.

     

    5.2. Разработка проекта Положения о премии имени Д.И. Фельдштейна

    В конце 2015 г. и в начале 2016 г. Институтом непрерывного профессионального образования по поручению ректора велась работа по разработке Положения о Премии имени Д.И. Фельдштейна, которое рассматривалось, обсуждалось руководством университета и структурных подразделений в соответствии с визой ректора №3793/13 от 23.11.2015 г. и утверждено приказом от 28.04.2016 г. №518-ОД.

     

    5.3. «Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни педагогов (сравнительный аспект: на примере Республики Саха (Якутия) и Республики Казахстан)»

    Социологический опрос среди педагогов РС (Я) и Республики Казахстан завершен. Партнер – Национальная академия образования им. И. Алтынсарина (Меморандум о сотрудничестве между Национальной академией образования им. И.Алтынсарина Министерства образования и науки Республики Казахстан и Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова (Республика Саха (Якутия)), 23.12.2015 г., Национальная академия образования им. И. Алтынсарина).

    Область исследования – Республика Саха (Якутия), Республика Казахстан.

    Основные результаты: Опрошено более 2000 казахстанских педагогов и 1000 педагогов Якутии. Результаты исследования обсуждены на II Международном педагогическом форуме, Конгрессе Арктики, на Научно-образовательном форуме "Education, forward!". По результатам исследования опубликована 1 статья WoS, параграф "Учитель в условиях современных трансформационных процессов в образовании: методологические подходы и методы в исследовании" в коллективной монографии "Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога", тезисы в сборнике материалов Конгресса Арктики, а также доклад-постер. С января 2016 г. ИНПО проведена работа по участию в Конгрессе Арктики, результатом которой стало включение в Конгресс Арктики секции "Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни". Совместная статья О.М. Чоросовой и К. Куракбаева принята к публикации издательством Springer. В 2017 г. результаты исследования будут обобщены в совместной научной монографии..

    Институт непрерывного профессионального образования СФВУ им. М.К. Аммосова с 11 ноября 2015 г. по 8 апреля 2016 г.  провел арктический марафон.

    Целями проведения марафона стали организация и проведение курсов повышения квалификации, опрос педагогов в рамках социологического исследования  «Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни педагогов (сравнительный аспект: на примере Республики Саха (Якутия) и Республики Казахстан)», проводимого СВФУ им. М.К. Аммосова (Республика Саха (Якутия), г. Якутск), Национальной академией образования им. И. Алтынсарина, Центром образовательной политики Назарбаев Университета в Астане (Республика Казахстан).

    В социологическом исследовании, направленном на совершенствование системы непрерывного педагогического образования, приняли участие 516 педагогов Арктики, также проведена видеосъёмка интервьюирования заместителя главы, начальников управлений образования, руководителей и педагогов образовательных организаций.

    Интервью проведено с целью получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента, наиболее точного метода сбора социологической информации. При интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента. Таким образом, в социологическом исследовании педагогов Арктики применено несколько методов сбора информации, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных.

    5.4. Модель региональной интегративной системы непрерывного образования

    Сетевое пространство Института непрерывного профессионального образования СВФУ, как и любого другого современного вуза, представляет собой синтез электронного и дистанционного обучения, а также сеть образовательных платформ университета на территории РС (Я), социальных и научно-образовательных партнеров и в РС (Я), и за ее пределами – в России и за рубежом.

     


    Рис. 1. Субъектные компоненты интегративной системы НПО СВФУ

    Интегративность системы обусловливается и сетевым характером реализации непрерывного профессионального образования, ее субъектными компонентами, которыми, как видно на рис. 1, выступают субъекты различных сфер общества, не только образования. Личность также и прежде всего интегрирована в эту систему: сегодня дополнительное профессиональное образование должно гибко и мобильно реагировать на образовательные запросы общества, рынка труда и личности, в конечном счете определяясь необходимостью решения глобальных задач развития человеческого капитала республики для моделирования, проектирования ее будущего (рис. 2).


    Рис. 2. Интегративность в развитии региональной модели непрерывного профессионального образования

     


    Рис. 3. Задачи интегративной системы НПО СВФУ

    Концепция развития интегративной системы непрерывного профессионального образования ставит своей целью обеспечение ее развития с учетом реальных потребностей комплексной модернизации образования и данных мониторинга, диверсификации и вариативности образовательных услуг по содержанию и способу реализации, технологичности, отвечающее федеральным и международным стандартам. Она основы­вается на ведущих принципах непрерывного образования взрослых (принцип всеобщности образования и открытости, принцип демократизма и доступности, принцип интегративности и преемственности, принцип регионализации и мобильности). Система охватывает различные уровни (федеральный, муниципальный, региональный), обеспечивает интегративность, технологичность, единство научного, учебного и методического; носит мобильный характер, реализуя возможности информационных технологий, сетевых технологий и стратегического партнерства, способствует созданию единого открытого образовательного пространства непрерывного образования в республике; содействует мотивации трудовых ресурсов в их саморазвитии и самосовершенствовании.

     


    Рис. 4. Модель интегративной системы непрерывного профессионального образования

     

    Модель интегративной системы непрерывного профессионального образования (рис. 4) включает: уровень институционализации (повышения статуса, роли и возможностей самой системы), определяющей возможности самой системы, а также механизмы  ее функционирования и развития и уровень обеспечения качества непрерывного профессионального образования. Структурными компонентами, раскрывающими возможности самой системы, являются: нормативно-правовой (нормативное правовое поле функционирования системы непрерывного профессионального образования РС (Я)); административно-управленческий (административно-управленческий аппарат функционирования системы); экономический (финансово-экономическое обеспечение функционирования системы); инфраструктурный (состояние инфраструктуры функционирования системы); материально-технический (материально-техническое обеспечение функционирования системы) и кадровый (кадровое функционирование системы); механизмов ее функционирования и развития: мониторинговый (оценка потребностей предприятий и организаций реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса в квалификациях специалистов); аналитико-прогностический (анализ данных мониторинга и подготовка предложений для развития системы и формирования социального заказа интегративной системе непрерывного профессионального образования); стратегиальный (определение перспективных направлений развития интегративной системы непрерывного профессионального образования и способов их реализаций); организационно-технологический (технология организаторской деятельности, направленная на развитие самой системы и привлечение различных категорий специалистов к определенным программным продуктам (ДПП), и обеспечение ее реализации); информационно-методический (разработка и внедрение инновационных программ, маркетинг образовательных услуг и продуктов); на уровне обеспечения качества непрерывного профессионального образования: функционально-целевой (определение направлений и целей повышения квалификации и переподготовки различных категорий специалистов в соответствии с выработанной стратегией); информационно-содержательный (формирование ДПП с учетом квалификационных запросов предприятий и организаций и др.); моделирование (создание вариативных моделей реализации перспективных направлений непрерывного профессионального образования); технологический (определение способов реализации ДПП: дистанционное образование, сетевое образование, электронное обучение, e-learning); мониторинговый (оценка качества удовлетворения потребностей в непрерывном профессиональном образовании). 

     

    закрыть

    Антиспам:

    CAPTCHA